15 августа в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Общественный контроль против коррупции в органах государственной власти: стратегия и методы». Участники дискуссии, среди которых были также представители региональных общественных палат, поделились своим видением разрешения коррупционных проблем с помощью общественного контроля.

Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» вступил в силу четыре года назад, и за это время сформировалась практика его применения, были выявлены слабые стороны, требующие доработки. Согласно статье 4 данного закона, общественный контроль — это деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

«Статья 4 вызывает большие споры, так как она говорит о том, что общественный контроль касается только органов государственной и муниципальной власти. Однако остаются еще и субъекты предпринимательской деятельности, в том числе с точки зрения безопасности. К сожалению, органы Роспотребнадзора, например, не обеспечивают полный контроль за продуктами. Единого мнения пока нет, но думаю, что необходимо расширять сферу деятельности общественного контроля», — заявил Владимир Винницкий, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, член рабочей группы ОП РФ по противодействию коррупции и формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

По его словам, наиболее активными в данной сфере остаются общественные организации, СМИ и инициативные граждане, и причина лежит в несовершенстве системы общественного контроля. Пока нет координирующего начала, упорядочить эту работу по силам Общественной палате РФ, а на уровне субъектов — региональным палатам.

«Коррупция — это свойство любого общества, и методы борьбы с ней не отличаются особой оригинальностью. В первую очередь это гласность, это возможность доступа к той информации, которая носит коррупциогенный характер. Закон № 212 необходимо модернизировать, определить роль общественных палат и Общественной палаты РФ, чтобы все органы общественного контроля, от общественных советов при исполнительных органах власти или общественных советов при муниципальных органах, не дублировали работу друг друга, а дополняли, а также получали экспертную поддержку», — добавил общественник.

Участники поделились опытом организации общественного контроля на местах.

«В Вологодской области нами была создана система общественного контроля по использованию и содержанию дорог в Вологодской области. Мы напрямую начали работать с департаментом дорожного хозяйства, с его общественным советом и со всеми общественными советами при муниципалитетах. Мы посмотрели, сколько было использовано денег на содержание дорог и каким образом организация контролирует департамент и государственных инспекторов», — рассказала заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, член Общественной палаты Вологодской области Галина Осокина

«Общественная палата является субъектом общественного контроля, в том числе в вопросах противодействия коррупции. Корни коррупции всегда находились и в социальном неравенстве, и в служебном положении. И как раз те нормы, которые рассматривает Общественная палата, дают возможность представителям гражданского общества через общественные советы контролировать органы власти», — сказал член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, член Общественной палаты Белгородской области Михаил Бажинов.

По его словам, самый острый вопрос касается возможностей общественного контроля в частном бизнесе.

«В вопросе „Нужен ли этот контроль?“ мнения разделились. Большинство склонились к тому, что контроль не нужен. Наверное, все-таки правильнее и эффективнее заниматься общественным контролем органов власти, то есть бороться с причинами возникновения коррупционных факторов, а не с их проявлением, не подменяя правоохранительные органы», — отметил он.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, член Общественной палаты Республики Крым Иван Абажер высказался за необходимость контроля малого и среднего бизнеса.

Источник: https://www.oprf.ru/ru/print_datas/46272