Поразительно и то, что «Саджил» стартовал с двумя ступенями, следовательно, конструкторы способны довести  дальность системы до двух тысяч пятисот километров. А в феврале Иран вывел на орбиту небольшой спутник, что указывает на значительный потенциал режима Ахмадинежада, способного создать еще более опасные ракеты.      
         Многие военные специалисты   придерживаются того мнения, что ракетная (и, более того, ядерная) мощь теократического режима усиливается день ото дня. М. Ахмадинежад уже заявил, что «Саджил» позволяет ему «отправить ко всем чертям» любую военную базу, которая осмелится выпустить хотя бы «одну пулю» в направлении Ирана.  В то же время, по последним оценкам разведки США, мощность иранских межконтинентальных баллистических ракет сильно преувеличена. Авторы докладов, используя информацию, которая  остается засекреченной, подчеркивают, что большую опасность на данный момент представляют ракеты ближнего действия, которые могут быть использованы против войск США и их союзников на Ближнем Востоке и в Европе.     
        Такова предыстория решения, принятого администрацией Барака Обамы семнадцатого сентября: отказ от установки мощного противоракетного радара в Чешской республике и десяти ракет-перехватчиков в Польше. Вместо этого США планирует разместить вблизи границ Ирана более компактные радары (мониторинг будет вестись с суши с кораблей), с помощью комплекса «Иджис» (система распознавания «свой-чужой»). Изначально эти комплексы будут сопряжены с менее мощными ракетами SM-3 (Standard Missile 3), но, по мере роста мощности противоракетной системы,  «пробелы» в обороне  постепенно сократятся. Приблизительно к 2018 году вся Европа окажется под ее защитой. По словам президента Б.Обамы, новая система «мощнее, точнее и эффективнее».
        Как отмечают представители администрации президента США, это решение не связано с агрессивными возражениями России по отношению к прежним проектам  Джорджа Буша. Белый дом отрицает любые другие предположения,  как, например, возможность сотрудничества с Россией в связи с санкциями против Ирана. Впрочем, когда Дмитрий Медведев заявил  на заседании ООН, что, несмотря на  неэффективность санкций, «в некоторых случаях они неизбежны», президент Обама не сдержал своего ликования. Политические деятели Чехии и Польши чувствуют себя брошенными на произвол судьбы: они, наперекор угрозам России и скептическим общественным настроениям в своих  странах, настаивали на развертывании американской ПРО. Прага и Варшава полагали: постоянное военное присутствие США гарантирует их безопасность лучше,  чем декларативные заявления НАТО. Дабы компенсировать это разочарование Польша изъявила желание получить зенитные комплексы «Пэтриот» (и, по всей видимости, основной целью акции  является не изучение методов их использования). Плюс к этому  разместить на своей территории американские истребители F-16.   
        С того момента, как Рональд Рейган объявил о программе «Звездные войны», противоракетная оборона является предметом яростнейшей полемики. Роберт Гейтс, министр обороны США, отмечает, что споры по данной проблеме по своей резкости приближаются к теологии. Критики не раз отмечали, что попытки моделирования подобной системы – бессмысленная трата времени: любая страна, имеющая возможность создавать ракеты дальнего действия и ядерные боеголовки, смогла бы предпринять соответствующие контрмеры. Как замечали противники программы, создание подобного щита неминуемо вернет мир ко временам «холодной войны». Даже в случае, если такая страна, как Иран, сможет создать собственную ядерную боеголовку, она, скорее всего, провезет ее контрабандой в немаркированном контейнере. Вместо того, чтобы использовать ракеты, источник которых легко определить и которые, несомненно, спровоцируют соответствующие меры со стороны пострадавшего государства…    
         Тем не менее, администрация Буша, выйдя в 2002 году из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, была настроена на создание системы ПРО. Помимо площадок ПРО на Аляске и в Калифорнии, она хотела создать еще один плацдарм в Европе; некоторые особо острые на язык критики окрестили эту концепцию «ракетами-перехватчиками Джорджа Буша». Европейская система должна была быть оптимизирована под уничтожение иранских межконтинентальных баллистических ракет, которые потенциально уже были направлены против США; перехватчики в таком случае становились неким резервом. Вашингтон предлагал ее европейцам в обмен на заверения в том, что система будет обеспечивать и их безопасность.     
         Впрочем, администрация Буша принимала как данность тот факт, что система ПРО не защищала бы юго-восточную Европу с помощью «Иджиса» и особой зоны безопасности под управлением НАТО. Теперь, когда у власти находится Обама, именно эти элементы и будут составлять основу будущей системы ПРО. Для оказания помощи регионам, приближенным к Ирану, Обаме пришлось перенести «обстрел» предполагаемых местоположений иранских межконтинентальных баллистических ракет на 2020 год, когда улучшенные версии SM-3, возможно, смогут поразить эти цели.      Но будет ли новая система такой же эффективной защитой для Европы? Гейтс замечает, что щит ПРО, на создании которого он когда-то настаивал, уже не является адекватным средством обороны: немобильные радарные и ракетные установки оказываются слишком уязвимыми перед упреждающими ударами противника; более того, система, оснащенная лишь десятью перехватчиками, оказалась бы в скором времени бессильной даже против небольшого количества ракет. По словам официальных лиц, в таком случае США уже пришлось бы решать,  нужно ли, дабы спасти Америку, приносить в жертву Европу.
