В последнее время кибермошенники значительно активизировали свою деятельность в России. Людям постоянно звонят представители банков и других финансовых организаций, которые при помощи вхождения в доверие, забирают у них личные средства. После того, как в результате такого звонка, семья лишилась денег, собранных на лечение ребёнка, работники московской Прокуратуры подготовили специальную памятку, о чем пишут «Аргументы и факты».

Как правило, мошенники представляются сотрудниками банков. Одной из жертв стала Елена Пашкевич, которой в один из дней позвонил такой «сотрудник». Разговор начался с рассказа о том, что у женщины пытаются украсть с личной карты денежные средства, а позже специалист добавил, что на нее дополнительно и кредит оформили.

Поскольку на карточке хранилась крупная сумма, около 1 миллиона рублей, собранные для лечения сына, женщина начала паниковать и поверила словам мошенников. Войдя в доверие к женщине, они узнали всю необходимую для похищения денежных средств информацию, после чего деньги бесследно исчезли.

К сожалению, такие случаи уже не являются единичными. И от подобных звонков не застрахован никто. На уловки мошенников попадаются, как доверчивые пенсионеры, так и грамотные образованные люди.

Одной из причин роста подобных преступлений эксперты называют коронавирус. Из-за локдаунов и ограничений, люди стали чаще пользоваться различными интернет-услугами, что привело к появлению в сети огромного объема информации о банковских картах.

С целью оказания консультационной помощи гражданам, и сокращения числа подобных преступлений, в Москве разработали специальную памятку, которая получила название «информационная безопасность».

В этой короткой брошюре изложены основные методики, которыми пользуются мошенники для совершения своих преступлений. В ней рассказывается о том, как действовать, если вам позвонили сотрудники банка или другой финансовой организации. В первую очередь, эта брошюра рассчитана на малограмотных и пожилых людей, которых проще всего обмануть. Как правило, пенсионеры не боятся доверять данные своих карт даже случайным прохожим, если попросят их помочь снять денег или оплатить покупку.

Одним из основных способов обмана, является создание поддельных сайтов или страничек в интернете. Мошенники создают странички, которые визуально будут напоминать официальные сайты самых распространенных банков. На таком сайте размещается специальная форма, в которой посетителю предлагают указать данные карты, ПИН-коды, номера счетов, и пароли доступа к ним, чтобы получить необходимые банковские услуги.

Отдельной строкой идут поддельные магазины, продающие товары через интернет. Как правило, в таких «магазинах», предусмотрен только один доступный вариант оплаты – по банковской карте перед отправкой товара. Для привлечения большего внимания, представленные товары продаются с огромными скидками, которые оправдываются акциями и специальными предложениями. После оформления заказа, клиент вводит все данные своей карты, необходимые для оплаты покупок в интернете, в специальную форму, доступ к которой имеют мошенники. Помимо снятия всех средств с лицевого счёта, мошенники могут использовать данные банковских карт для других своих преступных операций.

Нередко с обманом сталкиваются и те, кто пытается продать какой-то товар в интернете. Мошенники связываются с продавцами, заявляя о желании приобрести ваш товар, а затем предлагают внести предоплату. Для этого им требуются данные карты, которые они выманивают у владельца. Как правило, такие «покупатели» интересуются товаром в последнюю очередь или вовсе не спрашивают о нём.

При работе с банкоматом необходимо проявлять особую осторожность. Технически подкованные мошенники используют специальные устройства, которые устанавливаются в картоприемник банкомата. Оно считывает данные вашей карты, а при помощи специальной малозаметной накладки на клавиатуре, мошенники смогут узнать и ваш ПИН-код.

Особо изобретательные мошенники создают бесплатные сети Wi-Fi, которыми каждым из нас с удовольствием пользуется в общественных местах. Подключившись к такой сети, вы рискуете потерять все данные со своего смартфона или ноутбука, в том числе и для доступа к картам и банковским счетам.

Отдельного внимания заслуживает проблема использования сложных паролей. Большинство людей предпочитают использовать пароли, которые проще всего запомнить. Как правило, это повторяющиеся комбинации букв или цифр. Как показывают опросы, менее 50 процентов всех владельцев банковских карт, для защиты своих данных используют действительно сложные пароли. Зачастую, пользователи используют одинаковые пароли везде, начиная от банковских карт, и заканчивая доступом к социальным сетям. По рекомендациям специалистов, пароли необходимо менять не реже 1 раза в 6 месяцев.

Самый простой способ защиты от мошенников – не общаться с консультантами, которые звонят вам сами. Если на том конце провода представляются сотрудником банка, специалисты советуют завершить разговор, а затем перезвонить на один из номеров, указанных на карте, в договоре или официальном сайте вашего банка.

Московские пенсионеры уже начали получать подобные памятки.

Стоит отметить, что с увеличением числа мошенников, промышляющих в сети, привычные обманщики, которые ходят по квартирам, никуда не делись.

По словам Петра Бирюкова, являющегося заместителем московского мэра, любые внезапные проверки, которые проводятся специалистами «Мосгаза» или других коммунальных служб, являются незаконными. В большинстве случаев, это будут обычные мошенники, которые хотят проникнуть в квартиру гражданина под обоснованным предлогом.

Сотрудники правоохранительных органов уже задержали членов ОПГ, которые занимались обманом пенсионеров и доверчивых граждан. Под видом сотрудников газовых служб, они заходили в квартиры москвичей, и предлагали им установку специальных газоанализаторов, пугая граждан потенциальными штрафами за их отсутствие.

Те, кто соглашался на установку, получал прибор по цене, в несколько раз превышающей рыночную. Правоохранителям удалось выявить более 50 пострадавших, в результате действий мошенников. Суммарный ущерб оценен в 5 миллионов рублей.

Столичные власти постоянно предупреждают пенсионеров и других граждан о том, что при общении с незнакомцами, которые представляются сотрудниками госорганов, не стоит решать финансовые вопросы, без помощи близких или знакомых.