Кризис, инфляция, нервы, осень - весна. Самое время для обострения психических расстройств. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 25% жителей России нуждаются в психиатрической помощи. При этом две трети из них ни разу в жизни не были у психиатра и могут даже не подозревать о том, что с ними далеко не все в порядке.

Некоторые из потенциальных клиентов психиатра даже работают в охране и имеют лицензию. И если случится нервный срыв - они будет вооружены и очень опасны...

 В Новосибирске сотрудница банка сделала охраннику замечание, возникла ссора, охранник направил в ее сторону служебное оружие и привел его в боевую готовность. Женщина попыталась нажать кнопку вызова милиции, и была застрелена на месте. На суде убийца был признан вменяемым, в то же время эксперты указали на такие психологические особенности подсудимого, как эмоциональная неустойчивость, честолюбие, демонстративно выраженная потребность в признании, завышенный уровень самооценки - что в сумме вызвало серьезные сомнения в обоснованности выдачи ему лицензии на право ношения оружия.

В Иркутской области сотрудник охраны промышленного предприятия совершил тройное убийство, попытавшись припрятать трупы прямо у проходной. Наказания виновник не понес - было установлено, что в момент убийства он не осознавал характера своих действий и не мог себя контролировать, ранее наблюдался у психиатра с диагнозом «шизофрения», а за год до совершения убийства был доставлен в больницу прямо с рабочего места.

Сотрудник одного из ЧОПов столицы зверски зарезал собственную жену и полуторагодовалого сына. Обвинение было выдвинуто по 105-й статье УК (убийство с особой жестокостью), но в ходе комплексной психолого-психиатрической экспертизы охранник был признан невменяемым.

В иркутском кафе посетитель возмутился высокой стоимостью чашки кофе, секьюрити вывел его из помещения «на разборку», в ходе которой застрелил клиента из травматического пистолета...

 Подобных трагедий, где в качестве обвиняемых фигурируют сотрудники охранных предприятий или собственных служб безопасности, к сожалению, довольно много. При этом, крайне редко охранники совершают преступления, находясь «в здравом уме и трезвой памяти» - в большинстве случаев речь идет о разного рода помрачениях, вызванных хроническим психическим заболеванием, состоянием аффекта (читай - повышенной возбудимостью) или повышенной агрессивностью в состоянии алкогольного опьянения.

Практически всегда в таких случаях задается вопрос: «каким образом такой человек мог оказаться на работе в охранном предприятии?» И действительно, как?

 

ЧТОБ НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ... 

В мае 2007 года правительство РФ приняло постановление, утверждающее перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. К таким заболеваниям, в том числе, относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код заболеваний по МКБ /Международной классификации болезней/ FOO - F09, F20 - F79), а также психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F19).

В полный список «противопоказаний» к службе в охранных предприятиях по Международной классификации болезней (МКБ-10) входят сотни диагнозов.

В их числе не только очевидные (такие как шизофрения, умственная отсталость, эмоциональная неустойчивость или аффективные расстройства настроения), но и те, которые «в народе» чаще принято считать особенностями характера или образа жизни: склонность к депрессиям, острая реакция на стресс, ночные кошмары, повышенное половое влечение или отсутствие такового, злоупотребление стимуляторами (включая кофеин), патологическое влечение к азартным играм и многое другое. Иными словами, по идее (и это очень хорошая идея!) в охранных предприятиях, как в разведке, должны работать только люди с абсолютно устойчивой психикой, «характером нордическим, твердым», контролирующие себя в любых ситуациях.

 

ДВАЖДЫ ДВА - ЧЕТЫРЕ? ГОДЕН! 

На практике при наборе сотрудников охранные предприятия редко предъявляют особые требования к психическому здоровью кандидатов (за исключением тех случаев, когда речь идет о должности личного охранника-телохранителя). Ряд компаний при приеме на работу проводит психологическое и психофизиологическое тестирование кандидатов, но в большинстве случаев работодатель считает это излишним…

У медиков на этот счет совершенно противоположная точка зрения. Так, директор центра психологической помощи «Амальтея», заведующий кафедрой прикладной психологии Нового Сибирского университета (г. Новосибирск), кандидат медицинских наук Е. Александров считает, что подобного рода комиссии в подавляющем большинстве случаев - абсолютно формальное мероприятие. И наличие справки от психиатра означает только одно: в данный момент этот человек не состоит на учете и на первый взгляд производит впечатление адекватного. При этом, поскольку всероссийская база данных у психиатров отсутствует как класс, то человек, живший в Новосибирске с диагнозом «шизофрения», в Рязани или Москве волшебным образом может оказаться совершенно здоровым.

