30 июля в Общественной палате РФ прошли общественные слушания на тему «Реформа обязательного технического осмотра (ТО) транспортных средств. Текущее состояние и варианты дальнейшего развития».

С 22 августа вступает в силу закон, в соответствие с которым страховые компании при продаже полисов ОСАГО не будут проверять наличие действующей диагностической карты на автомобиль. Ее наличие не будут проверять у владельцев мотоциклов и легковых автомобилей, кроме такси, вплоть до 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в КоАП РФ о введении штрафа в две тысячи рублей за непройденный техосмотр автомобиля.

Эксперты обратили внимание, что данные по ДТП из-за технического состояния автомобилей разнятся, цифры официальной статистики не всегда совпадают с независимыми исследованиями, поэтому, несмотря на актуальность проблемы, до сих пор идут споры о необходимости или отмене ТО, его добровольности, качестве и ответственности операторов ТО, определения его стоимости и т.д.

Задача Общественной палаты РФ — услышать эти разные мнения, в том числе профессиональных экспертов, пояснил председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов: «Мы хотим сформировать некую концепцию понимания проблемы и по возможности выработать определенные рекомендации, предложения. Наша задача, чтобы в обществе было как меньше брожений, а они происходят либо из-за непонимания ситуации, либо некомментирования профессионалами с точки зрения знаний, опыта, эрудиции и умения донести проблему. Люди должны понимать, что им делать».

По мнению президента Московской торгово-промышленной палаты Владимира Платонова, государство должно создать для предпринимательского сообщества приемлемые условия для осуществления такой важной функции, как техосмотр.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов напомнил, что, например, Финляндия заявила, что в случае отмены ТО в России установит на своей границе диагностические пункты.

«Эта инициатива может привести к проблемам в других странах. Начинание очень благое для автомобилистов, но последствия могут быть не благими», — добавил он.

Александр Холодов отметил, что ситуация с ТО сложилась ужасающая: «Сейчас не требуется диагностическая карта при покупке полиса ОСАГО. Второй момент — штраф две тысячи рублей для автомобилистов, которые не прошли ТО. Третье — камеры ГИБДД работают хорошо. Четвертое — если ГИБДД проявит активность и настроит все камеры, давайте посмотрим административный кодекс, который предусматривает наказание за отсутствие техосмотра. То есть человек условно едет по дороге, на первом, третьем и пятом километре его фотографирует камера. Управление на первом, третьем и пятом километре — это формально три отдельных нарушения. То есть человек не прошел ТО один раз, но его наказывают не за факт непрохождения, а за факт управления без техосмотра. Человек может проехать вокруг МКАД и сразу вести машину к судебным приставам. Такое у нас может случиться уже с первого марта».

Кроме того, был период, когда диагностические карты продавались без прохождения техосмотра. И если сейчас даже часть автомобилистов вдруг решит поехать на техническую станцию, а это может случиться уже в феврале, то произойдет коллапс. Более того, станции потеряют доход в следующий год, начнут сокращать сотрудников, мощности, и к февралю 2023 года коллапс повториться.

«Мы сейчас на ровном месте создадим проблемы и автомобилистам, и работникам отрасли», — предупредил Александр Холодов.

Тему «серого рынка» диагностических карт продолжил председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской ТПП Игорь Волчек. Он сообщил, что закон нарушали более 80 процентов владельцев транспортных средств. В результате количество погибших в ДТП по причине неисправности транспортного средства в период с 2014 по 2020 годы возросло в 4,33 раза. Когда в апреле 2020 года фактически был введен мораторий на прохождение ТО, то количество таких ДТП увеличилось на 14 процентов.

«Добровольность ТО — это фактически полное отсутствие со стороны государства контроля технического состояния личных автомобилей и невозможность обеспечения безопасности дорожного движения», — считает он.

Коллег поддержал председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, который предложил ввести санкции за невыполнение обязанности прохождения техосмотра, а также внести диагностическую карту в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов не согласился с озвученной статистикой. Он привел данные Российского союза автостраховщиков, который, по его мнению, обладает большим массивом данных, чем ГИБДД: две тысячи аварий в год по причине неисправности, то есть когда неисправность вошла в причинно-следственную связь с ДТП. А это 0,1 процента от всех аварий.

