Система обеспечения безопасности учебных заведений, проведение инструктажа современных вахтеров и отношение к ним учащихся – глазами охранников.

Произошедшая в казанской гимназии стрельба, в результате которой погибли семеро учащихся и два педагога, вызвала волну обсуждений. В ходе дискуссий чаще всего возникали вопросы: была ли у охранника возможность предотвратить произошедшее, присутствовал ли вообще в гимназии охранник, что делать, чтобы такое больше не повторилось. Журналисты «КП» взяли интервью у охранницы одной из подмосковной школ и узнали, как она смогла устроиться на эту работу и на каком уровне, по ее мнению, находится охрана безопасности в современных школах. 

Справка от психиатра решает все

68-летняя охранница долгое время возглавляла военно-учетный отдел в военкомате. Однако по достижении пенсионного возраста ей пришлось уволиться, и она устроилась на работу в школу на должность охранника. На собеседовании у нее поинтересовались имеющимся образованием и отношением к детям. 

Перед этим она один год училась на курсах в МВД для получения лицензии. Там кандидатов обучали устранению угроз и защите школьников. Это были общие слова, которые сводились к рассказу о кнопке экстренного вызова. Для трудоустройства женщина прошла психиатрическое обследование и взяла справку у невропатолога. Сдав экзамен, она приступила к работе. За семилетний срок службы в их учебном заведении несколько раз проводились тесты, прохождение которых не составляло труда. 

Двое суток подряд с 4 часами на сон

Охранница рассказала, что смена начинается в 7.00. Она длится 48 часов. Однако, по ее словам, бывают случаи вахтового метода: непрерывной работы в течение двух недель и даже месяца. За сутки разрешается отдохнуть всего 4 часа, причем спальное место не предусмотрено, хотя ей повезло, и в учреждении был для нее поставлен диван. 

На еду в обед отводится от 15 до 20 минут. Хотя и положено принимать пищу в определенное время, но этого никто не придерживается. Когда появилась возможность – тогда и ешь. Чаще всего минутка появляется во время уроков, однако есть на рабочем месте не разрешается, а чтобы его покинуть, необходимо найти подмену. Как правило, выручала замдиректора по безопасности, если была в то время свободна. 

Родители и дети охрану не ставят ни в грош

По словам сотрудницы охраны, на ее месте работы для обеспечения допуска предусмотрены домофон с видеокамерой и дверь с магнитным замком. Это выгодно отличает ее школу от других учебных заведений, где этого нет, и вход не ограничен. 

Сразу после начала работы школы все входы открываются, и дети свободно проходят внутрь здания. В дальнейшем двери закрыты. Однако в течение дня постоянно приходят родители, и их приходится впускать и выпускать. При этом каждый из них должен назвать причину посещения – она записывается в тетрадь посещения. Далеко не все взрослые относятся к этой процедуре адекватно, могут и нагрубить. Довольно часто охранников нецензурно оскорбляют и буквально вытаптывают в грязь. Ни о каком авторитете охраны речь даже не идет. Школьники, подражая взрослым, также могут нахамить на сделанное замечание. К сожалению, сделать с этим ничего нельзя. В данной школе нет системы допуска, на входе для проверки используются металлодетекторы, однако за все время они не сработали ни разу. 

По периметру учебного заведения расположены видеокамеры, изображение с которых идет на монитор. Охраннику приходится одновременно наблюдать и за ним, и за входом, и за школьниками. 

Оружие на посту запрещается. По словам женщины, в случае внештатной ситуации она может воспользоваться лишь резиновой дубинкой (и то потому, что работа идет через охранное предприятие) и кнопкой экстренного вызова. 

Обязанность подставить себя под пулю

Женщина говорит, что если возникнет ситуация, аналогичная казанской, то в ее обязанности входит задействовать тревожную кнопку и попытаться помешать нежеланному гостю с оружием в руках. Поэтому первая пуля будет предназначена ей, так как с дубинкой против пистолета шансов нет. Она считает, что обычный охранник ничего не может сделать. И за такой риск в Московской области ежемесячная зарплата составляет всего 15000 рублей (1200 в сутки). По мнению женщины, ей все-таки придется уволиться.

Охрана в других школах России

Журналисты «Комсомолки» побеседовали с сотрудниками охраны из других российских школ.

52-летний охранник из Петербурга по имени Юрий сообщил, что он профессионально занимался спортом и умеет стрелять. Однако использовать оружие на работе ему запрещается. По большому счету его работа сводится к выдаче ключей педагогам. По его словам, в школе беззащитны все, в том числе охранники. 

38-летняя Евгения из Соликамска служит охранницей в детских учреждениях более 10 лет. Она заявила, что в ее школе примерно тысяча школьников, и провести проверку всех их не представляется возможным, так как тогда они не успеют на уроки. Да еще металлодетектор срабатывает почти на каждого проходящего. Женщина уверена, что его можно обмануть и пронести под одеждой, например, нож. По ее мнению, надлежащую защиту детей могут обеспечить лишь сотрудники Росгвардии. Ее сын ходит в школу, где охранника нет вообще – дежурит вахтер. Однако это ничего не меняет, так как и охранник без оружия не может ничего противопоставить вооруженному дураку. Скорее всего, и на кнопку нажать не получится. За это женщина получает 60 рублей за один час. При соблюдении трудового законодательства в месяц получается 10000 рублей. Если же находиться на службе постоянно, то можно дотянуть до 20000 рублей в месяц (при хорошем отношении руководства и отсутствии штрафов). 

Анна 60 лет из Самары жаловалась, что во время проверки сумок на турникетах школьники постоянно возмущаются, прикрываясь высокими должностями своих родителей. Обмануть металлоискатель несложно – надо лишь обмотать оружие магнитной пленкой, а при необходимости можно передать его на веревке через окно, ведь ни одна система видеонаблюдения не обеспечивает 100% отслеживания. 

Экспертное мнение о способах обеспечения безопасности в учебных заведениях

Сергей Алексеев, возглавляющий ЧОП «Титан», заявил, что правильная организация способна предотвратить инциденты, сходные с произошедшим в Казани. Входные двери необходимо всегда держать на замке и открывать с помощью домофона, оборудованного видеокамерой. Это должен делать охранник для контроля доступа посторонних. Таким образом нежелательные посетители будут отсечены еще на стадии ограждения. 

Посторонним гражданам, не имеющим пропуска, проход на территорию будет закрыт. В случае несанкционированного проникновения сработает сигнализация. В этом случае все входы перекрываются, вызывается бригада быстрого реагирования. В здании необходимо установить две железные двери, между которыми должен быть тамбур. В казанской гимназии этих мер предосторожности не было. Если в школу проникнет неопознанное лицо, должна сработать система оповещения, после чего учителя обязаны запереть кабинеты и забаррикадироваться. В каждой школе необходимо разработать план действий в чрезвычайной ситуации и проводить учения, в которых должны участвовать школьное руководство, представители ЧОП и правоохранительных органов. 

Эксперт считает, что охране не следует давать оружие, так как это может создать у них чувство ложной защищенности. К тому же школьники могут попытаться завладеть им.