В связи с пандемией, подобные сервисы стали намного актуальнее, чем раньше. При этом, на таких ресурсах стал ниже показатель входа непосредственно в мошенничества.

Из отчета за первые три месяца, составленного общими усилиями «Юлой» и «Лабораторией Касперского» следует, что за этот период вторые заблокировали свыше 2 500 000 попыток граждан перейти по мошенническим ссылкам в области e-commerce.

Компания оценила, что число замаскированных под различные площадки объявлений страниц, увеличилось в несколько десятков раз, если сравнивать с тем же периодом прошлого года.

В «Юле» рассказали, что ими было заблокировано 1 400 ресурсов мошенников, клонов сайта компании. Злоумышленники делают страницы, маскирующиеся под «Безопасную сделку». Ссылки отправляют потенциальным жертвам в мессенджеры. Если человек перейдет по ней и внесет реквизиты своей карты банка, то средства с нее будут списаны, а сами мошенники просто исчезнут. В 1 квартале «Юла» столкнулась с ключевой проблемой, с которой ей и пришлось справиться – это сбор информации из источников открытого типа. В компании указали, что в апреле количество подобных обращений от граждан увеличилось на 23 процента. Но здесь добавили, что вопрос был решен достаточно оперативно.

В «Авито» отметили, что в том же месяце по сравнению с предыдущим, они смогли на 50 процентов снизить количество жертв мошенников, которых обманули при помощи фишинговых сценариев и схем. Чтобы получить такой результат, специалисты компании задействовали дополнительную оценку надежности граждан (скоринг).

В «Лаборатории Касперского» говорят, что классифайды с начала эпидемии Ковид-19, приобрели значительную популярность. Ими начали пользоваться люди, которых до этого услуги онлайн вообще не интересовали, но в условиях новой реальности они стали актуальными.

Выбор конкретного продукта, общение в удаленном режиме, проведение расчетов, заказ требуемых услуг – все это стало уже частью обычной жизни, привычным делом. Естественно, мошенники очень часто начали делать попытки использовать сложившуюся ситуацию. К тому же, цифровая неграмотность многих граждан была им на руку.

Infosecurity a Softline company с первых дней прошлого года обнаружила свыше 2 000 мошеннических сайтов, которые были связаны с «Юлой» и «Авито». К. Солодовников, гендиректор компании, говорит, что принцип действий таких ресурсов развивался и усложнялся в течение года, география деятельности злоумышленников становилась все шире.

Он рассказал, что популярность мошенничеств на сайтах этих двух компаний связана с принципом распространения преступной схемы – информационное преступление, как услуга. То есть, люди, хорошо разбирающиеся в современных технологиях и реалиях, создают инструменты, позволяющие совершать преступные действия, которые предоставляют тем, у кого специальных знаний технического характера нет. Он добавил, что согласно результатам анализа тематических Телеграм-каналов, около 80 процентов участников различных сообществ о мошенничестве на торговых платформах – это люди, которым еще нет восемнадцати лет.  

Эксперт добавил, что, несмотря на то, что в большинстве случаев похищаются небольшие деньги, но, учитывая количество таких хищений, злоумышленники получают достаточно высокий и регулярный доход.

И. Бедеров, возглавляющий «Интернет-Розыск», пояснил, что людей на мошеннические страницы привлекают через соцсети, доски объявлений, рассылку по почте «выгодных предложений». Он добавил, что понять, что это мошенники, можно, если внимательно изучить предоставленную ссылку. Совпадения с оригинальной будут лишь частичными.