Предоставляя абонентам подменные номера, российские сотовые компании имеют солидную прибыль, а мошенники получают возможность уйти от ответственности и скрыть свою деятельность. Чиновники предложили наделить Минцифры РФ полномочиями, дающими право требовать детальную информацию о всех звонках, которые совершаются с подменных номеров, от оператора сотовой связи.

Ответственность за подмену

По данным журналистов издания «Ведомости», в скором времени операторов могут обязать предоставлять детальный отчет по каждому из подменных номеров, если кто-то из россиян пожалуется на него. Подать жалобу можно через портал «Госуслуги», после чего оператора обяжут предоставить всю детальную информацию.

По словам Артема Шейкина, который является членом Совета Федерации России, сегодня россияне постоянно страдают от звонков, совершаемых мошенниками и спамерами. Они регулярно пользуются подменными номерами, чтобы избежать ответственности. По мнению сенатора, это потенциальное нововведение может оказаться весьма полезным для россиян.

В настоящий момент проект нового закона, предусматривающего дополнительные меры защиты, уже практически готов для передачи депутатам. Сенатор заявил, что члены Правительства России уже рассмотрели данный проект и дали свою оценку. Большинство из них высказались о потенциальных изменениях положительным образом.

Впрочем, правительственное одобрение еще не дает стопроцентную гарантию того, что новый закон точно будет принят. Сперва его в трех чтениях будут рассматривать депутаты, затем передадут на согласование с сенаторами. Только после всех этих процедур, проект закона попадет на стол Владимиру Путину. Последнее слово будет за российским лидером. Пока не определена дата, когда проект закона будет передан для первого ознакомления депутатам ГД РФ.

Основные изменения

В первую очередь авторы законопроекта предлагают обязать операторов предоставлять подробную информацию о всех вызовах, которые совершаются с подменного номера. Информация будет предоставляться после подачи жалобы или обращения правоохранительных органов.

Помимо сведений о дате и времени звонка, оператор должен будет предоставить информацию о том, кому именно принадлежит подменный номер. Эти сведения нужны для того, чтобы привлечь оператора к административной ответственности.

Оператор, допустивший подмену, будет нести административную ответственность и будет вынужден заплатить штраф. Для ИП его размер составит от 200 до 800 тысяч рублей. Максимальный размер штрафа для юридических лиц составит 1 миллион рублей.

Прижать мошенников

Основная задача нового законопроекта – избавить россиян от нежелательных звонков, которые они получают регулярно на протяжении последних нескольких лет. Часто подменные номера используют маркетологи, навязывая свои товары или услуги. Кроме того, такими технологиями постоянно пользуются мошенники.

В России неоднократно предпринимались попытки ограничить подобные звонки и прижать мошенников. Сейчас существует несколько схем, которые потенциально должны сокращать количество нежелательных звонков и обмана, но на деле подобных случаев становится только больше.

Используя подменные номера, спамеры и мошенники скрывают свое местоположение. Наличие данных о регионе, с которого поступает звонок, в отдельных случаях может осложнить деятельность мошенников.

Как показывает практика, далеко не сразу жертвы мошенничества понимают, что их обманули. В результате заявление в полицию поступает через несколько дней, а то и недель. Такое положение дел существенно осложняет действия правоохранителей по поиску мошенников.

Цель поставлена

Артем Шейкин рассказал журналистам, что не стоит ожидать ситуации, при которой после принятия закона, телефонное мошенничество в России исчезнет как явление. В действительности одного законопроекта мало, чтобы решить такую серьезную проблему. Основная цель – вынудить операторов отказаться от услуги по предоставлению подменных номеров, на которой сегодня они неплохо зарабатывают. Особенно активно такие услуги предоставляют региональные операторы.

Шейкин считает, что принятие закона позволит значительно повысить степень оперативности реагирования правоохранительных органов. Сегодня операторы имеют 30 суток на предоставление ответа. Учитывая, что операторов в цепочке может быть несколько, поиск конечного номера может затянуться на месяцы. Закон обяжет операторов предоставлять информацию в течение одного дня.

Мессенджеры

После того как операторы сотовой связи начали самостоятельно бороться с мошенниками, существенно осложняя их жизнь, количество нежелательных звонков через сотовые сети стало значительно меньше.

Злоумышленники и спамеры перешли на активное использование мессенджеров. Большинство россиян активно используют мессенджеры, разработчиками которых являются иностранцы. Это приводит к определенным трудностями при установлении взаимодействия между разработчиками и правоохранителями.

Источник: CNews