2 декабря 2019 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «О Законодательных обеспечениях прав детей и родителей в сфере семейных споров».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон, устанавливающий ответственность за удержание силой или хитростью общего ребёнка одним из родителей, в результате чего второй родитель лишён возможности общаться с ребёнком, заботиться о нём и исполнить в полной мере родительские обязательства. В то же время Гаагская Конвенция от 25 октября 1980 г. определяет такую ситуацию как «похищение ребёнка». Россия присоединилась к этой Конвенции в 2011 г., однако не подкрепила своё присоединение соответствующими законодательными актами.

В России отмечается рост числа обращений о намеренном сокрытии родителем местонахождения ребёнка или удержания ребёнка в целях препятствования общению с ним другого родителя. Наблюдается увеличение количества исполнительных производств, возбуждённых на основании соответствующих судебных решений. При этом сколько-нибудь заметная ответственность родителя за неисполнение решения суда отсутствует.

Представители негосударственной сферы безопасности совместно с законодателями фракции КПРФ, представителями судебных инстанций, адвокатским профессиональным сообществом и родителями рассмотрели вопросы, связанные с защитой прав детей и отдельно проживающих от них родителей, которые требуют внимания органов государственной власти. Также обсудили необходимость комплексного подхода по решению проблемы исполнения решения судов о месте жительства детей и порядке общения отдельно проживающего родителя. Особое внимание было уделено восстановлению прав детей на общение с обоими родителями.

Были рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних, лишения их прав на общение с родителями или близкими родственниками, намеренного сокрытия местонахождения ребёнка помимо его воли, осуществления исполнительных производств об отобрании или передачи ребёнка, порядка общения с ним, а так же вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной практики в целях защиты прав и законных интересов детей и родителей.

Депутат от фракции КПРФ Валерий Рашкин отметил, что: «Тема очень непростая, учитывая, что это касается детей и их родителей. В практике российского законодательства далеко не всё предусмотрено, чтобы защитить право ребёнка на то, чтобы он имел возможность общаться с обоими родителями каждый день. К сожалению, часто случается, что при разводах родители стараются изолировать ребёнка от одной из сторон, противодействуют решению судов, обязывающих общению ребёнка с обоими родителями».

О проблемах в работе с родительскими спорами при определении места жительства и порядка общения детей и родителей рассказала учредитель и генеральный директор АНО "Центр содействия реализации родительских прав" Александра Марова: «По итогам 2018 г. половина граждан пришедших в суд не верят, что решение суда можно исполнить без вмешательства судебных приставов. Когда друг с другом невозможно договориться - нужна помощь государства.

Согласно Конституции РФ, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, но и здесь встречаются сложности. Почему так происходит? Потому, что предусмотренные меры ответственности не работают, затруднительно привлечь даже к предусмотренной мере ответственности, удержание ребёнка с родителем вопреки решению суда не считается похищением и не предусматривает ответственности, а также потому, что позиция судебных приставов не способствует исполнению судебных решений и процесс затягивается на годы.

- К сожалению, действующая система мер не в состоянии помочь никому из нас, констатировала основатель и руководитель детективного агентства «TWO LIVES» Екатерина Шумякина: «Государство часто оказывается бессильным. Обращаясь во всевозможные инстанции, мы часто сталкиваемся с тем, что никто ничего не может сделать. Формальный подход в решении вопросов связан с пробелами в законодательстве.

С помощью экспертов и юристов разработан комплекс мер - проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления родительских прав» (далее-законопроект), который на наш взгляд необходимо предпринять с целью возможности содействовать всем родителям России в реализации законных прав жить со своими детьми, знать что с ними и иметь возможность участвовать в их воспитании».

Законопроектом вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ и ГПК РФ соответственно).

