В ОП РФ обсудили решение ключевых проблем информационной безопасности в сфере благотворительности

28 апреля в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Проблемы информационной безопасности при осуществлении благотворительной деятельности и оказании социальных услуг». Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и Комиссия ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе.

«Я рад, что Общественная палата предоставила нам возможность делать наши наработки, обмениваться опытом и доносить результаты этого труда до большой аудитории», — сказал председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, генеральный директор Санкт-Петербургского детского хосписа Александр Ткаченко.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов отметил, что сегодня цифровизация охватывает все новые и новые сферы общественной жизни. Процесс этот во многом стимулировала пандемия коронавируса.

«Как не попасться на уловки мошенников и как не допустить, чтобы объектом их манипуляций стали трагические судьбы реальных людей, чьи данные по неосторожности или злому умыслу стали достоянием гласности?
Очевидно, что необходимы новые жесткие требования для лиц и организаций, в первую очередь НКО, работающих в сфере социальной помощи, по защите и использованию данных их подопечных, методические рекомендации», — подчеркнул он.

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с НКО Александр Воронцов. Он отметил, что практически в каждом новостном блоке встречаются истории людей, которые нуждаются в помощи, и то, что сегодня общество и власть повернулись к ним лицом, — это крайне важно.

«Тем более похвально, что этим занимаются наши некоммерческие организации. У власти есть обязанности по долгу службы. Помните слова нашего Президента о том, что государственная служба — это служение. Власть должна служить обществу. А общество, в свою очередь, должно ждать, когда ему начнут служить, или что-то делать? Те люди, которые занимаются благотворительностью, ничего не ждут. Они делают. И тем страшнее ситуация, когда НКО оказываются жертвами мошенников. И вот здесь возникает вопрос безопасности. Она заключается не просто в системе охраны, но и в грамотности», — сказал Александр Воронцов.

Модератор мероприятия директор по развитию Санкт-Петербургского детского хосписа Анна Кудря подчеркнула, что в ходе круглого стола необходимо найти возможно сложные, но практические решения, потому что безопасность в сфере НКО — это вопрос о судьбах людей, детей, особо уязвимых, которые и так проходят тяжелые испытания. Участники встречи, по словам Анны Кудри, являются голосом этих людей.

Основные проблемы с точки зрения безопасности у НКО возникают в вопросах сбора денег, сообщил директор по проектному моделированию Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Евгений Сулейманов. В интернете пользователи сталкиваются со множеством объявлений о том, что кому-то необходима помощь, глаз замыливается, и в итоге они переводят деньги в непонятный черный карман.

«В данном вопросе было бы здорово, если бы администрации соцсетей проводили верификацию аккаунтов НКО, занимающихся благотворительностью. Верифицированные НКО могут собирать деньги, неверифицированные получают галочку — данное объявление может содержать недостоверную информацию. Очень просто сделать, у соцсетей есть средства на это», — сказал он.

Анна Кудря отметила, что необходимо также говорить о корпоративных правилах, чтобы фандрайзеры организаций не собирали деньги через свои аккаунты, а не через аккаунты НКО.

Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, сообщил, что сегодня верификацию в социальной сети пройти можно без труда. Подать документы можно подать через личный кабинет группы. Плюс ко всему социальные сети дают НКО бесплатную рекламу. Но есть другие сложности. Во-первых, мошенническая реклама, жаловаться на которую некуда. Во-вторых, отсутствие критериев того, что является мошенничеством. Поскольку люди теряют небольшие деньги, обращения в правоохранительные органы зачастую носят бесполезный характер. Еще одна серьезная проблема — низкая грамотность населения. 90 процентов не будут разбираться либо не распознают мошенническую рекламу.

«Мы предлагаем разработать дорожную карту действий, которая позволила бы все проблемы шаг за шагом решать. Было бы прекрасно создать дорожную карту и воплощать ее в жизнь, принимая подзаконные акты либо, если необходимо, законопроекты», — подытожил Владимир Зыков.

Начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев согласился с тем, что было бы правильно создать дорожную карту борьбы с преступными явлениями с привлечением всех заинтересованных органов государственной власти. Потому что на текущий момент Роскомнадзор как правоприменительный орган может блокировать мошеннические действия только по решению суда. Что касается фейковой информации, таковой ее признает прокуратура в том случае, если она несет тяжелые последствия для жизни и здоровья людей, функционирования ключевых инфраструктурных организаций. Только такая информация блокируется во внесудебном порядке.

Анна Кудря рассказала о проекте проект по информационной безопасности в сфере НКО.

«Он родился из проблем, с которыми столкнулся Санкт-Петербургский детский хоспис. Мы начали находить фотографии наших пациентов на разных сборах средств в Екатеринбурге, еще где-то. Своими силами решить эту проблему у нас не получилось, на помощь пришли коллеги — “КиберМосква”. Когда мы говорим о пострадавших, мы, как правило, имеем в виду тех, кто перечислил деньги, потерял доверие к благотворительности. Но самая серьезная проблема — когда страдают тяжело больные дети и их семьи. Не нужно объяснять, что происходит, когда родители видят фотографию своего ребенка над какой-то посторонней жалостливой историей и сбором средств, получая при этом всю поддержку от своего хосписа», — сказала она.

Спикер отметила, что результатом решения проблем стала публикация книги по информационной безопасности. Руководитель проекта “КиберМосква” и автор книги Григорий Пащенко в свою очередь рассказал, что в тексте содержаться простые правила информационной безопасности: надежные пароли, двухфакторная аутентификация. Нужно иметь два устройства — для приема кодов СМС и другое, с которого вы работаете, и так далее.

При этом он обратил внимание на те изменения, которые произошли в действиях мошенников за последнее время. Злоумышленники отказываются от создания дубликатов страниц и взламывают даже верифицированные аккаунты НКО, вытягивая из них базы данных и начиная фиктивный сбор средств.

«Мы видим, что нужно повышать не только техническую, но и юридическую грамотность. Потому что сталкиваемся с тем, что НКО, попадая в экстренную ситуацию, сами зачастую могут нарушить законодательство. Например, обращаясь к непонятным компаниям, которые за деньги готовы удалить информацию в интернете, и тем самым нарушая статьи 272 (“Неправомерный доступ к компьютерной информации”) и 273 (“Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ”) УК РФ. На это попадаются многие организации», — добавил эксперт.

Анна Кудря сказала, что в начале работы с темой информационной безопасности в контексте социальных услуг стало понятно, что у отдельных организаций есть соответствующие специалисты, а есть НКО, которые в силу отсутствия ресурсов, возможностей, приоритетов не занимаются этим вопросом системно.

«С точки зрения НКО, если есть лишняя сумма на то, чтобы взять хорошего психолога или хорошего системщика, то я, скорее всего, возьму психолога. Очень важно сформировать запрос в сфере НКО на услуги по информационной безопасности. И как это сделать — ответ на этот вопрос мы ищем. Решать эти задачи надо будет во взаимодействии с государством», — подытожила она.

 

Ссылка на источник