Интервью с директором ННФ «ИБР» Ананьевым Виктором Алексеевичем и руководителем Научного совета ННФ «ИБР» Шестаковым Валерием Иннокентьевичем.
1. Действующий сегодня Закон о частной детективной и охранной деятельности давно стал не продуктивным и усугубляет состояние неопределённости развития частной охранной деятельности и их добровольных объединений. Данный факт порой ставит в затруднительные положения предпринимателей, лишает их основы в отстаивании своих прав и требований, отбивает охоту у бизнеса развивать дело. Вопросы, касающиеся состояния, совершенствования и развития законодательного и организационного обеспечения рынка товаров, работ и услуг в сфере безопасности за последние годы приобрели значимую актуальность и являются предметом пристального внимания профессионального сообщества негосударственной сферы безопасности. Расскажите, пожалуйста, какова, на сегодняшний день, государственная политика в области частной охранной деятельности.
В настоящее время официальной и документально оформленной государственной политики в области частной охранной деятельности не имеется. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Росгвардия формирует основные направления государственной политики в установленных сферах деятельности и обеспечивает их реализацию. Однако решение этой задачи вряд ли под силу Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. Дело в том, что частная охранная деятельность является составной частью, элементом общей системы охранной деятельности в РФ, отдельным её видом. Поэтому сформулировать государственную политику в области частной охранной деятельности можно только при наличии государственной политики в области охранной деятельности в целом.
Учитывая, что в настоящее время виды охранной деятельности находятся в ведении различных ведомств, то и разработку такой государственной политики следует поручить межведомственной рабочей группе, созданной из представителей соответствующих государственных органов и видов охраны, по поручению Президента РФ или по распоряжению Правительства РФ. Результатом проделанной работы будет документ стратегического планирования, утверждаемый Президентом РФ. Цель этого документа – разграничить сферы деятельности каждого вида охраны. В основе этого разграничения должен быть положены законные интересы собственника. Только он должен решать, кому доверить охрану своего имущества в соответствии с условиями гражданско-правового договора. Исключение могут составлять объекты, охрана которых осуществляется в публичных интересах и за счёт бюджетных средств.
Принципиальные положения единой государственной политики в области охранной деятельности должны лечь в основу Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», а затем отражены и в федеральном законе «О частной охранной деятельности», и других документах, определяющих государственную политику по отдельным видам охраны.
В 2019 году Росгвардия предприняла попытку разработки проекта Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Однако до настоящего времени данный проект нигде публично не обсуждался. Как представляется, при отсутствии единой государственной политики в области охранной деятельности в целом его вряд ли можно разработать. Объясняется это тем, что, не решив общие вопросы частной охраны, нельзя решить частные вопросы.
Анализ нормативных правовых актов принятых за последнее десятилетие в области частной охранной деятельности свидетельствует о том, что государственная политика в этой сфере направлена в основном на совершенствование контроля путём ужесточения требований к её осуществлению и установлению новых ограничений, что естественно не способствует её развитию.
К сожалению, практически ничтожно влияние охранного сообщества на процесс формирования законодательства, способствующего развитию цивилизованного рынка охранных услуг. Более того, планируемый для внесения в Государственную Думу проект Федерального закона «О частной охранной деятельности», разработанный НИЦ «Безопасность» не только не улучшает сложившуюся ситуацию, а наоборот, создаёт новые проблемы и трудности для охранного бизнеса. Анализ содержания указанного проекта направлялся в Государственную Думу и Правительство РФ, планируем разместить его на медиапортале «Хранитель» и обсудить в Комитете ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.
2. Ваш «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» на протяжении нескольких лет ведёт активную подготовку проектов Федеральных законов регламентирующих частную охранную и детективную деятельность, в чём существенные, принципиальные изменения их содержания.
Независимый научный фонд «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (ННФ «ИБР») на протяжении 18 лет занимается проблемами охранной деятельности в Российской Федерации в целом. Что касается частной охранной деятельности, то специалистами ННФ «ИБР» был разработан проект Модельного закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности», принятый в 2017 году на Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Вопросы частной охранной деятельности освещены в Модельной законе «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности», принятом на Парламентской Ассамблее ОДКБ 5 ноября 2019 года. Ими также разработан проект Федерального закона «О частной охранной деятельности». В отличие от закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и проекта Федерального закона «Об охранной деятельности», разработанного специалистами НИЦ «Безопасность», в нём содержатся следующие принципиальные положения:
- Из названия исключено имеющееся в действующем Законе словосочетание «в Российской Федерации», что позволит частным охранным организациям оказывать охранные услуги за рубежом в соответствии с нормами ВТО и законодательством государства оказания охранных услуг.
- Уточнён предмет правового регулирования настоящего Закона. При его определении акцент сделан на то, что им регулируется только охранная деятельность, осуществляемая одним субъектом – частными охранными организациями.
- Значительно расширен понятийный аппарат. В частности, даны такие новые понятия как: руководитель частной охранной организации, телохранитель, личная карточка телохранителя, охраняемое лицо, заказчик охранной услуги, прилегающая к охраняемому объекту территория, массовое мероприятие, обеспечение порядка в местах проведения массового мероприятия, использование оружия, использование специальных средств, применение оружия, применение специальных средств, уточнено содержание понятий, имеющихся в действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
- Цели и задачи охранной деятельности определены с учётом её предпринимательского характера, сочетания частных и публичных интересов при её осуществлении, отнесения охранных услуг к услугам безопасности. При этом подчеркнуто, что оказываемые частными охранными организациями услуги отнесены законодательством, к услугам безопасности и вследствие этого частные охранные организации являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.
