Стандарты и сертификаты нужны в отрасли частной охранной деятельности. А вот как их использовать для эффективной работы – пока не совсем ясно. Обсуждением всего связанного с этим занимались члены заседания, прошедшего в формате круглого стола в Московском отделении ОП РФ.

Его темой было определение будущего развития и тенденций стандартизации в сфере охраны. Инициаторами мероприятия стали Комиссия ОП РФ, ответственная за безопасность и осуществляющая взаимодействие с ОНК РФ, Технический комитет агентства по метрологии и техрегулированию и общероссийское отраслевое объединение работодателей в области безопасности и охраны. Роль ведущих взяли на себя Першуткин, возглавляющий ТК 208, и Козлов, глава ФКЦ РОС.

Согласно реестру ГУ Госконтроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, на начало этого года в ведомстве оформлены 18 905 ЧОО. В штате задействовано 625 944 сотрудников. Под их охраной находятся 1 325 933 объекта, большая часть которых получена через госзаказ. 

Закон, определяющий деятельность ЧДА и ЧОО, уже около 30 лет регулярно изменяется, но до сих пор несовершенен. И это понятно, так как невозможно объять необъятное. В его положениях указаны лишь минимальные требования, предъявляемые к охране, которые могут обеспечить заказчику самое низкое качество оказанных услуг. Поэтому и сложилась ситуация, в которой все равны, так как имеют одинаковую лицензию. А оценки по другим параметрам пока не существует. 

На данный момент не определен уровень качества охранной услуги, необходимой для выполнения конкретных заказов, так же, как и минимальный набор технических средств и оборудования. Отсутствует система характеристик, которая была бы унифицированной и позволяла делать оценку услуг, чтобы на нее мог полагаться заказчик при выборе компании-подрядчика. 

Также нельзя не обратить внимания на коррупцию и нарушения закона во время аукционов, которые связаны с госзакупками. Государственные органы, силовые структуры и бизнесмены обеспокоены ростом мошенничества среди компаний, выигрывающих контракты. Во время своего доклада глава ФКЦ РОС Александр Козлов припомнил ряд инцидентов при охране учреждений образования, произошедших в 2017-2019 годах. Все они случились из-за несоблюдения ЧОПами закона, отсутствия профессионализма у сотрудников и низкого качества услуг. 

Все это послужило доказательством недостаточности теперешней лицензионной базы и необходимости стандартизации работы и результатов деятельности ЧОП. Это актуально и важно как для всей сферы охранных услуг, так и для безопасности заказчиков и простых граждан. 

За прошедшее десятилетие увеличилась интеграция и появились методы самоконтроля и самореализации. Начала действовать комиссия ТК 208, занимающаяся стандартизацией ЧОД, планируемой использовать при госзаказах. 

Справка

Главным документом стандартизации является ГОСТ Р. Он утверждается Росстандартом. Перед этим в Техкоме проходит экспертиза по конкретной сфере стандартизации. В нем прописаны единые параметры, согласно которым должна проводиться работа или оказываться услуга. Помимо этого, установлены процедуры проведения оценки и управления. 

По сути, охранные предприятия не обязаны соблюдать национальные стандарты, однако потребитель услуг волен использовать пункты сертификации при составлении контрактов. 

В некоторых случаях использование ГОСТа или его положений признается законами и актами правительства РФ или лицензирующей организации обязательным для выполнения. Данная система принята в соответствии с законом о стандартизации. 

Выработкой положений ГОСТ, регулирующих деятельность охранных предприятий, занимается Техком по стандартам ТК 208. Он формируется указом Росстандарта. 

За 4 последних года в России принято несколько нацстандартов. Они позволяют оценить ЧОО по уровню услуг, регулируют охрану учреждений образования, определяют единые правила реагирования при срабатывании экстренного вызова, нормируют меры, принимаемые при обращении с оружием и обеспечении безопасности стрельб.

На данный момент разрабатываются ГОСТы, регулирующие действия в учреждениях здравоохранения и высшего образования, а также при организации массовых мероприятий и регулярных проверок навыков пользования оружием. В этом году должны быть утверждены нацстандарты в плане защиты здоровья и жизни россиян, детективной деятельности, проверки контрагентов, сбора информации и т. п.

Использование стандартизации способствует заполнению пробелов в схеме «правительственный указ – указ исполнительной власти – оказание услуги». Она разъясняет последовательность и сущность мер, принимаемых для выполнения охранной деятельности. Частично эти сведения прописываются в контрактах и пояснениях к ним. Общий стандарт необходим для того, чтобы было единое понимание услуги заказчиком и исполнителем. С его помощью можно решить, какой объем услуг должен быть предоставлен, и юридически обосновать его. Помимо этого, стандарт определяет виновность или невиновность сотрудников охраны при возникновении чрезвычайной ситуации на объекте. Это является гарантией качества услуг. 

Александр Гадалов, глава отделения «Старк безопасность» отметил, что не имеет смысла у всех участников аукциона требовать сертификат соответствия. Это лишь ограничит конкуренцию, хотя заказчик и может настоять на этом. Сертификаты требуются скорее для того, чтобы заказчик мог оценить профессионализм, опыт и деловые качества претендентов. 

Сергей Алексеев, возглавляющий охранную фирму «Титан», считает, что включать предоставление сертификатов в требования участия в аукционах следует на уровне комитетов, занимающихся координированием действий в субъектах РФ, взаимодействующих с органами исполнительной власти, например, с местными властями, имеющими возможность проинформировать заказчика. Организации, которым важна защита от террористических опасностей, будут требовать от ЧОО предоставления качественного обслуживания. 

Замглавы ГУЛРРиГК Росгвардии Андрей Аванесов отметил, что внесение в документацию проведения аукционов стандартизации ведет к устранению из числа претендентов тех, кто не в состоянии оказать качественные услуги. И это нельзя считать ограничением прав доступа. Известны прецеденты, когда экономколлегия Верховного суда считала правомерными подобные шаги, потому что это служило улучшению качества обслуживания. 

И. о. гендиректора ФГУП Стандартинформ Леонидов объяснил, что согласно законодательству о закупках применение стандартизации при описании объекта считается обязательным. Если она не используется, то этому должно быть дано объяснение. 

Что нужно для организации использования на практике

Глава ФКЦ РОС отметил, что бессмысленна организация комиссий, органов по сертифицированию (даже имеющих законную аккредитацию), если они не будут объективны. И даже хуже – общество перестанет доверять стандартам. Поэтому должна быть создана такая система, чтобы органу, занимающемуся стандартизацией, не было смысла в необъективности. Эти слова вызвали поддержку у Юрия Рудовола, представителя столичного департамента безопасности и противодействия коррупции. Он сказал, что необходимо со всей ответственностью отнестись к разработке механизма, способного доказать, что действия ЧОО соответствуют стандартам. 

В итоге на заседании был принят проект постановления. В нем участники отметили, что действия Росгвардии, ФКЦ РОС и Росстандарта, направленные на создание нацстандартов и их внедрение, должны быть поддержаны. По их мнению, использование стандартизации повысит качество охраны и обеспечения безопасности. 

Резолюция утверждает, что методы сертифицирования необходимо совершенствовать. Без определения соответствия требованиям отрасль не сможет выполнить намеченные цели.

В завершение было внесено предложение о создании рабочей группы при ОП, в которую следует войти представителям профессиональных общественных организаций: Росстандарта, ФКС РОС, Росгвардии, союза ОСО и т. д. Ее задачей должна стать подготовка инициатив по улучшению нормативной базы для оценки соответствия положениям национальных стандартов.