Система безопасности в образовательных учреждениях, несмотря на многочисленные доработки и «усиления», остается важной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Журналисты издания «Properm.ru» пообщались с представителями охранного бизнеса, чиновниками, провели анализ контрактов, которые заключаются между ЧОП и учебными заведениями, что позволило оценить сложившуюся ситуацию в этой сфере.

Трагедия в Ижевске, в результате которой пострадали десятки людей во время нападения на школу, в очередной раз показала, что проблема обеспечения безопасности образовательных учреждений остается, и решать ее необходимо прямо сейчас. Жители Перми задают много вопросов о том, чем может помочь пенсионер на посту охранника, или почему нельзя в школах обеспечить такой же уровень безопасности, как в банке.

Пенсионеры на страже безопасности

На территории Пермского края действует порядка 400 охранных организаций, включая частные, государственные и ведомственные. Из общего числа ЧОП края, только 36 организаций имеют в штате охранников, которые обладают достаточной квалификацией, чтобы обеспечить безопасность образовательных учреждений. На весь край таких учреждений зарегистрировано почти 1 тысяча.

Поскольку контракты между ЧОП и образовательными учреждениями заключаются посредством конкурса, работу получают те организации, которые готовы обеспечивать безопасность школ за минимальные деньги.

В Минобразования края рассказали, что в каждом образовательном учреждении региона имеется пост с физической охраной. Около 70% этих постов занимают профессионалы из ЧОП. Остальные 30% охраняются сотрудниками самих образовательных учреждений. Финансирование охраны осуществляется за счет местного бюджета. Объем финансирования зависит от многих факторов, включая класс защищенности объектов, количество учеников и других.

Образовательные учреждения выбирают охранные организации, исходя из требований, разработанных специалистами министерства, отвечающего в крае за регулирование закупочной сферы. На основе их рекомендаций были разработаны следующие требования к ЧОП:

- минимум 55 сотрудников в штате, из которых 16 должны иметь необходимую квалификацию и удостоверение охранников;

- наличие опыта оказания подобных услуг, а также технической возможности;

- действующая лицензия.

По данным журналистов пермского издания, в большинстве случаев заказчики, размещая свои требования к охранной организации, используют типовое техническое задание, в котором практически нет никаких требований к самим охранникам и их профессиональным навыкам.

По сути, от ЧОП требуют лишь предоставить сотрудника, обеспечить его одеждой и обувью, а также выдать средства самообороны. Кроме того, к обязанностям подрядчика относят контроль за соблюдением требований охраны труда. Выходит, что большинство образовательных учреждений ищут вовсе не профессионала, способного защитить детей в экстренной ситуации, а «вахтера», который будет следить, чтобы они не бегали по коридорам.

В качестве примера журналисты привели несколько видов техзаданий, размещенных на сайте госзакупок.

В одной из пермских школ требуется охранник, в основных критериях отбора которого указаны знания по противопожарной безопасности. Эксперты отмечают, что такая ситуация встречается довольно часто, поскольку в школах больший упор делают на знание требований МЧС России, нежели на возможность обеспечить безопасность детей.

В одну из школ требуются на должность «охранника» не судимые здоровые граждане, в возрасте от 18 до 65 лет (предпенсионный возраст не будет помехой), которые имеют необходимые документы и получили удостоверение. Как показывает практика, для сдачи экзаменов, которые проводит Росгвардия, достаточно только теории. Правила пользования металлодетекторами знать не обязательно, поскольку, по словам самих охранников, используют их крайне редко, и только для посетителей. Самих школьников никто не проверяет.

По словам Андрея Белых, который является представителем российского охранного бизнеса, нередко школьным охранникам поручают дополнительную работу. По заданию руководства они могут измерять температуру, контролировать сменную обувь, проверять родительские собрания и т.д. Нередко встречаются охранники, которые на постах занимаются просмотром сериалов или разгадыванием кроссвордов.

Мнение экспертов

По словам экспертов, низкий уровень качества охранных услуг обусловлен минимальной оплатой. Редко какая организация готова платить более 170 рублей за 1 час работы охранника. После всех налоговых вычетов, у него остается не больше 110 рублей.

К охранникам предъявляется огромное количество требований, включая физическую форму, навыки владения оружием, психологическую подготовку. Как показывает практика, люди, которые обладают необходимым набором навыков, вряд ли пойдут охранять школу за такие скромные деньги. Именно поэтому в образовательные учреждения, чаще всего, попадают либо военные пенсионеры, либо охранники, не имеющие всего спектра профессиональных навыков.

