18 октября 2022 года на площадке VIII Форума негосударственных структур безопасности «Безопасная столица - 2022» состоялось XV выездное заседание Совета по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий).
Мероприятие проходило в МВЦ «Крокус Экспо» (г. Москва) в рамках XXVI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2022».

Открыл заседание Инспектор Председателя ДОСААФ России Олег Романович Мазуркевич, который поблагодарил за личное участие в мероприятии членов Совета, представителей и членов Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, а также приглашенных представителей профессионального сообщества, для которых важны и актуальны вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защиты.
На заседание были также приглашены уважаемые эксперты Соколов Михаил Николаевич, руководитель по комплексной безопасности Property Moscow Group (PMG); Жуковская Ирина Николаевна, ведущий эксперт оценки квалификаций ООО ЦОК «ПрофСтандарт», эксперт в области трудового права и охраны труда, и Удалов Александр Борисович, директор ПОУ «МССК ДОСААФ России города Москвы», иные представители организаций, кому важны вопросы развития квалификаций в сфере обеспечения безопасности.

В своём вступительном слове Олег Романович отметил: «Основной целью деятельности нашего Совета является формирование и поддержка функционирования системы профквалификаций в сфере безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий).
Вопросы развития квалификаций в рамках Совета – это проект сложный, многосторонний, затрагивающий интересы широкого спектра субъектов охранной отрасли, и субъектов в сфере противодействия терроризму. Найти единый подход не просто.

При существующих и потенциальных вызовах в настоящее время нашему государству, мы, как представители объединений работодателей отраслей должны действовать чётко и слаженно, постоянно усиливать взаимную поддержку. Только так мы сможем отстоять свои интересы на рынке труда в сфере обеспечения безопасности. И это будет залогом экономического и социального развития страны».

а6457

Заседание проходило с рассмотрением вопросов по повестке дня.
«Совет держит ориентир на План работы Совета на краткосрочную перспективу 2022 – 2023 годы, учитывающий все направления и заданный вектор по утвержденной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года», - доложила секретарь Совета, директор АНО ДПО «ССК «Сектор А» Виктория Алексеевна Панкратова.
Виктория Алексеевна напомнила присутствующим, что Минтрудом России в начале текущего года осуществлена проверка деятельности Совета, акт проверки от 29 марта 2022 г. доведен до всех представителей Совета ранее.
По результатам проверки принято решение об усилении контроля и активизации работы по организации разработки проектов профессиональных стандартов, проектов наименований квалификаций и требований к ним для проведения независимой оценки квалификаций, а также по развитию системы независимой оценки квалификаций в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий).

а6460

«В текущем году основная деятельность Совета была посвящена разработке профессиональных стандартов, профессиональных квалификаций, оценочных средств и образовательных программ», - добавила Виктория Алексеевна.
Первый среди них стандарт в сфере противодействия терроризму − «Специалист по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий)». На данный момент ожидается одобрение Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям проекта профессионального стандарта на соответствие его установленным критериям.
Второй, немаловажный проект связан с развитием квалификации в сфере частной охранной деятельности «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищённости». Комиссией по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей осуществлена разработка проекта профессионального стандарта, проведено профессионально-общественное обсуждение.

Отмечено, что потенциальные возможности профессиональных стандартов и, в целом, в формировании национальной системы квалификаций, по-разному видят работодатели, образовательные организации, профессиональные сообщества и профессиональные союзы. При этом у каждой стороны присутствует свой интерес, собственные эффекты, которые можно извлечь из профессионального стандарта решая задачи повышения конкурентоспособности предприятия (организации), качества профессионального образования и обучения работников.
Виктория Алексеевна сообщила о сформированном Экспертном составе Совета, в частности, из числа экспертов-разработчиков оценочных средств для оценки профессиональной квалификации, а также экспертов-разработчиков рамок квалификаций.
«Следует сказать, что разработка оценочных средств прошла по нескольким наименованиям квалификаций:
«Специалист по обеспечению антитеррористической защищённости и безопасности на объектах (территориях)», − что соответствует пятому уровню квалификации, и «Специалист по управлению деятельности по обеспечению антитеррористической защищённости и безопасности на объектах (территориях»), − а это шестой уровень квалификации, а также по четырем проектам наименований квалификаций по проекту профессионального стандарта «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищённости», − уточнила Виктория Алексеевна. Часть оценочных средств уже прошла методологическую экспертизу.
Все названные квалификации являются востребованными на рынке труда и имеют ключевой характер для отрасли. Прогнозируется рост потребностей в кадрах и квалификации работников и специалистов, связанных с деятельностью в сфере безопасности, имеющих повышенные риски при выполнении профессиональных деятельностей.

