А. Хинштейн, председатель Комитета ГД по IT-технологиям, рассказал, что депутаты работают над созданием отдельного законодательного документа, который будет регламентировать порядок работы международных IT-компаний в РФ. Также, в законе будет содержаться обязательное требование к иностранным компаниям – они должны открыть на территории России представительства и филиалы.

В беседе с журналистами «Парламентской газеты» политик критически отнесся к действиям Facebook относительно удаления контента средств массовой информации Австралии с площадки. Ситуацию с Инстаграм, который принял решение за нанесенное в переписке личного характера оскорбление блокировать пользовательские аккаунты, он назвал неоднозначной.

Он заявил, что данная ситуация демонстрирует, с каким неуважением гиганты в сфере IT технологий относятся к законам той или иной страны. Своим поступком Фейсбук просто развернул военные действия против целой страны, открыто игнорируя австралийские законы и нарушая гражданские права жителей этой страны. Блокировка аккаунта – это, прежде всего, удар непосредственно по самим пользователям.

Хотя и сам закон этой страны не идеален, к нему есть вопросы, но в данном случае речь идет не о нем. Это государственный закон, которые необходимо выполнять. Что касается крупных интернет-компаний, то у них на первом месте свои интересы, а не законы государств, в которых они осуществляют свою деятельность.

Политик говорит, что в настоящее время разрабатываются новые инициативы. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать иностранные интернет-компании открывать на территории России представительства и свои филиалы. Кроме этого, подразумевается и создание закона, устанавливающего ряд обязательных требований к функционированию международных IT-компаний в нашей стране. О результатах сейчас еще рано что-либо говорить, ном необходимы эти нормы.

Хинштейн напомнил, что в ГД поочередно приняли ряд предложений, которые связаны с увеличение имеющейся ответственности или введение новой за то, что не исполняются требования по не удалению неразрешенной информации, установленные Роскомнадзором. Прежде всего это имеет отношение к зарубежным социальным сетям и интернет-ресурсам. Сейчас регулярно проходит мониторинг контента, который размещается. В силу данная норма вступила с 01.02. было принято ряд штрафных санкций за нарушение соответствующего закона. Принят закон и борьбе с цензурой в интернете.  

Относительно блокировки А. Хинштейн сказал, что такая мера является крайней. Он говорит, что ее можно сравнить с ударом ядерными ракетами, и поясняет, что лучше, чтобы это были материальные санкции и именно такое наказание получали компании. Технически провести блокировку, как и замедлить трафик, вполне можно, но политик надеется, что правительство никогда такую меру принимать не будет. В первую очередь это нанесет ущерб пользователям и спровоцирует негативную общественную реакцию. Если взять за пример популярный YouTube, то здесь количество пользователей исчисляется десятками миллионов только у нас в стране. В случае блокировки всем этим гражданам будут созданы огромные неудобства.  

Также, он отметил, что нужно не просто создавать сдерживающую систему, но и работать над развитием своего рынка и соответствующих ресурсов. В некоторых направлениях у нас наблюдаются неплохие достижения, которые являются вполне конкурентоспособными. Сюда относятся системы поиска. Наиболее востребованным в стране поисковиком остается «Яндекс», а наиболее популярной социальной сетью – «ВКонтакте». Во многих направлениях еще предстоит работать и развиваться, например, в области сервисов аудиовизуализации. Здесь лидирующие позиции без сомнения занимает YouTube. Хинштейн говорит, что и дальше следует заниматься этой работой.

Рынок рекламы – это отдельный сегмент. По 2020 г реклама услуг в Интернете оценивается в 2 млрд долларов. Около половины получили зарубежные компании.

Хинштейн рассказал, что уже были ситуации, когда международные интернет-компании платили штрафы, в частности за нарушение ими антимонопольного закона.

По поводу ситуации с Инстаграмом, когда за оскорбления, допущенные в личной переписке планируется блокировать аккаунт нарушителя, у политика отношение неоднозначное. Он говорит, что поддерживает идею удалять из сети запрещенную информацию, в частности оскорбления. Что касается переписки в директе или личных сообщениях, то ее в любом случае видят владельцы либо администратор. Поэтому, такое общение уже нельзя квалифицировать, как личное.

Но он добавил, что не может быть абсолютно уверен, что к этим действиям можно применить существующие в нашей стране санкции, которые предусмотрены за вмешательство в личную жизнь и нарушение прописанного в Конституции права на тайну переписки. Последнее распространено на переговоры по телефону, сообщения, отправляемые телеграфом или почтой. А вот входит ли сюда переписка в интернете, ответить однозначно не получается. Есть большая вероятность того, что не входит.