В Москве существует единственное на сегодняшний день общественное движение STOPкиднеппинг (www.stopkidnapping.ru) которое оказывает правовую, психологическую и информационную помощь матерям и отцам, которые на протяжении длительного времени не имеют возможности реализовать свои родительские права, ввиду сокрытия другим родителем места нахождения их малолетних детей. Наша Организация объединяет более 100 родителей.
К сожалению, в Законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «семейный киднеппинг» когда один из родителей похищает и скрывает общего ребёнка от другого родителя, лишая его возможности общаться с ребенком. Общественное движение STOPкиднеппинг в рамках оказания правовой помощи столкнулось с бессилием государства и отсутствием правовых механизмов, которые бы позволили не только реализовать родительские права, но и исполнить вступившие в законную силу судебные решения о месте жительства малолетних детей.
Мы постарались объединить усилия государственных органов исполнительной власти, государственных деятелей, представителей некоммерческих социально ориентированных организаций, а также неравнодушных людей, в целях защиты материнства, отцовства и детства.
Количество обращений о нарушении прав детей на общение с близкими родственниками и отсутствии возможности реализовать родительские права, ежемесячно увеличивается. Только за последний квартал в общественное движение STOPкиднеппинг поступило более 500 таких обращений.
По инициативе Комиссии Общественной палаты по защите семьи, материнства и детства и при поддержке общественного движения «STOPкиднеппинг» 26 апреля 2018 года был проведен «Круглый стол» на тему: «Семейный киднеппинг – похищение детей родителем? Правовые и поведенческие аспекты».
В проведении круглого стола приняли участие члены Общественной палаты, Уполномоченный по правам ребенка в городе Санкт-Петербурге, представители территориальных органов МВД РФ, территориальных подразделений СК России, Федеральной службы судебных приставов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, экспертные и общественные организации, а также матери и отцы, лишенные возможности общения с детьми в силу неправомерных действий другого родителя.
В ходе мероприятия были рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних, лишения их права на общение с родителями или близкими родственниками, намеренного сокрытия местонахождения ребенка помимо его воли, осуществления исполнительных производств об отобрании или передаче ребенка, порядка общения с ним, а также вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности в целях защиты прав и законных интересов детей и родителей.
С учётом практики работы общественного движения STOPкиднеппинг приходится констатировать, что, несмотря на развитие государственной поддержки семей, на сегодняшний день многие проблемы, затрагивающие институты семьи, материнства и детства, не нашли своего решения, а их государственная защита, предусмотренная частью первой статьи 38 Конституции Российской Федерации, обеспечена не в полной мере.
Мы призвали власти к наращиванию усилий по решению проблемы семейного киднеппинга и обеспечению достаточных гарантий соблюдения и защиты прав ребенка.
Что мы предложили:
1. Cоздать отдельный нормативно-правовой акт, детально регламентирующий организацию взаимодействия органов внутренних дел (полиции) и судебных приставов-исполнителей в сфере учета и обмена информацией о разыскиваемых должниках и удерживаемых ими детях, установления местонахождения должника и незаконно удерживаемого им ребенка, содействия в отобрании ребенка от незаконно удерживающего его должника, пресечения незаконного сопротивления со стороны должника и других лиц, оказываемого приставу-исполнителю при исполнении своих служебных обязанностей и осуществлении предусмотренных законом исполнительных действий, в целях обеспечения своевременного и результативного выполнения судебных решений и других правовых актов.
2. Ввести изменения в уголовной кодекс в части введения уголовной ответственности для родителей за неисполнение судебных решений;
3. Квалифицировать силовое отобрание ребенка как похищение человека и внести соответствующие изменения в статью 126 УК РФ;
4. Внести изменения в ст. 156 УК РФ в части лишения родительских прав, если родители лишают детей их права на общение с вторым родителем и намеренно скрывают местонахождение ребёнка.
Эти меры должны стать профилактическими и снизить количество историй, связанных с семейным киднеппингом.