Наличные деньги медленно, но неуклонно становятся все менее популярным способом оплаты в развитых странах. Например, в США количество потребительских покупок, сделанных с помощью пластиковых платежных карт, примерно в 10 раз больше по сравнению с оплатой наличными деньгами. Потребители отказываются от чековых книжек и наличных денег, выбирая удобство и защиту платежей с помощью платежной карты, а также и кэшбек, который нередко предлагают их эмитенты.
Очень часто компаниям, выпускающим платежные карты, удается привлечь внимание клиентов, предлагая им комплексные системы бонусных баллов, бонусы за регистрацию и льготы, такие как ранний доступ к билетам на популярные концерты и приглашения на специальные мероприятия, организованные для клиентов конкретной платежной системы (VISA, MasterCard, American Express или Discovery). Кредитные карты позволяют их владельцам приобретать товары и услуги в кредит – транзакции основаны на обещании держателя карты вернуть заемные средства, а также на дополнительные сборах и платежах (проценты, ежемесячные платежи за услуги).
Эмитенты платежных карт владеют всеми видами персональной информации, которая включает в себя текущий и предыдущий адреса, доход, полное имя и дата рождения. В этом нет никакого вреда: для предприятий вполне нормально запрашивать персональную информацию своих клиентов, чтобы проверить их личность и определить степень доверия. Впрочем, персональная информация не является единственной ценной информацией, которую держатель платежной карты предоставляет ее эмитенту, чтобы начать свои отношения с ним.
Банки-эмитенты, как известно, получают прибыль от сборов при использовании их карт, но потребители предоставляют огромный объем информации, которая может использоваться эмитентом платежной карты и в конечном итоге оказаться у третьих лиц. Среди такой информации могут быть ваши привычки к расходам, модели покупок, предпочтения, а в некоторых случаях – даже ваше местоположение.
Какую информацию вы представляете эмитенту платежной карты, и как они могут отслеживать ваши покупательские привычки?
Местоположение
Если вы используете мобильный банкинг, то высока вероятность того, что эмитент вашей платежной карты всегда будет знать ваше местоположение. Собираемая информация может использоваться в целях маркетинга и безопасности. Если вы склонны тратить много денег на обед, то вам может быть предложена новая кредитная карта, которая будет давать вам еще больше бонусов за деньги, потраченные на ночь. Обмен данными по вашему местоположению с эмитентом вашей платежной карты помогает банкам бороться с мошенничеством: эмитент вашей платежной карты не будет беспокоиться, если увидит международную транзакцию, если он знает, что вы любите путешествовать.
Привычки и шаблоны расходов
Эмитенты платежных карт могут многое узнать о вас из ваших привычек и шаблонов расходов. Если вы тратите много денег на международные путешествия, то они могут использовать эту информацию, чтобы предложить вам карты путешественника без комиссии за иностранные транзакции. Или направить вас на аффилированный сайт путешествий, так что вы сможете тратить еще больше, используя эту же карту. Шаблоны годовых, ежемесячных и еженедельных расходов показывают банкам, как выглядят ваши дни, и дают им представление о том, какие продукты и сервисы вам могут потребоваться.
Надежность
Банки-эмитенты используют историю ваших транзакций, чтобы определить, заслуживаете вы доверия или нет. Вы можете претендовать на увеличение лимита вашей кредитной карты, если ваш доход и задолженность находятся в допустимых пределах, вы вовремя делаете все платежи, или, например, регулярно платите ежемесячные выплаты по кредиту производителю люксовых автомобилей. Банки любят людей, которые вовремя оплачивают свои счета! Поэтому не удивляйтесь, если вам предложат лучшие условия по кредитной карте, если ваш кредитный рейтинг растет год от года.
Как они используют данные?
В эпоху больших данных история ваших транзакций по платежной карте многое говорит о вас и о том, как вы проживаете свою жизнь. Поэтому не удивительно, что многие организации хотели бы получить доступ к этим данным. Страховые компании могут предоставить более выгодные ставки тем людям, которые ходят в спортзал четыре раза в неделю, не тратят деньги на сигареты или алкоголь. Таким образом, вы можете себе представить, что помимо предложений лучших условий в соответствии с вашим стилем жизни, эмитенты карт часто сотрудничают с компаниями по интеллектуальному анализу данных, чтобы заставить вас тратить еще больше денег.
Банки также делятся данными по транзакциям с третьими лицами (например, брокерами данных), которые работают с рекламными и маркетинговыми агентствами, а те, в свою очередь, всегда готовы нацелить вас на маркетинговые кампании тех товаров и услуг, которые, по их мнению, вы могли бы приобрести. Если вы не хотите, чтобы ваши данные анализировались, вы можете отказаться от этого: для карт VISA - здесь, а для карт MasterCard - здесь. Такие запросы действуют в течение только пяти лет, поэтому если вы хотите всегда сохранять свой статус «отказника», то вам необходимо вручную вводить данные каждой новой полученной карты или выданной на замену.
Достаточно ли этого для обеспечения безопасности и предотвращения распространения ваших данных?
Не совсем: лучший способ узнать, какими данными вы делитесь с эмитентом вашей платежной карты, - это прочитать соглашение с условиями и положениями использования карты, который он дает вам на подпись при регистрации. Также вам может помочь антивирус, установленный на каждом вашем устройстве: защита не позволит кибер-преступникам получить недостающую часть знаний о вас из постоянных утечек данных, которые регулярно происходят в течение последнего десятилетия.