В Общественной палате РФ прошло заседание экспертного клуба «Урал-Евразия». Участники обсудили запуск совместного проекта «Школа приграничных НКО/НПО России и Казахстана».

Основные цели проектной сессии, проходящей в рамках цикла мероприятий по подготовке к Форуму гражданских инициатив, запланированного к проведению в сентябре 2021 года, — выработать концепцию школы, направленную на наращивание взаимодействия между представителями гражданского общества России и Казахстана, и разработать учебные модули, которые были бы интересны и российским, и казахстанским организациям, рассказал директор экспертного клуба «Урал-Евразия» Константин Погорельский.

«Тема не ограничивается взаимодействием между приграничными НКО России и НПО Казахстана. Это явление уже вышло за пределы приграничных регионов, хотя началось именно там. Сейчас мы взаимодействуем не только с теми, кто находится рядом, а практически со всеми казахстанскими неправительственными организациями. Это уже не приграничное сотрудничество, а сотрудничество всего гражданского сектора России и Казахстана», — подчеркнул он.

Разработка тематики школы приграничных НКО/НПО должна вестись с точки зрения синергии государства, бизнеса и неправительственного сектора, отметил директор Гражданского альянса Казахстана Алибек Тажибаев: «Я бы концептуально выделил развитие предпринимательских инициатив. Неправительственным организациям очень часто оказывает поддержку социальный бизнес, поэтому, говоря о выстраивании образовательных программ, нужно сделать акцент на ликбезе для бизнес-структур, которые должны стать дополнительным источником для расширения коммуникации, для эффективного решения задач, которые мы ставим перед собой как в контексте развития Евразийского экономического союза, так и в целом в контексте развития межгосударственного сотрудничества».

Уже больше года Общественная палата РФ работает над серьезным образовательно-просветительным проектом для НКО, желающих работать на различных международных площадках, прежде всего ООН, рассказала Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.

«Мы хотим, чтобы наши НКО больше участвовали в работе различных международных площадок, таких как ООН, БРИКС и т.д. Мы провели исследование, чтобы понять потенциал НКО: сколько организаций заинтересованы в такой работе, сколько уже участвуют в ней, что может повлиять на решение участвовать. Провели ряд встреч, заручились поддержкой МИД России, Россотрудничества, бизнес-структур — это такие компании, как “Северсталь”, “Филип Моррис”, IBM. Мы провели ряд мероприятий, на которых выступали представители и госструктур, и негосударственного сектора, где рассказали, что собой представляют эти международные площадки, про специфику их работы, как НКО могут туда попасть и т.д. В дальнейшем планируем запустить серьезный образовательный курс для тех НКО, которые будут выходить на эти площадки, а для самых продвинутых — акселератор совместно с Россотрудничеством. Те НКО, которые успешно проведут свои проекты через этот акселератор, смогут выехать в другие страны, чтобы показать себя там. Это глобальная многолетняя программа», — поделилась общественница.

Интерес к этой теме со стороны НКО, органов власти и бизнеса очевиден, выразила уверенность Елена Тополева-Солдунова. Но кроме потребности, есть и проблема — недостаточная представленность России на различных международных площадках. При этом российские НКО могут не только учиться, но и сами учить и делиться опытом — в некоторых сферах у них накоплен серьезный опыт, подчеркнула она. Например, российские организации — лидеры в работе с детьми с расстройством аутического спектра. В России есть уникальный опыт государственной поддержки НКО — это работа Фонда президентских грантов, в том числе софинансирование со стороны фонда программ поддержки НКО на региональном уровне; различные региональные конкурсы; работа НКО в системе нацпроектов, где им тоже оказывается грантовая поддержка.

«Оглядываясь на другие страны, я могу уверенно сказать, что наш опыт во многом является лучшим и передовым, нам есть чем делиться. Наконец, у нас есть система мер поддержки НКО, принятая в период первых волн пандемии. Тогда ОП РФ стала точкой сбора предложений о том, какие меры будут полезны, в результате СО НКО получили весомую, ощутимую поддержку государства. Это тоже получилось сделать не во всех странах. Поэтому я считаю, что у нас в России есть огромный неиспользованный потенциал у такого рода взаимодействия, о котором идет речь на сегодняшнем мероприятии», — сказала Елена Тополева-Солдунова.

Директор ИАЦ «Институт Евразийской политики» Максим Крамаренко отметил, что в программе, направленной на подготовку лидеров НКО по приграничной дипломатии, должно быть отражено три блока. Это история российско-казахстанского приграничья и в целом история взаимоотношений России и Казахстана. Следующий блок — цифровая дипломатия, включающая навыки по использованию инструментария в соцсетях, мессенджерах по расширению аудитории, самопрезентации, позиционированию дружеских добрососедских отношений. Наконец, это обучение проектной деятельности.

Максим Крамаренко обратил внимание на опыт Ассоциации выпускников, которая реализует проект «Международный ресурсный медиацентр», направленный на привлечение к сотрудничеству выпускников российских и советских вузов за рубежом. Такой же акцент можно сделать и в приграничном диалоге, подчеркнул эксперт.

Оксана Коротеева, эксперт ОП РФ, директор Центра развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социально ориентированных некоммерческих организаций РГСУ, предложила включить в работу школы блок по вовлечению университетов в развитие гражданского общества, в том числе вовлечения студентов в деятельность НКО, например, через прохождение практики в таких организациях.

Среди других предложений участников клуба «Урал-Евразия» по тематике обучения в школе — развитие взаимодействия через СМИ; сотрудничество в области участия общественности в трансграничных оценках воздействия на окружающую среду, трансграничного противодействия мошенничеству; формирование программ финансирования инициатив некоммерческого сектора; сравнительный анализ особенностей законодательства об НКО в России и Казахстане и т.д.

 

Ссылка на источник