Разумеется, есть ряд признаков, по которым можно распознать эмоционально «неправильного» кандидата и на обычном собеседовании. Например, активная жестикуляция, дрожание рук, постукивание пальцами по столу явно говорят о волнении - и, следовательно, о том, что человек не очень хорошо контролирует эмоции. Равно, как и повышенное потоотделение, может свидетельствовать об эмоциональной не устойчивости. Но отсутствие внешних выраженных признаков нездоровья еще не дает гарантии нормы - и углубленное исследование психической сферы кандидата, способное выявить скрытые формы психических расстройств, должно являться для охранных предприятий не роскошью, а необходимостью. Особенно с учетом того, что работа охранника вредно воздействует даже на здоровую психику...

 

НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ 

Работа в сфере охранных услуг - это труд в особых условиях, и специфика деятельности позволяет занести любого сотрудника охранного предприятия в группу психологического риска. Так, на психическое состояние каждого человека могут (и должны) влиять следующие обстоятельства:

- возможность внезапного возникновения опасности и как следствие - постоянная готовность к активным действиям, которая при этом не реализуется;

- дефицит или однообразие поступающей информации в сочетании с необходимостью сохранять внимание;

- большая продолжительность рабочего дня;

- систематическое бодрствование в ночное время, что приводит к нарушению биоритмов.

 По мнению врачей, все это в совокупности может привести к постепенной деформации личности в сторону параноидности (недоверчивости), к повышению собственной самооценки за счет других людей, тревожности, конфликтности, а также тяге к алкоголю (считающемуся эффективным способом избавления от внутреннего напряжения). Если сотрудник, раньше не нарушавший трудовую дисциплину, вдруг «распустился», стал опаздывать на работу, чаще употреблять алкоголь - это один из верных признаков возможных проблем и очевидный индикатор того, что его психика начинает давать сбои.

 К сожалению, четкой инструкции, когда надо принимать меры и отправлять перенапрягшегося охранника к врачу, не существует. И самый надежный способ застраховать себя от риска «съехавшей крыши» у сотрудника прямо на рабочем месте - это постоянный контроль специалиста.

«Как в любом гараже водителей перед поездкой осматривает врач, так и любому уважающему себя предприятию охранного типа необходим квалифицированный психолог (психотерапевт), который должен периодически осматривать и тестировать персонал, - считает г-н Александров. - Психолог должен подчиняться непосредственно собственнику предприятия (а не наемному директору) и обладать некоторой властью. Почему этой службы, как правило, нет в ЧОПах? Хозяева обычно на этом экономят до первого ЧП (которое им влетает в копеечку на одних адвокатах) или сами являются психотравматиками, которые как черт ладана боятся всего, что связано с «пси-хо…» или просто считают себя лучшими психологами на свете».

 Особый разговор - об охранниках, ранее прошедших службу в «горячих точках» и твердо усвоивших правила поведения в условиях реального боя, и зачастую имеющих в биографии серьезные травмирующие переживания, связанные с войной, актами насилия, смертями близких. Насколько посттравматический стресс изменил их психику - может определить даже не каждый специалист.

С одной стороны, они являются практически незаменимыми в экстренных ситуациях, требующих решительных действий, максимально приближенных к боевым. В то же время их рефлексы могут всерьез подвести в случаях, требующих «мягких» и аккуратных решений возникающих проблем. Если такой сотрудник однажды уже «сорвался», перепутав законы мирной жизни с законами военного времени (например, скрутил и положил носом в сугроб посетителя, попытавшегося пройти без пропуска), то всегда есть шанс, что такие ситуации могут повторяться. И решающим фактором, определяющим профпригодность, здесь служит отношение к собственным действиям.

 По словам Евгения Александрова, в тех случаях, когда человек сохраняет критичность в отношении к себе - сам понимает, что ведет себя неадекватно и анонимно обращается за помощью к независимому специалисту, это позволяет ему сохранить голову и работу. В ином случае все вокруг него оказываются «последними негодяями», не понимающими, что он ведет себя единственно правильным образом - и самостоятельно и добровольно он к врачу не отправится никогда.

 

ЛУЧШЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ 

Методы профилактики возникновения и развития психических расстройств у сотрудников охранных предприятий могут быть различными - в зависимости от специфики деятельности. Основная задача - это систематическое снятие стрессов, возникающих в процессе работы, в том числе рутинной и, казалось бы, довольно спокойной.

