Защита от краж клиентов операторами мобильной связи

Чтобы бороться с мошенниками, работающими через телефон, начали задействовать ИИ. Операторы сотовой связи стали использовать специальную систему, распознающую злоумышленников в ходе беседы. Она вступает в разговор и предупреждает человека о том, что это, возможно, мошенники. Подобные технологии уже подключает «СберМобайл». Кроме того, аналогичные решения создаются сейчас в «Билайне» и «Тинькофф Мобайл». Эксперты говорят, что эти разработки дают возможность бороться с теми преступниками, которые меняют телефонные номера на регулярной основе. Но, они предупреждают, что существует риск того, что ИИ может практически любую беседу расценить как мошенничество.

Поймать на слове

Спам и мошенничество в телефонном режиме в последнее время превратились в глобальную проблему. Это подтверждают и мобильные операторы, и прочие представители рынка. Разработанный против мошенников продукт МТС, например, каждый день блокирует свыше 60 000 попыток звонков данного характера. Об этом сообщил А. Меркутов, представляющий мобильного оператора. Из сведений «Вымпелкома» следует, что каждый 8-й входящий звонок является нежелательным.

Сейчас практически все отечественные операторы сотовой связи испытывают новые технологии, позволяющие бороться с мошенничеством. Р. Гурджиян, гендиректор «Сбербанк-Телеком», рассказал, что «СберМобайл» собирается запустить одну из таких систем, обладающей ИИ.

Данный продукт выявляет злоумышленника в ходе беседы по телефону. Система подключается к диалогу, и автоинформатор в голосовом режиме сообщит абоненту, что есть вероятность того, что он общается с мошенниками.

Анализ беседы ИИ проводит по ряду параметров, в частности по скрипту. Иные параметры Гурджиян раскрывать не стал. При тестировании системы стало понятно, что уровень точности определения совершения мошенничества очень высок. Одним из важных отличий искусственного интеллекта выступает адаптивность. Эксперт пояснил, что злоумышленники не использую одни и те же телефонные номера, а регулярно их меняют. В связи с этим отследить и отреагировать на все эти изменения и манипуляции нельзя с практической точки зрения.

В «Тинькофф» сообщили, что «Тинькофф Мобайл» сейчас занимается созданием своего решения. В его основе, также, лежит ИИ и машинное обучение. Продукт будет действовать по аналогии с уже описанными.

В компании пояснили, что при звонке сработают допуровни защиты, которые позволят предупредить противозаконные списания клиентских денег. Контролирующая звонки в онлайн-среде система в личных разговорах человека принимать участия не будет. Разрабатываемый комплексный продукт очень скоро будет выявлять опасные звонки и защищать человека и при общении в мессенджерах.

«Тинькофф» в июне 2021 г. всем абонентам мобильной связи России дал возможность использовать его телефонного секретаря по имени Олег. Сервис настроен на борьбу с мошенниками, а также спамерами. Помощник по телефонному номеру и определенным ключевым словам способен установить, что звонят злоумышленники, и выстроить беседу как нужно. Об этом уже рассказывали ранее авторы продукта.

Как отметил один из специалистов, антифроды и телефонный секретарь – это ни одно и то же. Секретарь переводит звонки с неизвестных номеров на себя и отвечает, согласно установленному сценарию. Он не способен проводить анализ диалога между двумя людьми.

Многие операторы тоже планируют в этих же целях использовать ИИ. «Вымпел», со слов его представителя, собирается встроить его в сервис, который предупреждает людей о звонках от мошенников и спамеров.

Д. Кусков, генеральный директор Telecom Daily, говорит о том, что ИИ, который определяет по характеру беседы мошенников, является огромным шагом в противостоянии им. В настоящее время антифроды в большинстве своем, проанализировав big data, определяют номера, вызывающие подозрения, после чего вносят их в так называемый черный список. Обнаружение мошенника, а не телефонный номер, гораздо лучше и дает больший эффект.

Эксперт добавил, что злоумышленники на постоянной основе меняют скрипты и прочее. Поэтому ИИ требует регулярного дообучения. Но ИИ может вести себя абсолютно непредсказуемо. Вполне возможно, что, выявив отдельные признаки, он обычного человека примет за злоумышленника.

Правдивая связь

Чтобы выявить мошеннические звонки в «МегаФоне» задействуют специальные алгоритмы, аналитические, в основе которых лежат крупные данные. Информацией поделился представитель компании С. Хренов. Он пояснил, что именно на данных алгоритмах и основана антифрод-система для банков, созданная оператором в 2020 г.

А. Меркутов, представляющий МТС, рассказал, что компания использует технологию, блокирующую звонки, осуществляемые с подменных телефонных номеров, якобы от банковских сотрудников. Подавляющее большинство их блокируется. Он отметил, что на большей части тарифов есть специальная услуга, бесплатная, благодаря которой нежелательные звонки перенаправляются в автоматическом режиме на отдельный голосовой ящик.

В Tele2 тоже есть свой антифрод, выявляющий все нежелательные звонки от мошенников. Если такой звонок поступает, платформа оператора связывается с конкретным банком. И если антифрод финансовой организации опровергает звонок, следовательно – это злоумышленники.

Катастрофа, связанная с телефонией

В «Лаборатории Касперского» указали, что за первые шесть месяцев этого года более 2/3 входящих с незнакомых номеров звонков (70,4 процента) были спамом. В большинстве случаев те, кто звонил, предлагали людям кредиты, называли себя коллекторами. Среди самых распространенных стали и предложения поучаствовать в соцопросах. Что касается мошеннических звонков, то их число увеличилось на семнадцать процентов, если сравнивать с тем же периодом прошлого года.

С. Кузнецов, заместитель председателя правления Сбера, уже говорил, что каждый месяц преступники воруют с банковских счетов российских граждан сумму, превышающую 3,5-5 миллиардов руб. Результат дает один процент звонков. Что касается суммы каждой такой операции, то она в среднем составляет приблизительно 8 000 руб.

Л. Шебанова из Amulex.ru считает, что для выявления преступников важно фиксировать операторами в обязательном порядке принадлежность СИМ-карт и хранить записи бесед. Она уверена, что нужно обязать операторов быстро передавать сведения о соединениях тем, кто пострадал от действий мошенников и исключить продажу номера, который до этого уже кому-то принадлежал. Но, наибольший результат принесет внимательность самих граждан.