Документ, подписанный крупнейшими СМИ и IТ-компаниями, будет находиться в РОЦИТ

Несколько крупных отечественных медиахолдингов, IТ-компаний, а также изданий скооперировались, чтобы начать борьбу с ложными сведениями в сети Интернет и организации информационной безопасной среды. Подписан меморандум был вчера в московской штаб-квартире ТАСС.

В подписании документа участвовали представители МИЦ «Известия», ТАСС, The Bell, «Яндекса», РБК и прочие.

Храниться данный документ в оригинале будет в РОЦИТ.

Значимость саморегулирования

В. Габриелян, первый замгендиректора Mail.ru Group, указал, что ключевым информационным источником в наше время выступает именно интернет. Он добавил, что в последние годы наблюдается тенденция, обострившаяся во время пандемии Ковид-19 – увеличивается не только количество информации, но и объем фейковых новостей и ложной, непроверенной информации. Именно это и вводит в заблуждение граждан. Интернет-бизнесу крайне важно, чтобы сохранилось доверие людей к Интернету. В связи с этим борьба с фейковой информацией, которая искажает реальные факты, имеет огромное значение для граждан в целом и интернет-бизнеса в частности.

О. Севастьянова из «Яндекс. Дзена», возглавляющая программу фактчегинга, рассказала, что для платформы именно доверие всегда являлось крайне значимой составляющей. Она отметила, что везде в мире для платформ с контентом именно взаимодействие с гражданами и, соответственно, с их доверием, в частности противодействие фейкам, является одним из ключевых направлений. В «Дзене» в 2020 г. запустили специальную программу, позволяющая осуществлять проверку сведений. К этому были привлечены коллеги и партнеры: независимые фактчекеры и журналисты. Благодаря им стало понятно, насколько данная проблема сложная и, что она нуждается в кардинальных решениях.

Д. Пенчилова, руководитель по ИТ-развитию ТАСС, отметила, что на текущий момент агентство находится в числе партнеров «Яндекс Дзена». Она пояснила, что вместе с тем, они занимаются развитием способов правильной проверки контента и его верификации. Важным моментом, как оказывается, является просветительская работа. Лекции и разъяснительная работа ведется с региональными и мелкими медиа. Пенчилова добавила, что самоорганизация и взаимодействие в данном вопросе очень важны. Она обратилась ко всем медиа с призывом к ним присоединиться.

Что говорят профессионалы

И. Еремин, председатель совета директоров «Бизнес ньюс медиа», к данной инициативе относится положительно. Он отметил, что, чем активнее в плане самоорганизации сообщество, тем шансы на то, что на проблему обратят внимание компетентные в отрасли люди, профессионалы, выше.

А. Цыпер из Rambler&Co отметил, что наиболее страшными каналами распространения неправдивой информации выступаю чаты детсадов и школ. Попасть в них и разъяснить ситуацию сложно, а там иногда излагается информация, наводящая ужас. С учетом того, что увеличилось не только количество потребляемых данных, но и объем информации, которая создается, научить людей полученную ими информацию анализировать, чтобы они знали, где все это есть возможность проверить, как эти сведения использовать и стоит ли их распространять.

А. Назаров, гендиректор Rutube, рассказал, что численность новостей-фейков только за шесть последних месяцев больше, чем за весь 2020 г. И это является угрозой, причем, в целом для нацбезопасности.

Скорость в приоритете

А. Гореславский, гендиректор АНО «Диалог», что главным вопросом выступает скорость установки правдивости, корректности сведений. Он отметил, что за двухлетний период деятельности в плане мониторинга коронавирусной ситуации они поняли, что любая некорректная информация, недостоверные сведения являются наказанием, так как требуют мгновенной реакции, разъяснений, комментариев, опровержений. И у них уже есть свои наработки в плане оперативного получения требуемых сведений.

Г. Гулиа, замгендиректора «Интерфакса», пояснил, что проверка на корректность и достоверность новостей, проводится агентством более трех десятков лет. Это стандарт и принцип его деятельности. Он добавил, что они и их коллеги в круглосуточном режиме занимаются проверкой потоков новостей и предоставляют гражданам уже корректную информацию. Он считает, что разработанные агентством системы аналитики тоже окажут важную помощь в данном процессе.

П. Канаев из РБК сообщил, что СМИ в подавляющем большинстве инвестируют в контент. Поэтому, насколько инициатива будет успешной, зависит непосредственно от отрасли. Он добавил, что доверие дорого стоит и без него никак.

В. Топадзе, директор по вопросам права и взаимодействию с госорганами Avito, указал, что для них одной из главных задач является повышение качества контента и кибербезопасности. Он заявил, что компания полностью поддерживает инициативу борьбы за прозрачность интернет-сети и достоверный контент. Они готовы поделиться собственными методиками и перенять опыт у коллег. М. Рубцова, замгендиректора «СМИ» (агрегатор новостей), гендиректор соцсети «МирТесен», что для них меморандум является огромной ценностью. Агрегаторам очень сложно выявлять фейковые новости, так как повестка новостей формируется автоматически. Она добавила, что по мнению ее компании, если усилия будут объединены, то получится создать алгоритмы, позволяющие обеспечить кибербезопасность, а некорректные сведения исключить.

О меморандуме

Чтобы запустить процесс системного противостояния фейковой информации в сети, создать безопасную киберсреду, выработать общие правила проверки неправдивой информации и ее маркировки, создания лучших систем борьбы с распространением фейкового контента.

Те, кто принял участие в меморандуме, имеют право каждый квартал размещать отчет о борьбе с распространением непроверенных сведений, включающих в себя данные о публикациях, которые прошли проверку, темах и ряде других характеристиках.

В качестве противодействующих мер, среди прочего, предлагается создание и принятие общих алгоритмов и правил обнаружения, проверки, фактчекинга, а также опровержения ложной информации и ее удаления. Кроме того, если есть техвозможность, предлагается практиковать сопровождение публикуемых материалов и сообщений в том случае, когда в них содержатся сведения, правдивость которых сомнительна, сообщением, что в них может содержаться неточная информация и предоставление данных от надежного источника. Участники сообщили, что готовы принимать ограничительные меры в отношении фейков.

Кроме всего, будет сформирован общий Совет участников меморандума. Что касается действия данного меморандума, то его срок продлевается на год в автоматическом режиме, если Совет не примет другое решение.

Свои подписи поставили: В. Габриелян, первый зам. гендиректора Mail.ru Group, А. Цыпер, исполнительный директор Rambler&Co в сфере медиа, А. Гореславский («Диалог»), гендиректор центра компетенций в области сетевых коммуникаций, Р. Сагдатуллин, директор РОЦИТ, Д. Пенчилова (ТАСС), директор по цифровому развитию, М. Нелюбин, гендиректор «Бизнес ньюс медиа», А. Назаров, гендиректор Rutube, М. Фролов, первый зам. гендиректора, главред МИЦ «Известия», Г. Гулиа, первый зам. гендиректора «Интерфакса», А. Сикорский, маркетинговый директор РБК, В. Топадзе, директор по юрвопросам Avito, Д. Майер, представляющий Likee в РФ, М. Вьюгин, глава редколлегии Ura.ru, М. Рубцова, гендиректор соцсети «МирТесен», зам. гендиректора «СМИ2».