Фикцией назвал действующую систему прохождения ТО член Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий. По его мнению, в сфере ТО идет явное завинчивание гаек и лоббирование коммерческого сектора.

«На основании чего часть регламентных работ, которая заложена в любой инструкции по эксплуатации автомобиля, вдруг передается в руки субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют так называемый ТО, непонятно. Кто-нибудь может привести в пример случай, когда техосмотрщик понес ответственность, если в результате его недосмотра автомобиль попал в аварию? Зато есть статистка, которая говорит о случаях, когда люди приобретали фиктивные ТО», — пояснил он.

Эксперты предложили механизмы наведения порядка в отрасли ТО. Игорь Волчек выступил за создание единого координирующего и консолидирующего органа для реализации единой государственной политики в области ТО транспортных средств и за определение долгосрочной стратегии развития системы ТО в России. В рамках этой стратегии требуется создать экономическую основу для нормализации рыночных отношений в сфере ТО.

Критерии такой стратегии предложил генеральный директор некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков: «Мы считаем, что безопасным должен быть весь транспорт, независимо от принадлежности, срока эксплуатации и т.д. Периодический ТО должен быть обязательной составной частью законодательной системы безопасного дорожного движения. Объем и качество технического диагностирования должны исключать допустимую неисправность транспортного средства. А из дополнительных параметров необходимо исключить не влияющие на безопасность дорожного движения. Чтобы обеспечить доступность для граждан процедуры прохождения ТО, разработать рыночный механизм определения цен как основной».

Сформировать, принять и опубликовать стратегию развития и совершенствования отрасли ТО он предложил до 1 января 2023 года.

Исполнительный директор АО «Электронный паспорт» Борис Ионов сказал, что нужна хорошая информационная система для техосмотра. Благодаря этому можно будет создать индивидуальную программу техосмотра: автомобили с хорошей историей смогут проходить его дешевле и реже, с плохой историей — чаще и дороже, а те авто, у которых плохая история и есть ограничения, вообще не смогут пройти процедуру. Их владельцы получат запрет на эксплуатацию транспортного средства.

Член правления НКО «Союз Автосервисов» Станислав Данилин обратил внимание, что, хотя по закону СТО должны выдавать документ о том, что автомобиль соответствует требованиям государственного регламента по безопасности, то есть проводить диагностику и, по идее, устранять выявленные недостатки, на практике этого никто не делает. А у владельца автомобиля есть право отказаться не только от осмотра, но и от устранения неисправностей, и автосервис не может заставить человека.

«При введении одной нормы, обязывающей гражданина тратить деньги на безопасность своего автомобиля, автоматически заработает полный комплекс, направленный на поддержание транспортных средств в безопасном виде. Подавляющее большинство автомобилей будут проходит контроль технического состояния в полном объеме два раза в год. Отпадет необходимость большого количества контрольных мероприятий», — сказал он.

Эксперты пришли к выводу, что следить за техническим состоянием автомобиля необходимо, вопрос в том, как это сделать, чтобы не страдали граждане. Для этого необходим целый комплекс мероприятий: установление адекватной цены за техосмотр, соответствие СТО современным техническим требованиям, стимулирование автовладельцев проходить техосмотр добровольно за счет снижения ставки транспортного налога или его повышения в случае отказа ТО проходить.

Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин обобщил предложения коллег. Первостепенная задача, считает он, побороть «серый рынок» ТО. Если это удастся сделать, то и люди начнут понимать, что диагностику надо проходить как положено и в нужных пунктах. Необходим единый координирующий орган. Необходимы серьезные изменения, касающиеся качественной подготовки специалистов СТО. Необходимо усилить роль региональной и местной власти в сфере ТО, в том числе по созданию региональных мер поддержки, введению льгот, созданию условия для прохождения ТО.

Александр Холодов предложил подумать об ответственности СТО в случае ДТП по технической неисправности — хотя бы в течение месяца после прохождения диагностики.
Ответственность этих СТО может лечь на страховые компании. Тогда и автомобилисты будут готовы добровольно проходить ТО.

«Хотя прозвучали разные мнения профессионалов, все понимают, что развитие сферы ТО должно быть направлено на благо людей: и тех, которые ходят по улицам, и тех, кто находится за рулем автомобиля, и тех, кто осуществляет техническое обслуживание автомобилей», — подытожил Александр Воронцов.

 

Ссылка на источник