Представители МВД, Росгвардии, Генеральной прокуратуры и Министерства образования считают, что школьных охранников нужно учить психологии.

При подготовке охранников школ надо ставить цель обучения психологии, сообщает «Российская газета». 

Трагедии, которые произошли совсем недавно в ряде учебных заведений, в частности, молодые россияне проникали в школы, ВУЗы и открывали огонь там, привели к тому, что сформулировались проблемы, касающиеся не только пользования оружием, техническими способами охраны заведений, но и самих охранников. Настало время ответить на один конкретный вопрос: что должен знать и уметь сотрудник охраны учебного заведения.  

Напомним, в РФ действует 53 700 школ и 45 700 детсадов. Там трудится больше 1 млн учителей и воспитателей и учится порядка 13 млн учеников и воспитанников. О проблеме заявили в российской Общественной палате, где планируют создать профессиональную  норму для работников, которые занимаются обеспечением безопасности учебных заведения.  

Проект профессионального стандарта был разработан фирмой «Ассоциация «Школа без опасности», куда входят ветераны МВД и иных специальных служб. В проекте отмечено, какое образование должно быть у охранников и каким предметам они должны обучаться.  

Так, нормой для курса обучения будет программа обучения охранников 4-6 категорий, куда входит тактико-техническая подготовка. Охранники должны иметь при себе исключительно резиновую палку и наручники. Стрелять в здании, где находятся несовершеннолетние, даже из травматического пистолета нельзя. Охранник должен суметь удержать злоумышленника у входа в учреждение, предварительно связавшись с полицией. Приехавшие стражи порядка могут иметь при себе огнестрельное оружие.  

Как считают эксперты, внимание нужно уделить психологии работы с несовершеннолетними. В охраннике ученики не должны видеть злого человека, который не разрешает им сбегать с уроков или не впускает в школу родных. Охранники должны ассоциироваться у детей с добрым работником, которому в случае необходимости они расскажут о тревожных фактах. К тому же охранник должен уметь решать споры между учениками, пресекать случаи издевательств, травли. Он должен иметь хорошую память на лица и имена — определять не только учеников и родителей, но и близких родственников, которые доступ в заведение открыт. Он должен знать, как быстро определять стороннего человека. Всему этому охранников надо обучать. 

Обучение нужно организовывать без отрыва от работы. После обучения охранник должен пройти стажировку. Кстати, уже сейчас к охране учебных заведений Москвы допускают работники ЧОО до 45 лет. Остается тщательно подготовить технологию обучения, разработать подробные планы и рекомендации. Существуют четкие нормы поведения охранников кредитных учреждений, складов. А единого способа подготовки охранников школ еще нет. 

Сейчас здесь преобладает неопределенность. Законы, нормативные акты, служебные инстанции и учебные методики, казалось бы, тщательно определяют права и обязательства сотрудников ЧОО. В соответствии с законами России, охранником гражданин может стать только после прохождения обучения в негосударственном образовательном заведении. Действует приказ Минобразования РФ, где отражены нормы профессиональной обязательной подготовки частных детективов и работников ЧОО. Понятно, что эти нормы согласованы с МВД и Российской гвардией. В частности, документ подготовлен по советам правоохранительных структур.  

Например, существуют нормы, определяющие, как быстро и эффективно должен стрелять охранник, как быстро он должен обезоруживать правонарушителя, какую медпомощь оказывать пострадавшим, как быстро справляться с пожаром, какие нормы, приказы и должностные рекомендации он должен знать и какие требования закона никогда не нарушать. 

Существуют конкретные правила действия охранников кредитных учреждений, складов транспортных объектов и пр. А в убетных заведениях? А здесь есть масса негативного опыта. Но одной, всеми утвержденной законами технологии обучения охранников школьных заведений пока нет.