        В свою очередь, корабли, оснащенные комплексом «Иджис», могут перевозить около ста ракет SM-3, которые могут быть также запущены с суши при помощи пусковых установок. Один большой радар вполне может быть заменен единой системой небольших мобильных сенсоров, размещенных на суше, на борту кораблей, на орбите Земли, на беспилотных самолетах и даже на дирижаблях. Подобную систему будет сложнее уничтожить, более того, ее мобильность значительно сокращает сроки приведения в боевую готовность в критический период. В любом случае, система SM-3, сбив в прошлом году отклонившийся от орбиты спутник, показала себя лучше в тестовых заданиях, чем ПРО.  
       Планы президента Обамы все еще вызывают вопросы: содержание кораблей, постоянно находящихся в состоянии боевой готовности, – не слишком дешевое мероприятие. Даже если их оснастить усовершенствованной моделью SM-3 (Block IB), создание которой, как ожидается, закончится к 2015 году. Семь кораблей, размещенных в водах Европы, обеспечивали бы лишь ограниченную оборону региона, для полномерной реализации которой потребуется гораздо большее число кораблей с комплексом «Иджис», чем восемнадцать судов, находящиеся на данный момент в распоряжении США. В любом случае, боеспособности этих кораблей в ситуации реального кризиса хватило бы ненадолго.
       Более мощные Block IIA, выпуск которых намечен на 2018 год, смогут обеспечить полномерную защиту Европы всего лишь с трех локаций. Но последние февральские отчеты Палаты Конгресса США по бюджету указывают на то, что стоимость подобного мероприятия превышает почти вдвое  затраты, которые требуются для установки системы перехватчиков. Самым удобным местом для расположения кораблей является Черное море, но, согласно конвенции Монтрë 1936 года, присутствие иностранных боевых кораблей в этих водах ограничено.
      По заявлениям Пентагона, начиная с 2015 года, на наземных базах должно быть установлено, по крайней мере, несколько перехватчиков SM-3, что в некоторой степени решило бы проблемы с финансированием. Но в этом случае возникли бы новые политические конфликты, похожие на те, с которыми пришлось столкнуться сторонникам ПРО. Среди наиболее выгодных площадок для такой системы – Турция и центральная Европа. Официальные лица уже пообещали ущемленным полякам и чехам определенные преимущества в связи с установкой этих комплексов, но пойдут ли лидеры этих стран в очередной раз на риск? Пентагон также отмечает возможность установки мобильного радара в «кавказском регионе», что, в принципе, должно предполагать участие Грузии, связи с США которой Россия неистово крит икует. Учитывая неясные перспективы, связанные с еще не тестированными  версиями SM-3, Гейтс отмечает, что Пентагон продолжит развивать систему ПРО.
         Это заявление наводит некоторых аналитиков на размышления о реальной необходимости отказываться от данной модели: система ПРО в совокупности с другими комплексами безопасности стала бы мощным щитом против любых реальых и будущих угроз. По заявлениям представителей Пентагона, главной причиной отказа от системы ПРО являются ограниченные источники финансирования проекта. Логично предположить, что отмена программы была отчасти и уступкой  России. Создание более компактной системы ракет SM-3 должно, по сути, быть ответом на заявления России (осмеянные Пентагоном) о том, что ПРО либо снизит эффективность российской системы ядерного сдерживания, либо будет превращена в плацдарм для запуска ядерных боеголовок против самой России. Потеря чешского радара также означает, что у США больше не будет возможности следить за Россией вблизи. Администрация Обамы возвращается к курсу на создание совместных русско-американских систем ПРО. 
       Несмотря на общую направленность речи президента Д.А.Медведева на заседании ООН, реакции других представителей российских властей на новый политический курс США были самыми различными. Владимир Путин, заявил, что он ждет дальнейших уступок. Глава российского Генштаба, генерал Николай Макаров, отметил, что система ПРО будет, в лучшем случае, модифицирована, но не демонтирована. Если, как это предполагают официальные лица западных стран, американская система ПРО будет превращена в ту гибкую глобальную сеть, которую представляет себе президент Обама, реакция России, вполне возможно, будет еще более ожесточенной, чем даже на «ракеты-перехватчики Буша».   

                                                                                                                                                                                                                                   
     "The Ecоnоmist" 2009. 24. 09.                                                                                                                                                        
    Перевод с английского Кирилла Батыгина.