По словам экспертов, автомобили с электрическим двигателем горят не чаще, чем аналогичные машины с двигателями внутреннего сгорания. Подобные утверждения вызывают определенные вопросы, поскольку средний возраст электромобилей, эксплуатируемых сейчас, значительно ниже, чем машин с ДВС.

По данным статистики, каждый год в США происходит порядка 200 тысяч случаев, связанных с пожарами в автомобилях. Многие эксперты обращают внимание на опасность возгорания электромобилей, хотя компании, которые специализируются на лоббировании электрического транспорта, предпочитают не замечать подобные заявления.

Эксперты утверждают, что вне зависимости от используемого привода, пожар в автомобиле несет определенную опасность, и это необходимо учитывать. В автомобилях, даже электрических, полно различных видов смазок и других жидкостей, которые могут легко воспламениться и представляют серьезную опасность.

Материалы, уверяющие общественность в том, что электромобили не представляют большой опасности, с точки зрения пожаров, чем обычные автомобили с ДВС, опубликованы на основе отчета польских экспертов из ассоциации PSPA. По мнению авторов отчета, в электромобилях нет топлива, свечей зажигания и моторного масла. Отсутствие пожароопасных жидкостей делает электромобиль более безопасными. Исследователи основывают свои выводы на опыте эксплуатации и многочисленных тестах.

Современные аккумуляторы имеют надежные механизмы защиты, которые сводят к минимуму риск утечки жидких компонентов при аварии. Впрочем, в отчетах никто не стал учитывать тот факт, что большинство современных электромобилей, находящихся на дорогах, гораздо моложе автомобилей с ДВС. Кроме того, их общее количество еще недостаточно большое, чтобы делать какие-либо статистические выводы. Никто не знает, как может повести себя при аварии аккумулятор возрастом 10-15 лет.

Не стоит исключать и возможность проведения непрофессионального ремонта, при обслуживании электромобилей. Нередко причиной возгораний в автомобилях становятся именно ошибки «горе-мастеров». Пока электромобили не могут похвастаться обширной статистикой в этом вопросе.

Причины возгораний

Прежде чем говорить о безопасности электромобилей, необходимо разобраться в основных причинах возникновения возгораний. По данным польских аналитиков, основной причиной пожаров является утечка топлива. Более половины всех случаев, связанных с возгоранием автомобилей, происходят именно из-за нарушения целостности топливной системы.

Впрочем, не стоит забывать о том, что при возникновении пожаров в автомобилях далеко не всегда проводится тщательное расследование, чтобы установить его причину. В большинстве случаев владелец получает выплаты от страховой компании, поэтому его не всегда волнует, почему сгорел его автомобиль. Кроме того, нередко производители стараются скрыть истинные причины возгорания, если они связаны с технологическими дефектами или браком. Публикация таких сведений может подорвать доверие потенциальных покупателей, а также отпугнуть их от покупки автомобилей этого производителя. В связи с этим, производителям выгодно заявить о возникновении возгорания из-за топлива, чтобы скрыть просчеты своих инженеров.

Можно вспомнить случаи, когда отчеты о причинах возгорания, скрытых в технологических нарушениях, были опубликованы, а производители все равно пытались уйти от ответственности. Поскольку сегодня статистика по пожарам в электромобилях минимальная, каждый такой случай подлежит тщательному анализу.

ДВС

В современных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания большое количество запчастей и поверхностей, которые могут нагреваться до слишком высоких температур. Наличие в системе легковоспламеняющихся жидкостей, таких как тосол, моторное масло или бензин, существенно повышают риск возгорания при контакте.

Помимо жидких составляющих, в автомобилях есть шумоизоляция, пластик и ткани в салоне, наполнители сидений. Все эти материалы относятся к горючим и легко могут воспламениться от банальной искры.

Попытки инженеров расположить все узлы силового агрегата максимально компактно, часто приводят к тому, что основные элементы ДВС находятся достаточно близко друг к другу. При такой компактности всего несколько капель вытекшего моторного масла, могут стать причиной пожара.

Не стоит забывать, что в современных автомобилях используется большое количество электроники, что существенно увеличивает протяженность проводки и риск короткого замыкания. Искра в сочетании с утечкой топлива – идеальные условия для возникновения пожара в автомобиле.

Кондиционер

Помимо двигателя, горючие жидкости содержатся еще и в системе климат-контроля. Используемый сегодня в автомобилях хладагент в свое время подвергался критике. Инженеры проводили большое количество тестов, чтобы определить степень его опасности.

Вскоре маркетинг победил, все исследования и тесты были забыты, а хладагент успешно продолжает проникать в системы кондиционирования современных автомобилей.