- С учетом объективных потребностей рынка, сложившейся практики конкретизированы и дополнены виды охранных услуг.
- Детализирован порядок оказания охранных услуг, установлены дополнительные условия заключения договора оказания охранных услуг.
- Предусмотрен субподряд при оказании охранных услуг. Необходимость в этом обусловлена рядом обстоятельств. Несмотря на то, что ни действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ни Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат запрета на использование субподряда в частной охранной деятельности, и в судебной практике, и среди контролирующих (надзорных) органов нет определённости по рассматриваемому вопросу. В одних случаях использование субподряда в частной охране признается правомерным, в других – принимается противоположное решение. Отрицательное решение по данному вопросу приводит к необоснованному ограничению конституционных прав частных охранных организаций и, в частности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ограничено это право может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Очевидно, что ни одно из указанных обстоятельств не даёт основания для запрета на использование субподряда в частной охранной деятельности. В целях устранения неопределенности по данному вопросу и недопущения возможности неограниченного усмотрения в процессе правоприменения представляется целесообразным прямо указать в тексте законопроекта на возможность применения субподряда при оказании охранных услуг. Важным аргументом в пользу такого решения данного вопроса является и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывавшего, что «федеральный законодатель должен исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами, и использовать лишь такие правовые средства, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод».
- Предусмотрена возможность создания частными охранными организациями филиалов и дочерних обществ, саморегулируемых организаций.
- Установлена обязанность частной охранной организации страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении охранной деятельности.
- В отличие от действующего Закона, законопроект предусматривает только административное приостановление охранной деятельности, что полностью согласуется с административным законодательством, судебной практикой. При этом прописан порядок и основания такого приостановления. Указанная мера административного воздействия допускается только по решению суда и в части, касающейся приостановления деятельности по оказанию охранной услуги, при оказании которой было допущено нарушение, послужившее основанием для приостановления.
- Определены участники охранной деятельности, их права и обязанности, прописан порядок приобретения и утраты статуса соответствующим участником.
- Вводится институт телохранителей. Это позволяет законодательно закрепить более чем двадцатилетнюю практику частных охранных организаций, которые фактически осуществляли телохранительство при оказании такой услуги как «защита жизни и здоровья граждан». Указанная законодательная новелла соответствует международной практике и законодательству. В частности, институт телохранителей предусматривает Модельный закон для государств-участников СНГ «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) детективной деятельности». Законодательное закрепление института телохранителей позволит соответствующим государственным органам осуществлять действенный контроль (надзор) за деятельностью телохранителей. В законопроекте четко прописан правовой статус и полномочия телохранителя, определены требования к гражданам, претендующим на его приобретение.
- В целях обеспечения общественной безопасности, осуществления действенного государственного контроля за оборотом оружия в процессе осуществления охранной деятельности, более четко и конкретно сформулированы условия и основания применения охранниками физической силы, специальных средств, оружия.
- Дополнен перечень услуг, при оказании которых разрешается использование оружия, специальных средств и технических средств, определены случаи применения гражданского неогнестрельного оружия и тем самым устранён пробел в этой части в действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Телохранителю предоставлено право не только использовать оружие при защите жизни и здоровья охраняемых лиц, но и прописано, в каких случаях он вправе его применить.
- Предусмотрена система мер по защите от проникновения в охранные организации криминальных элементов. В частности, значительно ужесточены требования к гражданам, претендующим на работу в качестве охранника (телохранителя), лицам, претендующим на получение лицензии на частную охранную деятельность.
- Приведен в соответствие с законодательством в сфере образования порядок подготовки и профессионального обучения, повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, охранников.
- С учётом сложившейся практики, взаимных интересов правоохранительных органов и частных охранных организаций определены основные направления их взаимодействия, права и обязанности частных охранных организаций и полномочий правоохранительных органов при осуществлении такого взаимодействия. Принципиально важной является норма, содержащаяся в данной главе, согласно которой мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств частных охранных организаций по договору с заказчиком.
- Законопроект существенно отличается от действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» по структуре. Он состоит из 9 глав и 52 статей. Законопроект содержит три новые главы, а именно: «Осуществление охранной деятельности», «Участники охранной деятельности, их права и обязанности. Профессиональная подготовка работников частных охранных организаций, осуществляющих трудовую функцию, непосредственно связанную с оказанием охранных услуг», «Взаимодействие частных охранных организаций с правоохранительными органами». Главы и статьи сгруппированы по принципу – от общего к частному. Содержание глав и статей строго соответствует их названию. Сведено к минимуму количество бланкетных и отсылочных норм.
3. Рассматриваете ли Вы возможности по консолидации усилий всех заинтересованных участников охранной отрасли в формировании объективного, давно выстраданного частным охранным сообществом законодательного акта, чтобы предложить его органам, обладающим правом законодательной инициативы к дальнейшему продвижению в его принятии?
К сожалению, порочная практика кулуарной подготовки проектов, начатая с разработки проекта Федерального закона № 272-ФЗ, продолжается и в настоящее время. На данный момент имеется два проекта Федерального закона «О частной охранной деятельности». Учитывая, что их содержание существенно разница, в 2017 году ННФ «ИБР» на выездном заседании Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности предложил создать межведомственную рабочую группу по разработке, на основе указанных проектов и с учётом положений Модельного закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности», подготовить новый единый проект закона. Однако данное предложение на практике не было реализовано. Этой позиции мы придерживаемся и в настоящее время.
Беседовала Маркелова Марина