Так, у сотрудников, несущих службу по принципу «сиди и бди!», постоянное нервное напряжение, сопровождающееся физическим бездельем, приводит к усугублению внутренних конфликтов, для снятия которых необходимы активные физические действия. В таком случае эффективным способом разрядки могут стать периодические учебные тревоги, сопровождающиеся серьезной физической нагрузкой. Также эффективны в таких случаях релаксационные и медитационные техники.

 В случае произошедшего ЧП рекомендуется проведение критического дебрифинга, считающегося одним из основных методов профилактики постстрессовых расстройств, позволяющим осознать произошедшее на уровне фактов, устранить возникшие недоразумения и снять напряжение, тревогу или беспокойство.

Дебрифинг включает в себя подробнейший разбор инцидента, вплоть до деталей, с неоднократным повторением содержания происшествия и групповую поддержку. Подробный разбор происшествия проводится сразу после окончания инцидента, и на нем обязательно должны присутствовать все участники события (желательно без посторонних). Проводит дебрифинг тот человек, который непосредственно руководил группой во время ЧП. В процессе разбора лучше всего воздержаться от каких-либо оценок действий участников (во всяком случае, отрицательных). Вначале подробно прорабатывается содержание произошедшего с точки зрения каждого участника. При этом желательно придать юмористическую окраску всему инциденту или каким-то его эпизодам, что снижает вероятность фиксации на психотравматическом состоянии. 

 На следующем этапе разбора вся группа ищет для каждого наилучший способ действий в прошедшем эпизоде (критерий - не «лучше/хуже», а «как можно сделать это наиболее эффективно»), после чего происшествие снова прорабатывается (как бы изменилась ситуация, если бы каждый действовал оптимальным способом). Вторая составляющая дебрифинга - групповая поддержка. Тот факт, что человек не один, что люди вокруг испытывают такие же чувства, что можно об этих чувствах говорить, само по себе является мощной исцеляющей силой. После окончания разбора проводится релаксация с завершением («Ура, мы победили, мы сделали это!»).

 

ЗАНИМАЙСЯ - ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ! 

Кроме массовых «антистрессовых» мероприятий хороший профилактический эффект может дать специфическая производственная гимнастика, направленная на обуздание сотрудниками собственной психики. Ведь стресс - это реакция организма на внешние воздействия, слово «реакция» является здесь ключевым - и способность управлять собственным состоянием является самым действенным методом.

По мнению господина Александрова, отлично укрепляют психику некоторые системы формализованных упражнений из боевых искусств - в частности, ката (обладающая среди прочего и медитационным воздействием) или тайцзицюань. Также можно разработать простые комплексы физических, дыхательных и релаксационных упражнений из систем стресс-менеджмента, обучить им персонал - и потребовать систематического выполнения этой психологической «зарядки».

Сотрудник, отказывающийся делать упражнения, в таком случае автоматически попадает в категорию проблемных и нуждается в коррекции, а в крайних случаях - и отстранении от работы.

 

ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА НАЛИЧИЕ У СОТРУДНИКОВ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 

 

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ:  

- Агрессивность, резкие вспышки вербальной и/или физической агрессии по незначительным поводам (особенно острая реакция на критику).

- Увеличение количества выкуриваемых сигарет или переход на более крепкие сорта.

- Проявления нарушений со стороны вегетативной нервной системы (колебания артериального давления, головные боли /от легких до мигреней/, проблемы с пищеварением, потенцией).

- Обострение хронических заболеваний.

 

НАКОПИВШАЯСЯ ПСИХИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ (НЕВРАСТЕНИЯ):  

 - Хроническая усталость.

- Раздражительность (при этом раздражают не только люди, но и яркий свет, шум и т.д.).

- Рост потребления кофе, чая, энергетических напитков.

 

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА:  

 - Выраженное психофизическое напряжение: внешне заметное напряжение скелетной мускулатуры (особенное шеи и надплечий), характерный «бычий» вид, уменьшение мимики (напряженное лицо).

- Усиленная реакция вздрагивания: на неожиданный резкий звук (падение на пол книги или журнала), резкое напряжение, вплоть до подскакивания.

- Уменьшение активности при общении, депрессивная задумчивость.

- Нарушение дисциплины: действия по своему усмотрению вопреки приказу.

- Упрямство.

- Увеличение алкоголизации, изменение характера опьянения в дисфоричную (злобную) сторону, увеличение агрессивности в состоянии опьянения, применение физического насилия.

- Увеличение количества разговоров про войну, прослушивание соответствующей музыки или видео.

- Проявление флэш-бэков: под воздействием какого-либо внешнего фактора возникают ощущения «будто снова в бою», что сопровождается автоматическими защитными активными действиями.

 

Журнал «Директор по безопасности»