Андрей Козеев, который представляет группу ЧОП «Цербер», рассказал о демпинге при заключении контракта. По его словам, желая заполучить контракт, руководители ЧОО готовы значительно снижать цену на свои услуги, после чего не в состоянии оплатить работу профессиональных охранников. Именно поэтому они ставят на посты низкоквалифицированных сотрудников.

Козеев отметил, что сейчас МРОТ составляет 17 тысяч рублей. Это минимальная зарплата, которую ЧОП должен платить охраннику. Чтобы ее выплатить, стоимость 1 часа работы охранника должна быть на уровне 300 рублей. Поскольку далеко не все организации готовы платить столько за охрану, руководители ЧОП не оформляют охранников, используют «серые схемы», как в случае с ижевской школой. На такие условия вряд ли согласится молодой здоровый парень, с хорошей подготовкой и профессиональными навыками.

Козеев обратил внимание на то, что у большинства охранников, которые обеспечивают безопасность образовательных учреждений, нет не только профессиональных навыков, но даже удостоверения профессионального охранника 4-й категории, поскольку его достаточно сложно получить.

По сути, охранники в школах выполняют только одну функцию – тревожной кнопки. Им остается только молиться, чтобы они успели нажать эту кнопку. Козеев выступает за то, чтобы охранникам в образовательных учреждениях вернули оружие, хотя многие из них не умеют его грамотно использовать.

Руководство ЧОП самостоятельно определяет, какую подготовку будут иметь охранники предприятия. Именно руководство платит за занятия, посещение тира, проведение аттестации. Только при повышении оплаты за работу охранников, можно будет добиться того, чтобы в школах на постах появились настоящие профессионалы, имеющие необходимые навыки, а не пенсионеры. Впрочем, одного только повышения зарплат будет недостаточно.

Козеев считает, что в школах нужны опытные сотрудники, имеющие за плечами службу в армии, которые в состоянии контролировать себя. Излишне агрессивные охранники могут вызвать опасения среди детей и родителей. Нужен человек, уверенный в себе, который способен противостоять преступнику.

По словам Козеева, еще одной серьезной проблемой, которую следует решить, является игнорирование национальных стандартов, разработанных специально для охраны образовательных учреждений. Они были приняты в 2019-ом году, но до сих пор, как охранные организации, так и заказчики, игнорируют изложенные в них требования. В них есть и требования к составлению технического задания, которые позволят находить профессиональных исполнителей. В этом документе прописаны практически все параметры, которые касаются подготовки, обучения, времени реагирования и других аспектов.

Козеев рассказал, как в течение 4-х суток его организация проходила аттестацию, чтобы получить соответствующие документы. Далеко не каждый ЧОП согласится на такую сложную процедуру, ведь многим заказчикам не важно, имеет организация аттестацию, или нет.

В Москве существует своя аттестационная организация, которой является Ассоциация охранных компаний. Чтобы стать ее членом, необходимо пройти сложный отбор, наравне с проверкой на соответствие национальным стандартам.

Еще одной серьезной проблемой Козеев видит отсутствие конкретных требований к техническим средствам охраны, используемым для обеспечения безопасности образовательных учреждений. Необходимо разработать конкретные СТУ. Кроме того, нередко установкой различных автоматизированных элементов безопасности занимаются разные компании. В результате те системы, которые должны работать в комплексе, функционируют отдельно друг от друга.

По словам Александра Галкина, который выступает в качестве независимого эксперта, сейчас нет четких требований к техническим средствам, используемым в школах. Руководство вешает столько камер, сколько захочет. На сколько охранников хватило финансирования, столько и поставили. Для монтажа систем выбирают компании, которые готовы сделать свою работу за минимальные деньги, вне зависимости от того, насколько качественно она выполнена.

На практике выходит, что заказчики, в лице руководителей образовательных учреждений, сами определяют перечень элементов, используемых для обеспечения безопасности. Можно хоть колокольчики повесить, только бы это соответствовало требованиям заказчика.

Галкин считает, что без разработки конкретных СТУ ничего не изменится. Дело в том, что многие руководители образовательных учреждений, в качестве конечного результата рассматривают установку конкретной системы. Им не важно, насколько эффективно она работает и есть ли какой-то толк от ее использования. Важно, чтобы она просто была.

По мнению эксперта, необходимо разделить системы оповещения и планы эвакуации, в зависимости от типа происшествия. Если в школу ворвался вооруженный преступник, эвакуация детей может привести к тому, что они выйдут прямо ему навстречу. В такой ситуации автоматическая блокировка дверей сработала бы гораздо лучше. Однако, в случае пожара, она включаться не должна. Сейчас большинство систем объединены в единый комплекс, который не отличается особой универсальностью. Необходимо время, чтобы доработать действующие требования и разработать новые.