Законопроектом предлагается установить:

  • предоставление родителям права заключать нотариально удостоверенное соглашение об определении места жительства детей, имеющее силу исполнительного листа;
  • немедленное исполнение решения суда об определении места жительства детей;
  • дополнительное основание для лишения родительских прав родителя в случае злостного неисполнения решения суда об определении места жительства детей;

В соответствии с действующими нормами законодательства все вопросы, касающееся воспитания и образования детей, решаются родителями совместно по их взаимному согласию, исходя из интересов детей (п2 ст.65 СК РФ). Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанности по защите его прав и интересов. Следовательно, определение места жительства ребенка предполагает исключительно указание на то, с кем из родителей он будет проживать, и не влияет на объем родительских прав отдельно проживающего родителя.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей (п3. Ст.65 СК РФ), что вполне отвечает принципу решения вопросов жизни семьи на основе взаимного согласия ее членов (п3 ст.1 СК РФ). При отсутствии соглашения, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статьей 79 СК РФ установлено, что при невозможности исполнения решения суда о передаче ребёнка без ущерба его интересам, ребёнок может быть по определению суда временно помещён в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьёй 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.

Исследования, проведённые Академией прикладной психологии и психотерапии, показали, что наиболее распространёнными причинами неисполнения судебных решений являются:

  • продолжительный период разлуки и перерыва в общении взыскателя с ребёнком;
  • умышленное создание должником препятствий для исполнения правового акта;
  • отказ ребёнка от возвращения к взыскателю, являющийся следствием психологического индуцирования, то есть формирования должником негативного отношения к отдельно проживающему родителю.

В связи с этим, в целях устранения негативных эмоциональных аспектов для ребёнка, законопроектом предлагается внести изменения в статью 65 СК РФ, предоставляющие родителям право заключать между собой нотариально удостоверенное соглашение об определении места жительства детей, имеющее силу исполнительного листа в письменной форме нотариально заверенное соглашение об определении места жительства детей, имеющее силу исполнительного листа, по аналогии с соглашением об уплате алиментов.

Кроме того, основания для лишения родительских прав, установленные статьей 69 СК РФ, предлагается дополнить основанием, связанным со злостным неисполнением решения суда об определении места жительства детей. Статью 211 ГПК РФ, устанавливающие перечень решений суда, подлежащих немедленному вступлению в силу, предлагается дополнить решениями суда об определении места жительства детей.

Необходимо устанавливать уголовную ответственность за повторное административное правонарушение и уголовное законодательство по этому пути идёт. По мнению президента АПС Сергея Любименко должен быть комплекс изменений не только в административном законодательстве, но и в семейном кодексе. Необходимо принципиально подумать о регулировании определённых механизмов лишения родительских прав родителя в случае злостного неисполнения решения суда об определении места жительства детей так, как данный инструмент может использоваться одним из родителей в своих личных интересах.

Те проблемы и переживания родителей, которые лишены возможности осуществлять свои родительские права необходимо решать в рамках созданной вневедомственной рабочей группы при ГД РФ под руководством Екатерины Шумякиной. Полностью поддерживаю те предложения, которые заложены в резолюции круглого стола, надо активно работать в этом направлении так как, согласно статистике за последние годы количество обращений родителей по поиску своих детей участилось и серьёзно увеличилось …»

- Все предложения, которые были озвучены в работе круглого стола, несомненно, были конструктивными, - считает председатель правления Московской коллегии адвокатов номер 1 Дмитрий Краснов. По мнению адвоката, необходимо вводить гуманные и бережные принципы работы при этом минимизировать роль органов опеки путём внедрения всесторонней практики института медиации. При рассмотрении дел в судах должно быть обязательное наличие судебных экспертиз на детско-родительские отношения соответствующего качества».

Все мы люди и должны общаться. Не может быть, что какой-то один родитель виноват. В любом случае страдает ребёнок. Не бывает победителей в родительской «войне». Законодательная инициатива должна принудить обоих родителей договариваться между собой и в этом ракурсе система медиации всем в помощь. Родители в первую очередь должны заботиться о детях и обеспечить дальнейшие их права. Не бывает равных прав, бывает права равны обязанностям!