В ИА REGNUM появился материал о том, что руководитель МЧС хочет коммерциализировать действующую систему оповещения о возгораниях.

Е. Зеничев, начальник МЧС, поставил свою подпись под внутренним приказом № 330. В документе указываются требования о подготовке экономико-финансового аргументирования к проекту ФЗ в разделе наделения органов госвласти субъектов РФ полномочиями по принятию решений относительно порядка дубляжа сигналов о пожаре в пожарные отделения.

Генерал-полковник не согласен с работой действующей автоматической системы. По мнению В. Кривошонка, генерал-майора ВС в отставке, кандидата технических наук, что большая часть законопроектов, представленных МЧС вполне может содержать коррупционную направленность. В настоящее время на ряде объектов, таких как школы, детсады, вузы, медицинские учреждения, санатории, общежития, сигнал о возгорании напрямую поступает в МЧС без задействования посредников из разряда сотрудников объекта, организации, которая передает сигнал. Зиничев, скорее всего, хочет снова использовать посредников. Со слов В. Кривошонка и Н. Вороновой, соучредителя «Консалтингового бюро «Воронова и партнеры», следует, что третьи лица в этой цепочке являются «распильщиками» бюджета. В целом же ситуация в этой сфере, по их мнению, является «клондайком» для злоумышленников.

Невыдуманные ситуации

Пожарная безопасность является одной из важных составляющих нацбезопасности, которая регулируется Конституцией страны и ФЗ. Посредники в процессе передачи тревожного сигнала не нужны, они являются лишним элементом в этом механизме.

Автор материала, опубликованного ИА REGNUM, описал несколько реальных ситуаций, которые и доказывают такое мнение. Например, в помещении, заполненном людьми, началось задымление. Вместо того, чтобы быстро передать сигнал об опасности, кто-то сидит и думает, нужна ли помощь специалистов или обойдемся. GSM-связь не вариант, так как все во власти оператора и необходима исключительно специальная связь. Под нее каналы выделяют на уровне гособоронзаказа и Минобороны, так как под угрозой жизнь граждан и безопасность инфосистемы государства.

Вторая ситуация из описанных сводится к коммерческому вопросу. В случае, когда за передачу в МЧС тревожного сигнала будет нести ответственность компания-посредник, организации необходимо с ней заключить договор и, соответственно, предоставить оплату за оказываемые услуги. А если оплата вовремя не поступит? Услуги оказываться не будут? А вдруг пожар?

К сожалению, ситуация реальная. В Питере и области система под названием ЦАСПИ установлена на 80 процентах объектов. Она не допускает прямую передачу сигнала оповещения на пульт в МЧС. В зимний период 2019-2020 гг. перестали обслуживать целых 3 района и сообщили губернатору, что отказываются осуществлять передачу сигналов до того момента, пока им не выплатят деньги.

Что получается?

В связи с тем, что в большинстве своем объекты, находящиеся под охраной, – это госучреждения, что дает возможность получить контроль над бюджетными средствами. Либо нужно заключить договор, либо искать другую организацию, но это не вариант, так как она должна быть лицензированной.

Именно такой подход к организации системы оповещения привел к ряду трагедий. В Перми, в «Хромой лошади» понадобилось всего 3 минуты, чтобы 156 человек умерли от отравления угарным газом. При этом, в пожарной части о происшествии узнали от свидетеля и пока прибыла бригада, все уже практически завершилось. В Коми в доме престарелых умерло 23 человека. пожарники приехали исключительно после звонка, поступившего на «01». До момента их прибытия прошло целых 24 минуты.

Именно после этого и приняли решение о прямом извещении о пожаре в МЧС. Законопроект №123-ФЗ начал функционировать с 2014 г. и число погибших от пожара уменьшилось в целых четырнадцать раз. Выводы по поводу инициативы Е. Зиничева напрашиваются сами собой.