В 2020 году заметно (в 1.5 раза) возросло число жителей Нижнего Новгорода, которые стали жертвами телефонных и интернет-мошенников. Наиболее распространенными оказались три схемы. О методах обманщиков и способах защиты журналистам рассказал полковник Артем Фролов, возглавляющий 5-й отдел управления Угро Нижегородского региона. 

Первая схема – «Вам звонит служба безопасности банка»

Чаще всего мошенники звонят жертвам и представляются служащими банка. Люди, обманутые по этой схеме, обращаются в полицию каждый день десятками. Полковник рассказал о случае перевода преступникам суммы более 2 млн рублей.

Действуют мошенники очень просто. Звонящий по телефону представляется служащим банка и говорит, что они получили заявление на кредит, и предлагает его оформить, либо сообщает о снятии денег или якобы произведенном переводе. Человек начинает паниковать и говорит, что он не сообщал подобных действий. И с этого начинает развертываться схема. Мошенники, как правило, знают данные жертвы: паспортные данные, номер банковской карты и практически все личные данные, и называют их. Дальше события могут развиваться по трем вариантам. 

В первом они просят сообщить: код с карты, пароль, присланный в смс, пин-код, пароль и логин входа в мобильное приложение банка. Получив сведения, они переводят деньги со счета.

Второй вариант развивается немного иначе. Жертве сообщают об отмене подозрительной операции и предлагают установить программу, чтобы избежать возможного мошенничества. Для этого надо всего лишь перейти по присланной ссылке. При переходе в телефон попадает вирусная программа, дающая мошенникам доступ к мобильному устройству, и с его помощью они получают доступ к деньгам. 

По третьему варианту преступники, якобы для большей сохранности денег, предлагают гражданам снять наличные в банкомате и положить их на специально созданный счет, номер которого они называют. Разумеется, денег жертвы больше не видят. 

Во всех этих способах преступники пользуются специальным устройством, маскирующим телефонный номер под номер банка, который особо сомневающимся предлагается посмотреть на его веб-странице. Некоторые мошенники действуют еще хитрее. Они сообщают о совместной акции, проводимой вместе с правоохранительными органами, и называют их телефон, также указанный на соответствующем сайте. 

Способы защиты

Полковник говорит, что банковские служащие не имеют права спрашивать личную информацию по телефону. Если это происходит, то, как минимум, стоит насторожиться. Настоящий представитель банка предложит прийти в банк и захватить с собой паспорт, так как все вопросы по подозрительным операциям решаются только там. Для проверки следует самостоятельно позвонить в колл-центр и поинтересоваться, звонили ли вам, и никогда нельзя звонить по названному звонящим номеру.

Вторая схема – сайты-двойники

Еще одним излюбленным способом преступников является использование клонов популярных сайтов. Чаще всего это веб-страницы интернет-объявлений: Юлы, Ламоды, Авито, Вайлдберриз и т. п. Их адрес отличается от настоящего каким-то незаметным знаком: точкой, заменой буквы. Жертвы привлекаются сюда более дешевыми ценами. Человек заходит, выбирает товар и оформляет покупку. Только вот деньги пропадают в никуда, а товар не приходит. 

Способ защиты

Подозрение должна вызвать слишком низкая цена. Если она на 10-15% отличается от средней на рынке, то это, скорее всего, мошеннический сайт. 

Перед тем как что-то купить, следует почитать отзывы о продавце. Возможно, уже кто-то в интернете стал жертвой и рассказал об этом. 

Часто преступники объявляют об акции, которая заканчивается. Не надо на это реагировать и торопиться с покупкой. Лучше все как следует разузнать. 

Третья схема – магазины-однодневки

Мошенник действует от лица интернет-магазина. Его страница может быть очень хорошо оформлена для того, чтобы вызвать большее доверие.

При заказе товара жертве предлагается оплатить его или сделать частичную предоплату. Деньги уходят, товара нет. Как правило, на звонки с претензиями никто не отвечает. 

Способ защиты

Покупки следует делать только в проверенных интернет-магазинах, предварительно поискав в сети отзывы. Должно насторожить их отсутствие. Это свидетельство того, что магазин создан недавно. 

В любом случае необходимо сразу же обратиться в отделение полиции. Многие этого не делают, так как не верят, что мошенники будут пойманы. Но если не заявлять о мошенничестве, то его точно не раскроют. 

В случае отказа сотрудников полиции оформлять заявление или промедления с разбирательством, надо обратиться в прокуратуру, суд или Роспотребнадзор.