Идеальная система безопасности

В Минобразования края рассказали, что 99% всех образовательных учреждений имеют ограждение прилегающей территории. Остальные объекты не имеют таковой территории. 100% всех образовательных учреждений в крае имеют необходимое количество камер видеонаблюдения на всех основных участках, включая вход, периметр, въездные ворота. На территории всех образовательных учреждений организован пропускной режим. Многие объекты оборудованы домофонами и магнитными замками.

Как показывает практика, наличие камер видеонаблюдения не является гарантией защиты от ЧП. Более того, школьный охранник, который 8 часов находится на посту, не сможет непрерывно отслеживать изображение, поступающее с камер. По мнению Андрея Белых, следить за камерами должны отдельные сотрудники, которые будут постоянно меняться, чтобы глаз не «замыливался».

Андрей Козеев считает, что достаточно эффективным методом организации контрольно-пропускного режима является использование «шлюзов». Контроль должен осуществляться на двух рубежах, оборудованных металлодетекторами и постами охраны. Установленные на входах «вертушки» защищают лишь от тех, кому лень их перепрыгнуть. На заводах уже сейчас активно устанавливают ростовые блокираторы. Аналогичные системы пора внедрять на школьных КПП.

Использование нескольких рубежей охраны даст сотрудникам время отреагировать на угрозу в случае ЧП. К примеру, вооруженный преступник пытается прорваться в школу. Он может убить или ранить первого охранника, но второй услышит выстрелы, заблокирует двери и будет иметь возможность организовать эвакуацию детей. Такие посты должны быть организованы на входе на прилегающую территорию. Лишь несколько образовательных учреждений края могут похвастаться двухуровневой пропускной системой.

Александр Галкин рассказал, что сейчас специалисты НИЦ «Охрана» подготовили требования, которые будут иметь рекомендательный характер. В них описано, какие системы безопасности должны иметь образовательные учреждения, но не указано, в каком количестве. Кроме того, рекомендательный характер ГОСТ не позволит правилам существенно повлиять на сложившуюся ситуацию.

Нет сейчас в России и единого алгоритма для действий персонала образовательного учреждения в определенных ситуациях. Такой алгоритм должен разрабатываться для каждого вида ЧП персонально, исходя из типа угрозы. Работники учреждения должны четко знать, куда им бежать, куда звонить и какие кнопки нажимать.

Эксперт считает, что разработка таких алгоритмов должна производиться в индивидуальном порядке, для каждого образовательного учреждения в отдельности. Для этого потребуется много времени и дополнительное финансирование. Стоимость разработки индивидуальной системы безопасности для школы может составить до 1 миллиона рублей. Далеко не каждое учебное заведение может позволить себе такие траты.

Враг внутри

По мнению экспертов, наличие качественных охранных систем, турникетов и вооруженных охранников, не смогут обеспечить 100% безопасность. Сами дети могут стать источником угрозы.

Александр Галкин считает, что охрана – это лишь один из рубежей обороны, который позволит защититься от внешней угрозы. Но необходимо понимать, что дети также склонны к совершению насилия. Для атаки им будет достаточно линейки, карандаша или указки. Требуется качественная внутренняя работа, которую обязаны проводить учителя.

Начинать работу по обеспечению безопасности нужно с общества. В противном случае скоро на окнах всех школ появятся пуленепробиваемые экраны, в классе будут устанавливать бронированные двери, а по коридорам будут ходить вооруженные патрули. Нравственное воспитание – первое, о чем стоит озаботиться в ближайшем будущем.

Важно вовремя вычислить лиц, которые склонны к совершению насилия. Как правило, в их число попадают те, кто подвергается в школе насилию, издевательствам, является изгоем для общества. Как показывает практика, большинство нападений на школы и университеты совершают те, кто в них когда-то учился. Это люди, имеющие различными психическими расстройствами или те, кто страдал во время учебы.

Дмитрий Махонин, который является главой администрации Пермского края, рассказал журналистам о создании системы по выявлению лиц, способных совершить подобные акты насилия. Для этого в крае формируется несколько новых ведомств, специалисты которых будут обрабатывать данные с камер видеонаблюдения, проводить профилактику экстремизма и обеспечивать информацию защиту детей.

Огромное влияние имеет информационная защита детей, поскольку подростки подвержены внешнему воздействию. Им легко внушить определенные идеи, включая экстремистские.

Сотрудники регионального центра информационной безопасности регулярно проводят мероприятия, направленные на выявление опасного контента в социальных сетях и Интернете. Благодаря их усилиям, было заблокировано более 100 групп в социальных сетях и сайтов, которые публиковали деструктивный контент. Общее число их посетителей превысило 128 тысяч человек. Сотрудники центра смогли предотвратить 17 преступлений.