Подготовка законодательной инициативы о принятии отдельного федерального закона «О частной детективной и сыскной деятельности».

Закон о частной детективной и охранной деятельности морально устарел и стал направлен не на развитие и оказание услуг частных детективов, а на установление на законодательном уровне ограничений их предпринимательской деятельности. Несовершенство нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность детективов требует тщательного анализа, проработки и устранения недостатков. Подготовка законодательной инициативы о принятии отдельного федерального закона «О частной детективной и сыскной деятельности» проводилась 30 мая на заседании рабочей группы по проблемам частной детективной деятельности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.

Основная задача, стоящая перед профессиональным сообществом детективов – это дать возможность гражданам Российской Федерации защищать легально свои права. И здесь необходимость развивать сферу общественных отношений в области частных структур безопасности должна стоять во главе угла.

Для того, чтобы частная детективная деятельность была эффективна и выгодна не только государству, но и самим детективам, важно найти определённый баланс, который позволит обществу, государству и бизнесу получить от нового закона только плюсы. Ограничительные административные меры не будут являться эффективными априори. Участники мероприятия сошлись во мнении, что, если запретить гражданам заниматься частной детективной деятельностью на законных основаниях, это приводит к уходу бизнеса в теневой сектор экономики и не станет экономическим стимулом легализации части касающейся общей системы обеспечения негосударственной безопасности.

Работа детектива – это сбор информации в интересах клиентов. В условиях российского законодательства, на сегодняшний день, практически в 80% случаев сбор информации является нелегальным, при этом занимаются этим люди, не имеющие лицензии, в большинстве своём сотрудники служб безопасности. Сформулировать и дать чёткое определение частной детективной деятельности достаточно сложно, хотя это весьма распространённая услуга в предпринимательском сообществе. Те граждане, которые не захотят легитимировать свою деятельность, всегда найдут лазейки в законодательстве. Именно по этой причине государство должно эффективно реализовать норму права - дать лицензированному детективу эксклюзивные возможности, которые позволят лицензии иметь серьёзный вес, наделяя её дополнительными полномочиями по отношению к другим игрокам рынка. Действуя в таком направлении, контроль за деятельностью детективов можно будет осуществлять общественным способом, так как потеря лицензии рисковое дело. В свою очередь сведения полученные в соответствии с законом будут служить гарантией для регулятора, тем самым, побуждая граждан узаконить свою деятельность при работе с потенциальными клиентами (быть официальными представителями в судах по уголовным процессам, обязать суды принимать в качестве доказательств собранные частным детективом сведения, котирующиеся на судебных заседаниях, осуществлять проверки контрагентов, товарных знаков, мониторинг рынка, закупки, кадровую безопасность, проводить расследования несчастных случаев на производстве и прочее). По мнению спикеров, данная норма позволит государственному органу быть уверенным, что проведённые расследования законны, так как детектив не просто гражданин, а человек, прошедший соответствующую проверку и уполномочен проводить подобные мероприятия.

Меняя сложившиеся стереотипы и создавая новые практики, используя в том числе и мировой опыт, участники дискуссии рассмотрели несколько возможных в перспективе вариантов сбора информации таких как: заключение соглашений с правоохранительными службами для доступа к базам данных, и закрепление за каждым детективом сотрудника правоохранительных органов по территориальному признаку (ФСБ, прокуратура, уголовный розыск, и т.д.), который будет контролировать порядок действий оказания детективных услуг в части, касающейся «белых договоров» и нести ответственность при случае возникновения преступных деяний. А также вариант: стать лицензированному детективу внештатным сотрудником полиции.

Обсуждая проект концепции развития детективной и сыскной деятельности, профессиональному сообществу детективов необходимо расширить присутствие своих представителей в федеральных органах исполнительной власти и выходить на субъекты законодательной инициативы с конкретными предложениями, тем самым поднять весомость общественных институтов внутри самого детективного сообщества. А это в первую очередь, создание саморегулируемой организации детективов, куда должны войти все заинтересованные стороны в данном виде деятельности. СРО должна стать обязательной для всех детективов (898 специалистов). Совместно с регулятором - Росгвардией, на СРО детективов необходимо возложить все функции по контролю и выдачи лицензий, кроме того, наделять полномочиями изъятия лицензии (в данный момент с Росгвардией прорабатывается план первоочередных мероприятий).

