16 ноября на совещании межведомственной рабочей группы с участием Минцифры, МВД, ФСБ, Роскомнадзора, Центробанка (ЦБ), крупных банков и операторов связи было запланировано обсудить вопросы противодействия телефонному мошенничеству. Пока неизвестно к каким выводам пришли высокие договаривающиеся стороны, но основные их предложения уже были известны заранее. Давайте их обсудим.

Банки предлагают создать централизованный механизм обмена информацией об операциях с признаками неправомерных. Прямой обмен данными между кредитными организациями, по их замыслу, позволит до пяти раз (до 20-30 минут) сократить время реагирования на кражу денег и блокировку счета злоумышленника. Как это должно работать по замыслу авторов? Несколько пользователей должно пожаловаться на одного мошенника, после чего банк готов отправить сведения о нем в обобщенную базу данных Центробанка. Потом, возможно, его контакты и счет будут заблокированы. В какой срок это произойдет не уточняется, но по опыту это может занять не менее суток.

Госдума предлагает наделить руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы возможностью направлять запросы операторам связи о прекращении обслуживания абонентских номеров, использующихся на территории СИЗО и исправительных учреждениях на незаконных основаниях. Т.е. руководитель органа ФСИН, который (конечно же) не в курсе того, что его тюрьме существует криминальный колл-центр, должен опросить заключенных, узнать номера их мобильников и подать их на блокировку оператору связи. Если же предположить, что руководитель ФСИН "в теме", то никаких списков на блокировку он подавать не будет.

Сама ФСИН предлагает выделить им 3 млрд. рублей на то, чтобы оснастить тюрьмы глушилками сотовой связи. Это предложение вообще не выдерживает критики, потому что в обязанности ведомства входит недопущение проноса на территорию тюрем средств связи, не говоря уже об оборудовании для организации IP-телефонии. Они это обязаны делать бесплатно! Тем более, что глушилки никак не смогут повлиять на работу IP-телефонии, работающей "по проводу" через Интернет.

Правоохранительные органы в целом (СК, МВД и т.д.) не только предлагают, но и создают для борьбы с телефонными мошенниками различные спецотделы и спецгруппы. Практика создания таких "спецобразований" вообще близка российским властям. Проблема тут в том, что в новые отделы (чаще всего) запихивают тех сотрудников, которые "не пришлись" в других подразделениях. Ну а кроме этого у них отсутствуют специальные методики расследования телефонного мошенничества и крайне недостает специализированного программного обеспечения, т.к. "голыми руками" ловить преступников в телекоме невозможно.

Операторы связи и эксперты предлагают создавать антифрод-системы, которые во время звонка от имени банковского сотрудника проверяет, действительно ли звонок совершается от банка-партнера. Кроме этого есть предложения по внедрению в звонок цифровой подписи и цифровой "песочницы", в которой мог бы анализироваться начавшийся разговор. Все эти меры выглядят разумными, но не самыми простыми с точки зрения их реализации.

Что действительно следовало бы предложить для борьбы с телефонным мошенничеством, так это создание списка доверенных телефонных номеров, которые используются государственными органами и банками. Этот список должен быть доведен до всех операторов сотовой связи с указанием того, что подмена этих номеров при помощи средств виртуальной телефонии должна блокироваться.

Для всех прочих граждан следует создать мобильное приложение, которое позволяло бы верифицировать звонящих абонентов, как технически (устанавливая текущий статус телефона), так и социально (выявляя привязки номера к различным черным и белым спискам, а также их использования при регистрации социальных профилей и кабинета на Госуслугах.

 

Автор Бедеров Игорь Сергеевич