Согласно анализу специалистов, изучивших поступление сигналов экстренного вызова из образовательных учреждений всех уровней за 3 года, свыше 50% из них в службы безопасности во время учебного года поступает из школ. В позапрошлом году на такие случаи пришлось 55% всех вызовов, а в прошлом – 51%. Меньше всего тревожной кнопкой пользуются в вузах (11% в 2020 году). Из городов России по числу вызовов лидируют столица, Краснодар и Челябинск. Спокойнее всего в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Казани.

Установлено, что чаще всего тревога возникает из-за школьников, имеющих проблемы с поведением, причем это не всегда так называемые трудные подростки. Так, в Екатеринбурге сотрудник охраны, дежуривший в школе после занятий, воспользовался тревожной кнопкой из-за подозрительного шума. Оказалось, что подростки из старших классов захотели устроить в школьном здании тусовку и пробрались внутрь, вскрыв окно. 

Вторая проблемная категория – подростки-спортсмены. Частенько брошенный ими мяч попадает не в ворота, а в окно. На это реагирует датчик и посылает сигнал на пульт охраны. Следующие в очереди виновников школьных и детсадовских тревог – родственники школьников, любящие поскандалить. Так, например, детей не разрешается забирать людям, которые не числятся в специально составленном списке. Из-за этого часто возникают конфликтные ситуации. Например, в детском садике дядя ребенка хотел забрать его домой, но воспитательница не отдала его, так как не была с ним знакома и никакого предупреждения о приходе родственника от родителей не поступало. Гражданин расшумелся и напугал детей. Приехавшие по экстренному вызову сотрудники ГБР попросили мужчину предъявить документы и связались с мамой малыша. Вскоре выяснилось, что это действительно дядя ребенка, и он пришел за ним по просьбе матери, попавшей в больницу. 

Довольно неприятными оказываются случаи вызова ГБР по вине пьяных или бродяг. Иногда они пробираются в учреждения образования, чтобы переночевать в помещении или что-нибудь похитить. 

Иногда случаются и происшествия, которые вызывают улыбку. Так, в одном из учебных заведений Сочи занятия по физкультуре проводились в школьном дворе. Проходивший мимо подвыпивший турист решил поучаствовать в футбольном матче, для чего перелез через ограждение. Чтобы его утихомирить, охране пришлось нажать тревожную кнопку. 

Далеко не все инциденты совершаются при участии посторонних. Довольно часто их виновниками становится персонал учебных заведений. Например, нередки случаи мелкого воровства из блоков питания. Так, в Саратове на пульт дежурного мониторингового центра поступил экстренный вызов из местного колледжа. Приехавшая группа задержала сотрудника кухни, который пытался вынести из здания накопленные продукты, не зная об оснащении выхода для сотрудников специальными датчиками. 

По имеющимся данным, всего лишь пятая часть всех школ охраняется сотрудниками Росгвардии или ЧОП. В остальных за безопасность отвечают вахтеры или сторожа. Иногда в них происходят довольно «романтичные» истории. В Краснодаре в одну из школ во время уроков вбежал слегка подвыпивший гражданин примерно 30 лет. Он сообщил, что является бывшим учеником и пришел навестить любимого педагога. Так как мужчина проявлял излишнюю настойчивость и вел себя неадекватно, сотрудник охраны вызвал подмогу. Конфликт закончился с приездом ГБР, сотрудники которой убедили дебошира прийти в другой раз. 

Лицом, ответственным за безопасность в организации образования, является его руководитель. Он обязан заниматься вопросом найма охраны. В учебных классах за безопасность несут ответственность педагоги. 

В РФ примерно 40 000 школ. Из них ЧОП и Росгвардия охраняют лишь 20%. В остальных эти функции выполняют вахтеры и сторожа. В среднем за один пост с сотрудником ЧОО школа должна заплатить 134 тыс. р. В случае охраны росгвардейцами эта сумма еще выше (300 тыс. р.). В мегаполисах финансирование безопасности школ идет из бюджета муниципальных образований. В сельской школе этих денег нет, поэтому и сидят на входе сторожа и вахтеры.