В ОП РФ обсудили необходимость выработки нестандартных инструментов регулирования работы иностранных цифровых компаний

25 февраля в Общественной палате России прошел круглый стол «Диалог с цифровым гигантом: зачем открывать в России представительства иностранных IT-компаний». Общественники и эксперты в сфере законодательства, интернет-технологий и цифровизации обменялись опытом регулирования деятельности иностранных цифровых платформ на территории РФ, а также обсудили необходимость создания представительств IT-компаний как инструмента конструктивного диалога.

Организатором мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и рабочая группа ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации. Модератор член комиссии и руководитель рабочей группы Вадим Виноградов подчеркнул, что новые меры регулирования необходимы, так как Российская Федерация, как и другие страны, все чаще сталкивается с тем, что иностранные IT-компании селективно соблюдают национальное законодательство: игнорируют выписанные в их адрес штрафы, вводят цензуру, некорректно блокируют запрещенный контент и т. д.

«Не так давно в РФ было принято несколько важных законодательных инициатив в сфере регулирования интернета. Некоторые из них уже были обсуждены нашей рабочей группой. Речь идет о запрете цензуры со стороны зарубежных платформ по отношению к материалам российских СМИ, о дополнительном регулировании в области персональных денных, о саморегулировании соцсетей, которые должны сами выявлять и блокировать запрещенный контент.

Необходимы действенные инструменты исполнения правовых норм. Представительства зарубежных IT-компаний должно здесь иметь место. Такие представительства очень важны как возможность вести диалог», — сказал он.

Депутат Государственной думы РФ, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин отметил, что живой иллюстрацией отсутствия диалога между государством и IT-гигантами является отсутствие представителей последних на круглом столе. Он выразил уверенность в том, что они не пришли, так как не уполномочены головными офисами вести открытый диалог.

«Общий объем digital-рекламы в России — 178 миллиардов рублей по 2020 году. Если смотреть правде в глаза — доподлинно мы не знаем, сколько зарубежные компании зарабатывают на российском рынке. При этом они не просто уходят от налогов — они демонстративно не соблюдают российское законодательство по всему периметру. В общем-то, в моем понимании, это такие новые цифровые колонизаторы», — сообщил он.

Депутат добавил, что российские компании имеют несравнимо большую налоговую, правовую нагрузку. Такое положение угнетает развитие российской IT-индустрии. Представительства, которые, согласно заявлениям некоторых корпораций, открыты в РФ, по словам Антона Горелкина, ограничены функционалом рекламных агентств или офисов продаж.

«Когда речь идет о серьезных нарушениях закона со стороны зарубежных платформ, нам, по сути, даже некому задать вопросы, чтобы получить ответ по существу. То есть, когда речь идет о зарабатывании денег, они здесь есть, а когда речь идет о соблюдении российского законодательства, их здесь нет. Это серьезный вызов, который нам предстоит решать в ближайшее время. С учетом трендов это не просто прихоть — это угроза национальной безопасности», — подчеркнул спикер.

Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов сообщил, что, изучив только открытые данные, можно прийти к выводу, что иностранные игроки получают как минимум 50 процентов российского рынка digital-рекламы.

«Существует абсолютно четкий перекос между компаниями, которые имеют российские корни, зарегистрированы в российской юрисдикции, работают по российскому законодательству, и компаниями, которые не предоставляют отчетности, не платят налоги и ведут себя так, как будто находятся на оккупированной территории. Этот налоговый перекос создает жесткие, неравные конкурентные условия. Мы заинтересованы в том, чтобы зарубежные IT-компании платили в полном объеме налоги на территории РФ», — пояснил эксперт.

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев отметил, что государство предлагает IT-компаниям цивилизованным образом начать работу на российской территории. Он уточнил, что для этого, в частности, необходимо упрощать возможность ведения бизнеса в России, например создавая цифровые полномочные представительства, а также поддерживая корпорации, которые будут создавать дочерние общества с российскими игроками рынка.

Александр Журавлев добавил, что такие меры побуждения к исполнению национального законодательства, как блокировки и штрафы, устарели. Поэтому нужно оперировать новыми методами и имплементировать их в наше законодательство.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (АНО «ИРИ») Борис Едидин указал на то, что в первую очередь во взаимодействии с иностранными корпорациями необходимо решить вопросы исчисления и уплаты налогов.

«Этот тот трек, по которому мы дальше всего продвинулись сегодня, — уже более двух тысяч компаний имеют свой личный кабинет в ФНС, суммарно заплатили порядка 70–80 миллиардов рублей за время действия законодательства. Но есть очень большой нюанс: заработок постепенно смещается в сторону блогеров, а компании до сих пор не являются налоговыми агентами по исчислению и уплате соответствующего налога в том случае, если их контрагентами являются физические лица», — сообщил эксперт.

Второй аспект — размещение и оплата рекламы, третий — доступ к технологиям. По мнению Бориса Едидина, крупные корпорации должны делиться технологиями, делиться кодом, чтобы другие участники могли развиваться в равных условиях.

В завершение мероприятия Вадим Виноградов подчеркнул, что проблема правового регулирования в части открытия зарубежными IT-площадками своих представительств — это очень актуальный вопрос, который, безусловно, надо решать.

«Разные правопорядки сталкиваются с этой проблемой и по-разному ее решают. В целом есть определенный мировой тренд на такое регулирование. Не менее важный аспект — вопрос налогообложения иностранных IT-компаний. Он, в частности, касается создания равных конкурентных условий», — подытожил Вадим Виноградов.

Ссылка на источник