В Приморье 7 января случился страшный пожар в Хасанском природном парке. Выгорело 90% территории. По мнению местных жителей, возгорание произошло в результате поджога, так как незадолго до этого на месте происшествия были замечены неизвестные машины. Первыми к тушению пожара приступили члены местных добровольных пожарных дружин и продолжали это делать и после прибытия официальных пожарных. Этот случай позволил понять, что на вооружении добровольцев нет ничего, кроме энтузиазма и желания уберечь свои родные места.

В СМИ появилось только одно сообщение. Оно было опубликовано 11 января на официальном портале ФБУ «Авиалесоохрана». В нем говорилось лишь о ликвидации лесных пожаров с 4 по 10 января и упоминался Приморский край. Свидетели трагедии рассказали, что звено пожарных МЧС появилось на месте возгорания только через 7 часов. Все это время тушением пожара занимались местные добровольцы. Затем они участвовали в устранении возгорания на 9.5 тысячах гектаров заповедника. 

Со слов руководителя добровольных пожарных села Цуканово Спартака Башарова стало известно, что перед возгоранием, минут за 20, в лесу находились посторонние автомобили. По-видимому, сухостой вспыхнул из-за поджога браконьерами, облегчающими таким образом себе охоту. Местные жители передали всю эту информацию сотрудникам правоохранительных органов. 

Площадь, охваченная пламенем, и скорость распространения огня не были бы такими большими, если бы были выполнены своевременные действия по профилактике возгораний. Этим в регионе занимается КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов». По их халатности и некомпетентности все и произошло. 

Спартак Башаров считает, что на осуществление всех необходимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности ресурсы имеются, так как краевой бюджет выделяет на это 12 или 16 миллионов рублей. Они поступают в распоряжение Приморской базы охраны лесов. Она состоит из двух подразделений, расположенных в Краскинске и Барабашевске. Первое показало свою неэффективность и будет, скорее всего, расформировано. 

Леса горят из года в год. А ведь на охрану заповедника каждый год расходуется около 63 миллионов рублей. Егеря рассказывали, что масштаб поставленных задач очень большой, а вот как их выполнять, было не известно. При реализации намеченных планов, на которую было бы затрачено несколько миллионов, последствия пожара не были бы столь серьезными. По крайней мере часть заповедника была бы спасена. Однако эти деньги ушли неизвестно куда. Скорее всего, за выполнение намеченных целей кто-то отчитался, и теперь все будет списано на пожар. 

По информации МЧС, Приморье – один из самых огнеопасных регионов. Он входит в первую пятерку по этому показателю. В Хасанском районе имеются госструктуры, целью которых является сбережение природы. Это парки, заповедники, ООПТ. Однако между этими ресурсами нет взаимодействия. Например, обслуживание созданной минерализованной полосы не проводилось уже два года. А ведь заросшая полоса не имеет никакого смысла. 

Однако ранее ситуация была еще хуже, так как сейчас появились добровольные пожарные дружины. Теперь они выступают в качестве связующего звена и наладили контакт между собой. Главы администраций и военные также умеют договориться. Все сложности происходят в среднем звене. Часто случается, что добровольцев не пускают в национальный парк или в зону рядом с границей. Пока рассматриваются документы, на территории разгорается пламя. А ведь когда собираешься по тревоге, то можно что-то и забыть. В отдельных структурах все регламентировано нормативными актами. Пожары на соседних территориях тушению не подлежат, и сотрудники начинают действовать, когда огонь подступает к ним. Необходимо взаимодействие, иначе все меры не принесут пользы. Многие работают только ради того, чтобы отчитаться, но ведь не все территории охвачены государственными заданиями. С этих «белых пятен» и приходит беда. 

По мнению дружинников, потенциал добровольных бригад вообще никаким образом не задействуется. Они не получают денежных средств и техники. Их не обучают на курсах и не обеспечивают бесплатным страхованием. Добровольные пожарные дружины работают на общественных началах, их никто не желает слышать.

Спартак Башаров сетует, что нет нормальной комплектации, такой, какую имеют госструктуры. Далеко не у всех имеются автомобили. Да и на имеющихся можно добраться до места пожара только по трассе, а дальше – как получится. Это то, что касается материальной составляющей. Официальные пожарные могут себе все выбить, добровольные – нет. В бригаде состоят официально 69 человек, а активно участвуют в пожаротушении около 100. И этот потенциал вообще не используется. Хорошим решением могло бы стать объединение всех дружин в централизованное региональное подразделение. 

Несколько раз представители дружинников через посредничество членов Общественной палаты встречались с руководством Приморского края, Тарасенко и Миклушевским. Однако на мероприятия, касающиеся обеспечения пожаробезопасности, их ни разу не приглашали.