Расширяя стратегическое взаимодействие с органами власти и правоохранительными структурами основная роль, цели и задачи саморегулирования – это контроль предоставления заказчикам качественных услуг по защите прав клиентов, разработка корпоративных стандартов по профилю, избранному саморегулируемой организацией, разработка профессиональных стандартов и выделение квалификаций, организация профессионального обучения по утвержденным профессиональным стандартам, научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности.

Подводя итоги мероприятия, модератор выразил уверенность, что, находясь в тесном диалоге с регулятором, рабочая группа должна стать лоббистом интересов детективов в законотворческом процессе. Разработка и принятие нового федерального закона в целях развития детективной и сыскной деятельности в России – главная задача, стоящая перед её членами. Законотворческий процесс всегда исходит от достигнутого. Новый закон жизненно необходим отрасли по той простой причине, что старый мешает работать. Согласно установленной практике, по итогам внесения изменений и предложений в адрес рабочей группы, обобщённый проект будет рекомендован разработчикам, ответственным за финальный результат.

В мероприятии приняли участие:

Подготовка законодательной инициативы о принятии отдельного федерального закона «О частной детективной и сыскной деятельности»
Закон о частной детективной и охранной деятельности морально устарел и стал направлен не на развитие и оказание услуг частных детективов, а на установление на законодательном уровне ограничений их предпринимательской деятельности. Несовершенство нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность детективов требует тщательного анализа, проработки и устранения недостатков. Подготовка законодательной инициативы о принятии отдельного федерального закона «О частной детективной и сыскной деятельности» проводилась 30 мая на заседании рабочей группы по проблемам частной детективной деятельности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.

Основная задача, стоящая перед профессиональным сообществом детективов – это дать возможность гражданам Российской Федерации защищать легально свои права. И здесь необходимость развивать сферу общественных отношений в области частных структур безопасности должна стоять во главе угла.

Для того, чтобы частная детективная деятельность была эффективна и выгодна не только государству, но и самим детективам, важно найти определённый баланс, который позволит обществу, государству и бизнесу получить от нового закона только плюсы. Ограничительные административные меры не будут являться эффективными априори. Участники мероприятия сошлись во мнении, что, если запретить гражданам заниматься частной детективной деятельностью на законных основаниях, это приводит к уходу бизнеса в теневой сектор экономики и не станет экономическим стимулом легализации части касающейся общей системы обеспечения негосударственной безопасности.

Работа детектива – это сбор информации в интересах клиентов. В условиях российского законодательства, на сегодняшний день, практически в 80% случаев сбор информации является нелегальным, при этом занимаются этим люди, не имеющие лицензии, в большинстве своём сотрудники служб безопасности. Сформулировать и дать чёткое определение частной детективной деятельности достаточно сложно, хотя это весьма распространённая услуга в предпринимательском сообществе. Те граждане, которые не захотят легитимировать свою деятельность, всегда найдут лазейки в законодательстве. Именно по этой причине государство должно эффективно реализовать норму права - дать лицензированному детективу эксклюзивные возможности, которые позволят лицензии иметь серьёзный вес, наделяя её дополнительными полномочиями по отношению к другим игрокам рынка. Действуя в таком направлении, контроль за деятельностью детективов можно будет осуществлять общественным способом, так как потеря лицензии рисковое дело. В свою очередь сведения полученные в соответствии с законом будут служить гарантией для регулятора, тем самым, побуждая граждан узаконить свою деятельность при работе с потенциальными клиентами (быть официальными представителями в судах по уголовным процессам, обязать суды принимать в качестве доказательств собранные частным детективом сведения, котирующиеся на судебных заседаниях, осуществлять проверки контрагентов, товарных знаков, мониторинг рынка, закупки, кадровую безопасность, проводить расследования несчастных случаев на производстве и прочее). По мнению спикеров, данная норма позволит государственному органу быть уверенным, что проведённые расследования законны, так как детектив не просто гражданин, а человек, прошедший соответствующую проверку и уполномочен проводить подобные мероприятия.

