Представители Роспотребнадзора заявили о росте числа обращений от граждан, связанных с попытками обмана покупателей. Такой информацией с читателями делятся журналисты издания «Труд».

В распоряжении продавцов имеется большое количество ухищрений и уловок, которые могут быть использованы для обмана доверчивых покупателей. Складывается впечатление, что в отдельных корпоративных сетях преподают уроки, направленные на обман покупателей с целью получения дополнительной прибыли. Журналисты издания рассказали, какие схемы применяются российскими продавцами чаще всего, и что делать, чтобы не оказаться в числе обманутых.

Современные технологии пришли на службу в розничную торговлю. Кругом камеры видеонаблюдения, все кассовые аппараты и весы контролируются автономными системами, сотрудники служб безопасности магазинов пристально следят не только за покупателями, но и за кассирами. Кажется, что в таких условиях просто невозможно обвесить или обмануть покупателя. Как показывает практика, мошенники лишь изменили свои методы, чтобы сделать их более незаметными. Современные технологии только помогли им в этом.

Чаще всего россияне обращаются в Роспотребнадзор с жалобами на ценники. Каждый месяц порядка 15 тысяч россиян звонят на «Горячую линию». Около 3-х тысяч обращений связаны именно с ценниками.

Каждый из нас не раз сталкивался с ситуацией, когда на ценнике указано две цифры. Как правило, одну, ту, что меньше, пишут крупно и выделяют жирно, а для второй используют более мелкий шрифт. Рассчитывая приобрести товар по выгодной цене, доверчивый покупатель приходит на кассу и узнает, что та меньшая цифра, предназначена для акции, и будет применяться лишь при покупке от 3 или 5 аналогичных товаров. Многие даже не обращают внимания, по какой цене им выбивают товар на кассе, и уходят домой, так и не осознав, что заплатили больше, чем рассчитывали. Особо наглые продавцы могут указать суммы, которые будут отличаться в 2 раза. При попытке оспорить цену, персонал магазинов скатывается к оправданиям и жалобам на нехватку работников.

Сегодня многие супермаркеты предлагают отказаться от бумажных чеков, а всем владельцам дисконтных карт список покупок с ценами будут отправлять на телефон. При такой схеме доказать что-либо будет крайне проблематично.

Нередко покупатели узнают на кассе, что скидки, которые им обещали в торговом зале, на самом деле не существуют, а порой в чеке может появиться и несколько лишних товаров. Когда семья закупается на целую неделю, приобретая десятки товаров, включить в чек несколько лишних мелочей, не составит большой проблемы для продавца.

Татьяна Белова, которая является юристом, разъяснила журналистам особенности «ценообразования». По ее словам, все отговорки сотрудников магазина о том, что ценники меняются постоянно, а они просто не успевают их переклеивать, являются «пустыми словами». Нет никакой разницы, какая цена на товар «забита» в электронной системе. Покупатель имеет право приобрести товар по той цене, которая указана на ценнике, а продавец имеет обязательство продать его и не может отказать.

При попытке оспорить подобные требования через суд, в подавляющем большинстве случаев магазин получает штраф, размер которого может достигнуть 30 тысяч рублей. Кроме того, на «плечи» магазина ложатся судебные расходы, моральный вред и затраты покупателя на адвоката. Сумма выходит солидная.

Впрочем, по словам Беловой, чаще всего сотрудники магазина идут на компромисс, особенно когда слышал про законы и потенциальную жалобу в Роспотребнадзор. Достаточно просто пообщаться с администратором и показать ей ценник или чек. Юрист советует не отказываться от покупки «спорного» товара, а требовать продать его по цене, указанной на чеке. В противном случае сотрудники магазина не станут исправлять ошибку, а еще десяток потребителей после вас, которые не посмотрят в чек, станут жертвами обмана.

Эксперты напоминают, что не стоит списывать все подобные неурядицы на попытки обмана. Технические сбои также случаются, равно как и ошибки, допущенные несознательными сотрудниками магазина. Юристы советуют не боятся отстаивать свои покупательские права, для чего необходимо не только хорошо знать законы, но и проверять чек прямо на кассе.