При развитии профессиональных квалификаций немаловажна корреляция взаимодействия сферы рынка труда и законодательной сферы.
О вопросах развития законодательства в области антитеррористической защищенности, о недостатках в формируемой отрасли и факторах, влияющих на наличие этих недостатков, - рассказал Мухин Михаил Викторович заместитель начальника Управления ГУВО Росгвардии.
«С учетом практики правоприменения, а также меняющихся моделей угроз законодательство в области антитеррористической защищенности постоянно меняется.

С 16 марта текущего года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Данное постановление издано на основании предложений федеральных органов исполнительной власти по выработке единых подходов при реализации требований к антитеррористической защищенности объектов образования, отдыха и оздоровления детей, культуры, здравоохранения, спорта торговли и размещения, подготовленных в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 11 февраля 2020 года.

В частности, установлен единый подход к обеспечению антитеррористической защищенности названных объектов, учитывающий при выборе требований подведомственность правообладателей таких объектов конкретному федеральному органу исполнительной власти. В отношении правообладателей, не подведомственных каким-либо федеральным органам исполнительной власти, предложено исходить из основного вида деятельности, осуществляемого на указанных объектах.

При категорировании объектов образования, отдыха и оздоровления детей, культуры, здравоохранения, спорта, торговли и размещения в качестве основного прогнозного показателя определено количество людей, которые могут пострадать, поскольку действия террористов в отношении данных объектов направлены на создание опасности гибели людей.

«Это позволило решить проблемный вопрос, связанный с отсутствием основного прогнозного показателя, в соответствии с которым при категорировании определяются возможные последствия совершения террористического акта, что создавало условия для необоснованного завышения категорий объектов и, как следствие, роста объемов финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности», дополнил Михаил Викторович.

Присутствующим на заседании лицам доведены наиболее характерные нарушения, которые встречаются при обследовании и категорировании объектов различной ведомственной принадлежности. Характер недостатков свидетельствует не только о недостаточности финансирования мер по антитеррористической защищенности, но и напрямую указывает на некомпетентность руководителей и лиц, обеспечивающих антитеррористическую защищенность на объектах.
Низкий уровень знаний и умений таких лиц обусловлен, в том числе, отсутствием в требованиях положений, устанавливающих необходимость привлечения к мероприятиям по защищенности объектов, квалифицированных специалистов.
«В сложившихся условиях работа, проводимая Советом по разработке квалификационных требований к должностным лицам, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности на объектах позволит значительно повысить уровень их безопасности, - завершил Михаил Викторович.

Более подробно о развитии законодательства в отрасли можно почитать по ссылке: СПК Антитеррор - О развитии законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта (территории) в 2022 году (spk-antiterror.ru).

На заседании по повестке дня доведены результаты мониторинга рынка труда в сфере антитеррористической защищенности.
Виталий Игоревич Лабкович, сотрудник аппарата Совета, довел итоги мониторинга рынка труда, с которыми можно ознакомится на сайте Совета или по ссылке Мониторинг рынка труда 2022 год.pdf - Google Диск

В опросе, проводимом Советом, приняло участие 150 респондентов – работодателей в таких сферах как социальная сфера (образование, здравоохранение, общественное питание, помощь малообеспеченным и нуждающимся семьям с детьми, детям и др.), оказание услуг (аренда, адвокатура и др.), производственная (включая строительство).