Аккумулятор

Несмотря на отсутствие топлива и меньшее количество используемых смазочных жидкостей, даже в электромобиле можно найти то, что может загореться. Речь идет о батареях.

Сегодня для большинства электрокаров применяются литий-ионные аккумуляторы. Они обладают большей плотностью хранения энергии, что позволяет при меньшем весе, выдавать большее напряжение и увеличивать запас хода электромобиля.

Впрочем, за высокой плотностью энергии кроется один существенный недостаток – отсутствие гарантированной стабильности. Неправильная зарядка или высокие температуры могут послужить причиной их возгорания. Повреждение корпуса или проводки может привести к перегреву батареи, что станет причиной пожара.

Чтобы обезопасить владельцев электрокаров, инженеры разрабатывают специальные системы защиты, состоящие из нескольких степеней. Аккумуляторы помещают в различные защитные короба, чтобы защитить их от ударов и потенциальных повреждений при аварии. Однако ни один из способов не может на 100% гарантировать, что при аварии аккумулятор не сможет загореться и стать причиной трагедии.

Пожар в электромобиле

Автомобили с ДВС взрываются при пожарах только в американских фильмах. Как правило, они горят медленно и последовательно. Пожар можно контролировать, водитель и пассажиры успевают покинуть автомобиль, а спасатели легко справляются с возгоранием.

В случае с электромобилями, ситуация выглядит несколько иначе. Возгорание аккумулятора может иметь непредсказуемые последствия. Может произойти взрыв, и не один. Бывали случаи, когда электромобили горели сутками, а потушить их не могли.

Одним из ярких эпизодов стала авария в штате Калифорния с участием электромобиля Tesla. Потушив пожар, спасатели вызвали представителей производителя и вернулись на базу. Спустя 5 часов их снова вызвали, чтобы ликвидировать повторное возгорание. В течение последующих 5 дней они регулярно возвращались на место аварии, чтобы снова затушить электрокар.

Все дело в том, что электромобиль имеет модульную конструкцию. Каждый элемент накапливает энергию, которая может высвободиться при пожаре. Аккумулятор состоит из множества ячеек, которые могут не сгореть разом. Одни ячейки можно потушить, но через некоторое время тепло начнет выделяться снова и пожар возобновиться. Бывали случаи, когда электромобили, попавшие в аварию, горели по несколько недель.

Как тушить

Все эксперты сходятся во мнении, что потушить электромобиль крайне тяжело. По мнению специалистов, пожары в электромобилях и гибридах случаются не чаще, чем в обычных автомобилях. Но каждый такой случай таит в себе гораздо более серьезную опасность, чем может показаться на первый взгляд.

Как показывает практика, изоляция, помимо защиты автомобиля, может обеспечить и дополнительную опасность. Наличие «брони» и изоляции лишает возможности быстро установить причину и источник пожара. Не ликвидировав источник, потушить электрокар практически невозможно.

Спасатели используют для тушения электромобилей воду, поскольку она охлаждает элементы, выделяющие тепло. Однако далеко не всегда вода может попасть непосредственно на тепловые элементы, а лишь остается на корпусе. Эксперты утверждают, что при наличии значительных повреждений корпуса, тушить пожар гораздо легче. Нередко спасателям приходится самим вскрывать защиту батареи, чтобы обеспечить попадание воды внутрь.

Поскольку пожар может возобновиться, и не один раз, после первого тушения электромобиль помещают в воду целиком, чтобы охладить все элементы и исключить повторное возгорание.

Стоит отметить, что пока нет единого стандарта по тушению пожаров в электромобилях. В прошлом году спасатели обратились за рекомендациями от производителей, но пока инструкции находятся в разработке.

Технические огрехи

Незначительные, на первый взгляд, технические неисправности, могут стать причиной наступления трагических последствий. Плохое крепление проводов, отсутствие качественной изоляции и другие неисправности, могут стать причиной возгорания. Такое положение дел характерно не только для автомобилей с ДВС, но и для электрокаров.

Однако нередки случаи, когда причиной возгорания становятся просчеты инженеров, допущенные при проектировании. С такой проблемой в 2018-ом году столкнулась немецкая компания BMW, автомобили которой горели по всему миру. Немецкие бизнесмены пытались «замять» проблему, но им пришлось признать ее под давлением СМИ и общественности.

В итоге порядка 1,6 миллиона автомобилей были отозваны и доработаны. Некоторым владельцам пришлось по несколько месяцев ждать свои машины из ремонта. В большинстве случаев огнетушитель, который лежит в багажнике, не способен помочь владельцу устранить возгорание. Остается дожидаться помощи спасателей.