Меняя сложившиеся стереотипы и создавая новые практики, используя в том числе и мировой опыт, участники дискуссии рассмотрели несколько возможных в перспективе вариантов сбора информации таких как: заключение соглашений с правоохранительными службами для доступа к базам данных, и закрепление за каждым детективом сотрудника правоохранительных органов по территориальному признаку (ФСБ, прокуратура, уголовный розыск, и т.д.), который будет контролировать порядок действий оказания детективных услуг в части, касающейся «белых договоров» и нести ответственность при случае возникновения преступных деяний. А также вариант: стать лицензированному детективу внештатным сотрудником полиции.

Обсуждая проект концепции развития детективной и сыскной деятельности, профессиональному сообществу детективов необходимо расширить присутствие своих представителей в федеральных органах исполнительной власти и выходить на субъекты законодательной инициативы с конкретными предложениями, тем самым поднять весомость общественных институтов внутри самого детективного сообщества. А это в первую очередь, создание саморегулируемой организации детективов, куда должны войти все заинтересованные стороны в данном виде деятельности. СРО должна стать обязательной для всех детективов (898 специалистов). Совместно с регулятором - Росгвардией, на СРО детективов необходимо возложить все функции по контролю и выдачи лицензий, кроме того, наделять полномочиями изъятия лицензии (в данный момент с Росгвардией прорабатывается план первоочередных мероприятий).

Расширяя стратегическое взаимодействие с органами власти и правоохранительными структурами основная роль, цели и задачи саморегулирования – это контроль предоставления заказчикам качественных услуг по защите прав клиентов, разработка корпоративных стандартов по профилю, избранному саморегулируемой организацией, разработка профессиональных стандартов и выделение квалификаций, организация профессионального обучения по утвержденным профессиональным стандартам, научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности.

Подводя итоги мероприятия, модератор выразил уверенность, что, находясь в тесном диалоге с регулятором, рабочая группа должна стать лоббистом интересов детективов в законотворческом процессе. Разработка и принятие нового федерального закона в целях развития детективной и сыскной деятельности в России – главная задача, стоящая перед её членами. Законотворческий процесс всегда исходит от достигнутого. Новый закон жизненно необходим отрасли по той простой причине, что старый мешает работать. Согласно установленной практике, по итогам внесения изменений и предложений в адрес рабочей группы, обобщённый проект будет рекомендован разработчикам, ответственным за финальный результат.

В мероприятии приняли участие:

  1. Любименко Сергей Александрович
    Руководитель рабочей группы по проблемам частной детективной деятельности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и НСБ, Президент Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС", Главный редактор медиа-портала о безопасности "Хранитель"
  2. Прасолов Валерий Иванович
    кандидат политических наук, доцент кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, советник президента Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС", член президиума Федерации Независимых профсоюзов России, Заместитель председателя общероссийского профсоюза работников НСБ
  3. Галочкин Дмитрий Евгеньевич
    Председатель общероссийского Профсоюза НСБ, вице-президент Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС", Председатель Гильдии НСБ МТПП
  4. Трудом Александр Васильевич
    Главный редактор журнала Охрана труда и социального страхования
  5. Федоров Ярослав Борисович
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Российских Детективов "АРД"
  6. Газизулин Олег Габдулбариевич
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС"
  7. Айвазов Александр Александрович
    3 Вице-президент Ассоциации Российских Детективов "АРД"
  8. Степнов Олег Михайлович
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС"
  9. Ковалева Наталья Викторовна
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС"
  10. Шумякина Екатерина Вячеславовна
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС"
  11. Ревтов Андрей Борисович
    лицензированный частный детектив, член Ассоциации Профессионалов Сыска "АПС"
  12. Щербинев Алексей Григорьевич
    Президент Ассоциации Российских Детективов "АРД
  13. Пимкин Александр Васильевич
    Генеральный директор ООО "Бюро розыска", член Правления Ассоциации "Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур", член Правления Общероссийского объединения работодателей ФКЦ РОС, член Ассоциации Российских Детективов "АРД"
  14. Зимин Олег Владимирович
    лицензированный частный детектив, 1 Вице-президент Ассоциации Российских Детективов "АРД"