Юристы отметили, что частично такие механизмы уже существуют.

А. Липов, глава Роскомнадзора, внес предложение по поводу создания новых методов борьбы с распространением в интернете личных данных граждан России. Заявление было сделано во время встречи с российским президентом 10.08. По мнению Липова, действовать следует путем блокировки ряда ресурсов и удаления с сайтов контента. С его слов следует, что у человека, в том числе и у известных личностей, должна быть возможность, хотя бы в суде заявить, что какая-то информация, например, с отдыха, персональная и не является значимой для общественности, и получить разрешение на ее удаление.

Он добавил, что согласно 108-й Конвенции и защите физ. лиц, если проводится автоматизированная обработка личной информации, государство имеет право бороться с преступным распространением и использованием этих сведений, принадлежащих гражданам России, даже за границей. В своем выступлении Липов пояснил, что после попадания в сеть данные считаются зачастую доступными для общественности. Он говорит, что много людей такого к себе отношения не заслуживают, так как чаще всего нет возможности закрыть поддельный аккаунт публичной личности.

Д. Гайнутдинов, правозащитник «Агоры», говорит, что необходимые контролирующие механизмы уже присутствуют. Речь идет о ч. 4 ст. 152.2 ГК РФ. Эта статья дает человеку право требовать удаления любых сведений о личной жизни, в том числе и об отдыхе. Он говорит, что вполне возможно введение некоторых ужесточений, например, блокировка интернет-контента или рассмотрение ситуаций без участия суда.

Липов во время этой встречи говорил и о штрафе, назначенном за утечку личных сведений. Он считает, что 75 тысяч – это мало, если сравнивать с нанесенным гражданам ущербом и пользой мошенников от полученной информации. Также, он добавил, что ведомство планирует внести предложение по увеличению по этим делам срока давности. На данном этапе он равен 1-му году. Адвокат говорит, что реализовать инициативы относительно удаления данных с зарубежных ресурсов будет довольно сложно, так как основным инструментом для ведомства в этой ситуации будет являться штраф.

Сотрудник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» П. Садовский согласен с тем, что все эти инструменты уже активны. Он полагает, что Липов мог подразумевать в первую очередь блокирование ряда аккаунтов в социальных сетях. Адвокат указал, что подобное действие в судебной практике не функционирует, а заблокировать всю сеть в этой ситуации суд может не позволить, так как эти действия будут признаны, как слишком жесткими в отношении такого правонарушения.

В феврале этого года появился доклад «Роскомсвободы» и «Агоры». Авторами проведенного исследования было зафиксировано в 2019 г. 438 981 случая вторжения в свободу интернет-сети, а это на третью часть меньше предыдущего года. И если число случаев ограничений доступа к ресурсам сети сильно сократилось, то количество запретов со стороны государственных органов на т или иную информацию, начиная с 2016 г. увеличилось больше, чем в десять раз. Параллельно блокировке подверглось свыше 4 740 000 ресурсов в интернете. Согласно сведениям из документа, на первом месте по запретам стоит ФНС, ответственная за блокирование интернет-казино (34,8 процентов), второе место принадлежит Генеральной прокуратуре (32,4 процента) и третье место занимают суды (16 процентов).