а6455

Основными целями проведения мероприятия явились изучение условий перспективной реализации положений разрабатываемого Советом профессионального стандарта «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)», определение категорий и примерного количества специалистов, нуждающихся в профессиональной переподготовке и (или) повышении квалификации, получение данных о мнении работодателей, касающегося стоимости обучения по образовательным программам.
Виталий Игоревич отметил основные результаты мониторинга рынка труда в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые позволили сделать следующие выводы:

  • с введением в действие профессионального стандарта «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)» на рынке труда будут сформированы требования к новому виду профессиональной деятельности (трудовые функции, действия, знания и умения), требования к уровню образования, что позволит работодателю организовать в условиях роста угроз террористического характера антитеррористическую защищенность объекта (территории) соответствии с установленными требованиями правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • на рынке труда сформирован устойчивый спрос на подготовку специалистов по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
  • реализация разрабатываемых Советом профессиональных программ обучения позволит поднять уровень компетенции специалистов, на которых возложены обязанности по организации АТЗ, а также сформировать необходимые навыки и умения;
  • о необходимости разработки профессионального стандарта специалиста по категорированию и паспортизации, осуществляющего услуги на основании заключенного договора (государственного контракта).

Таким образом, проведенным мониторингом подтверждена необходимость разработки запланированного Советом ранее проекта профессионального стандарта «Специалист по оценке антитеррористической защищённости объекта (территорий)».
Н заседании Совета отмечено, что на ряду с иными представителями субъектов охранной деятельности, частная охранная деятельность сегодня обрела важную роль в обеспечении порядка, защиты собственности и личной безопасности граждан.
В текущем году в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось крупное торжественное мероприятие в честь 30-й годовщины частной охранной и детективной деятельности в России. Участие приняли представители Общественной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, ФКЦ РОС, крупнейших охранных организаций и объединений из 59 регионов России. Проектом итоговой резолюции собрания Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «ФКЦ РОС» вошло ходатайство о скорейшем внесении проекта федерального закона «О частной охранной деятельности» на рассмотрение нижней палатой Федерального собрания Российской Федерации.
1 июля 2022 года на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ в качестве законодательной инициативы депутатами Государственной Думы Александром Хинштейном, Анатолием Выборным и Эрнестом Валеевым внесен проект федерального закона «О частной охранной деятельности».
Указанным законопроектом предложено выделить вопросы нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности как самостоятельного вида деятельности в отдельный законодательный акт.
Разработку законопроекта осуществлял, в том числе, НИЦ «Безопасность», который с 2018 года обеспечивал юридическое сопровождение предварительного обсуждения законопроекта.
Олегом Владимировичем Климочкиным, директором НИЦ «Безопасность» была доведена информация о законопроекте, о тех нововведениях, которые нашли отражение в проекте.

а6454

Подчеркнуто, проекта федерального закона «О частной охранной деятельности» разработан в целях:

  • разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию, видов деятельностей (частной детективной и охранной);
  • дальнейшего совершенствования законодательства в сфере частной охраны, в том числе направленного на экономическое развитие данной отрасли;
  • наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной охранной деятельности;
  • определения порядка взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Присутствующим лицам доведены нововведения, и Олегом Владимировичем подчеркнуто, что изменения, а также другие меры, предпринимаемые государственным регулятором охранной деятельности совместно с охранным сообществом в плане ценообразования и общественного контроля в сфере охранных услуг, позволят привлекать для охраны объектов, в первую очередь безопасность которых обеспечивается за счет бюджетных средств, добросовестные крупные охранные предприятия, в которых, как правило, имеются штатные специалисты по дополнительной профессиональной подготовке охранников и осуществляющие контроль их работы непосредственно на постах, что в целом позволит обеспечить высокое качество оказываемых услуг.
К обсуждению вопроса о стадии прохождения законопроекта и нововведениях присоединились Аванесов Андрей Гарривич, заместитель начальника Управления лицензионно-разрешительной работы, и Озеров Виктор Алексеевич, председатель Координационного совета негосударственной сферы безопасности Российской Федерации.

