В последнем квартале 2020 года сферы бизнеса, потерявшие большую часть своих доходов из-за коронавируса, не подвергнутся «антиотмывочному» контр олю со стороны банков. Центробанк направил в кредитные компании предложения по понижению степени подозрительных налоговых взносов с 0.9 до 0.5 %.Такие мероприятия организованы из-за сдвига периода оплаты налогов на начало 2021 года. МСП, ИП и кредитные организации отметили, что нагрузка по налоговым взносам стала меньше. Она вместе с остальными факторами может послужить причиной для ограничения доступа к счетам. Эксперты заявляют, что в 2020 году были разовые прецеденты отсрочки оказания услуг по данному основанию.

Недостаток налогов

Банк России предложил компаниям, предоставляющим кредитные услуги, изменить величину коэффициента налогов и остальных обязательных взносов в бюджет государства в 4 квартале 2020 года. Речь идет об индексе, используемом в качестве одного из оснований оценки риска бизнеса по ФЗ об отмывании доходов. Для тех, кто понес потери из-за пандемии, коэффициент подозрительной налоговой нагрузки требуется уменьшить с 0.9 до 0.5 % от оборота по счету. Такая информация поступила из письма Центробанка от 26.11.2020. Письмо подписано заместителем председателя регулятора Дмитрием Скобелкиным и направлено в кредитные организации.

Уменьшение платежей в государственный бюджет объясняется поправками в распоряжение Госдумы, пролонгирующее время оплаты налоговых и страховых платежей для бизнесменов из сегментов, понесших потери из-за коронавируса. Период оплаты отсрочен для 1 750 000 малых и средних предприятий. Информация подтверждена Министерством экономического развития.

Дмитрий Клеточкин, сотрудничающий с юрфирмой «Рустам Курмаев и партнеры», акцентирует внимание на том, что еще в апреле стартовали льготные условия для компаний, которые владеют гостиницами и ресторанами, занимаются развлечением населения, организацией досуга и оказанием других услуг, авто- и авиаперевозками. Ноябрь ознаменовался продлением льгот на полгода, а по отдельным взносам и на 9 месяцев. Следовательно, платежи перенесли на начало 2021 года.

Дмитрий Клеточкин пояснил, что уменьшение налоговой нагрузки не будет однозначной причиной блокировки счета. Об этом сказано в методических рекомендациях Центробанка. Для ограничения доступа фирму изучают и по другим основаниям. Например, размер налогового взноса не соответствует числу служащих, назначение величины заработной платы ниже МРОТ, малые остатки на счетах при сопоставлении с масштабами производимых операций – все это может быть расценено как подозрительное. В ходе проверок на «отмывание» финансов кредитная организация может запросить у фирмы подтверждение прозрачности доходов, ограничить доступ к счетам и использованию удаленных услуг. О возможных опасностях, связанных с уменьшением налоговой нагрузки для защиты от отмывания финансов, на данный момент неизвестно.

Скидки для жертв пандемии

Известно, что банк «Зенит» не отказывает в обслуживании тем, у кого налоговая нагрузка не достигает 0.9 % на 4 квартал 2020 года. Представители кредитной организации отметили, что такие подобные не единичны. Банк не «наказывал» отказом предоставления услуг подобным клиентам, потому что основания для послаблений по налоговым взносам были сообщены ранее.

По словам начальника департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмилы Соколовой, уровень в 0.5 % был установлен экспертами на основе статистических выводов. Она фокусируется на своевременности указаний Центробанка, при этом отмечает, что льготы необходимо давать только тем, кто действительно в них нуждается, – «реальному живому бизнесу». Те банковские клиенты, которые хотят нажиться незаконных махинациях, обслуживаться не будут.

Людмила Соколова рассказала, что некоторые непорядочные пользователи уже применили предложения ЦБ как ширму для афер и пробовали провести некоторые операции без необходимых налоговых взносов.

Глава отдела финмониторинга УБРиР Алексей Мартьянов согласился, что уменьшение налоговой нагрузки пользователей кредитных организаций обуславливается положением в мире и послаблениями для компаний. Также он рассказал, что банк использует риск-ориентированную тактику определения действий фирм, в которой коэффициент налоговой нагрузки не расценивается как основная причина для активизации 115-ФЗ.

Федеральная налоговая служба не сообщает, что случилось в 2020 году с налоговой нагрузкой на бизнес.

Разовые прецеденты

Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», говорит, что фискальная нагрузка сократилась по причине распространения коронавируса. Этот факт доказан уменьшением налоговых претензий вдвое. Сигал использовал статистику в качестве подтверждения своих слов: проверки федеральной налоговой службы в первые 6 месяцев 2019 года добавили в госбюджет 127 млрд рублей, а в первом полугодии 2020 года – лишь 60 млрд рублей.

Павел Сигал считает, что блокировка счетов из-за уменьшения суммы налога – недопустимая мера. Основная доля фискальной нагрузки обуславливается доходом, существенно уменьшившимся в этом году у большого числа ИП и МСП. 

Алексей Кучмин, член генерального совета «Деловой России», сообщил, что в 2020 году большое число фирм получило претензии от банков, к примеру, от Морского банка и от Сбера, по предъявлению дополнительных оснований согласно с 115-ФЗ по причине уменьшения налоговой нагрузки. Кучмин отметил, что такие требования были обусловлены особенностями деятельности фирм. Налоги компании оплачивали главным образом со спецсчетов, следовательно, соотношение взносов в госбюджет со стандартных счетов не каждый раз оказывалось удовлетворительным. Предприятия разъясняли ситуацию и предъявляли платежные документы в ответ на запросы банка. После они уже соблюдали соотношение, хотя делить налоговые взносы – весьма хлопотное занятие. Им приходилось это делать в силу того, что кредитная организация имеет полномочия заблокировать счета. При этом Алексей Кучмин добавляет, что в общем количество заблокированных счетов во время коронавируса осталось прежним, хотя такие угрозы имели место.

Исполнительный директор одного из отделов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов считает, что налоговая нагрузка снизилась у трети бизнесменов. Интересно, что к концу года некоторые субъекты РФ установили вспомогательные условия по налогам. Среди них – Бурятия, Ульяновская область и Удмуртия.

Артем Тузов сообщает, что случаи блокировки счетов действительно были, но их следует назвать исключительными. Кредитные организации также требовали предоставить документы по уменьшению налоговой нагрузки. Такие происшествия случались только тогда, когда банки располагали и другими причинами для применения мер.