а6459

На заседании Совета говорилось о важности взаимодействия сферы рынка труда с учетом реализации управленческих механизмов. Общей практикой является государственная поддержка деятельности профессиональных общественных структур в таких социально важных взаимосвязанных направлениях, как развитие системы квалификаций и подготовка квалифицированных кадров.
Вопросами развития квалификаций в области обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) мест массового пребывания людей в Совете наделена Комиссия по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, под председательством Президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского.
Сергей Васильевич уделяет много сил и времени вопросам развития системы профквалификаций и подготовки кадров охранных структур, обеспечивающих безопасность объектов с массовым пребыванием людей, объектов социально сферы, таких как образования и здравоохранения.
Была проделана огромнейшая работа по разработке проекта профессионального стандарта «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищенности».
Сергей Васильевич отметил, что роль частного охранника объектов, на которых установлены требования к антитеррористической защищенности, резко возросла. Разработка профессионального стандарта «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищённости», осуществляется со дня создания вверенной под руководство Комиссии.
К разработке проекта привлечены крупнейшие работодатели отрасли, профессиональные сообщества и учебные заведения:

  • Саморегулируемая организация Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности».
  • Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы.
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральной координационный центр руководителей охранных структур (ФКЦ РОС).
  • Общероссийская общественная организация «Центральный совет учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур (ЦС УПК РОСС).
  • Союз Саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности (Союз СРО НСБ).
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).


Проектом профессионального стандарта охвачено четыре квалификации охранников:

  • охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищённости;
  • охранник образовательных организаций;
  • охранник объектов здравоохранения;
  • старший смены охраны, наставник.

Проектом выверены и учтены все особенности, отнесенные к охране объектов, подлежащих антитеррористической защищённости, перечисленные в постановлениях Правительства Российской Федерации, в законодательных и нормативных правовых актах о требованиях к организации безопасности объектов при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, требования и рекомендации совместных решений НАК и Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области образования.

а6461

 Проект активно обсуждался по плану, соответствующему требованиям методических документов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Размещался в свободном доступе для изучения на сайтах семи ведущих общественно – профессиональных отраслевых объединений работодателей. Рассматривался экспериментально, с выездом разработчиков на места. В процессе профессионально-общественного обсуждения собрано более 100 документов.
Поступило от членов Совета и заинтересованных организаций на сегодняшний день 220 замечаний и предложений, из которых:

  • принято и учтено проектом – 108;
  • принято частично – 29;
  • отклонено – 85.

«Проект проверялся (вычитывался) независимыми ведущими отраслевыми юристами – правоведами в течении двух месяцев. Все замечания учтены.», - дополнил Сергей Васильевич.
В процессе голосования на заседании Совета принято решение о достаточности проводимой работы и формировании комплекта документов по утверждению проекта профессионального стандарта «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищённости» в установленном порядке в Минтруд России.

а6456

Далее информацию о разрабатываемым квалификациях, оценочных средствах и программам профессионального обучения довел вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по научно-методической работе Николай Арсентьевич Степанов.

В итоговом слове председательствующий на заседании Олег Романович поблагодарил всех представителей Совета за осуществленную деятельность.

На рынке труда сформирован устойчивый спрос на подготовку специалистов по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) и частных охранников по охране объектов, в отношении которых установлены требования по антитеррористической защищенности.
При этом, реализация разрабатываемых Советом профессиональных стандартов и программ обучения позволит поднять уровень компетенции работников и специалистов в отраслях.
«Убежден, что объединение усилий ваших представителей отраслей в сфере антитеррористической защищенности и охранной деятельности расширит возможности Совета, позволит добиваться лучших результатов, более рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Все принятые решения будут отражены в протоколе сегодняшнего заседания» - подытожил заседание Олег Романович.

 а6458

Автор Аппарат СПК Антитеррор