Потребительский рынок все более становится частью социально-экономического комплекса. Но его вряд ли можно сравнить с рынками государств со стабильной экономикой. В том числе в области потребительских прав, которые составляют важнейшую компоненту демократических свобод, отражают реальные признаки развитой экономики и социальной сферы. Это, прежде всего - право выбора товаров или услуг, право на информацию о товаре и его свойствах, право на качество и безопасность товара или услуги, а также право быть услышанным. Они очень часто у нас реализуются в пользу потребителей на основе досудебных и судебных решений. И таких случаев сотни тысяч.

Криминализация потреби­тельского рынка.

Общие потери российской экономики в результа­те ее криминализации во всех сег­ментах рынка, по информации Думы, составляют ежегодно несколько сотен миллионов дол­ларов. Фактически за прошедшие 17 лет в России сформирована своеобразная параллельная эко­номика, в которой паразитируют большие группы производителей.

Поскольку криминализация рынка приобрела системный характер, то противостоять ей сложно. Мероприятия, проводи­мые властями, сталкиваются с высоким уровнем организации преступных структур, тщатель­ным координированием и плани­рованием действий, высоким интеллектуальным уровнем, а нередко и весомым социальным статусом участников.

Одной из серьезных проблем, осложняющих ситуацию, является тот факт, что государственная ста­тистика не отражает истинного положения дел в этих сферах. Никто не знает, что, сколько и кем реально производится. Подтвер­ждением сказанному могут послу­жить итоги недавнего опроса, про­веденного фондом «Общественное мнение», руководителей и специа­листов промышленных предпри­ятий. На вопрос: «Можно ли использовать официальную отчет­ность при анализе реального поло­жения дел в промышленности?»

Положительный ответ дали только 38% респондентов; готовы показы­вать реальную отчетность о кап­вложениях - 61%; о распределении доходов и акций - 47%.

Не склонны делиться цифрами и отдельные структуры государс­твенной власти.

Например, Росздравнадзор до последнего време­ни упорно информировал выше­стоящие органы власти о том, что доля фальсифицированных лекарств не превышает 0,1 процен­та.

Любой провизор подтвердит, что это не так. Владелец концерна «Фёрейн» В. Брынцалов и его помощники в другой стране были бы осуждены на длительные сроки, а у нас оказывается, что собствен­ник такого серьезного хозяйствую­щего субъекта является свидетелем в суде, поскольку нигде и ничто не подписывал. Интересно, где еще могут менеджеры по собственной инициативе выпускать контрафактную «Но-шпу» и десятки дру­гих подделок без ведома хозяина?

Еще несколько примеров. Ситуация с качеством лекарств и лекарственных препаратов в пос­ледние годы остается напряжен­ной. В ряде регионов каждое тре­тье лекарство - сомнительного происхождения. Мониторинг показал, что в городах с миллион­ным населением количество под­делок лекарств колеблется от 4 до 25 процентов. А разросшийся до 1,5 млрд долларов США рынок биологически активных добавок к пище (БАД) фальсифицирован на 90 процентов. При этом более чем две трети продающихся на рынке БАДов позиционируются как добавки с лечебным эффектом. То есть, у нас практически никаких запретов на этот счет нет. А, напри­мер, в США разрешены производс­тво и продажа только четырех групп биологически активных добавок к пище, обладающих лечебными свойствами.

Спустя 15 лет после начала реформ вдруг выяснилось, что на рынке продается более 100 наиме­нований тонизирующих, или так называемых «энергетических», безалкогольных и слабоалкоголь­ных напитков. На 1 января 2007 го­да ни в одном законе либо подза­конном акте нашей страны даже не было упоминания об этих про­дуктах с экзотическими названия­ми типа «Экстази», «Дьявол», «Транс», «Адреналин Раш» и т. п. Проверка, проведенная эксперта­ми нашего фонда, показала, что ситуация в сфере производства и оборота тонизирующих напитков является нетерпимой.

Часто бывает и так, что госу­дарственного учета нет, законода­тельные и нормативные докумен­ты отсутствуют, а сертификаты соответствия и гигиенической безопасности выданы. Так обсто­ит дело, например, с названными выше «энергетическими» напит­ками или с водой для детского питания. Производители продук­ции «для детей с первых дней жизни» аккуратно пользуются налоговой льготой по освобожде­нию от уплаты НДС.

Стабильно криминальной является сфера страховых услуг, которая последовательно продол­жает узаконенный отъем денег у населения. Получить страховое возмещение очень сложно, а зачас­тую и невозможно. По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2007 году на страховом рынке реализовано полисов доб­ровольного страхования жизни примерно на 13 млрд рублей, и страховая премия на жителя России составила менее 100 руб­лей. Цифры ближе к нулю. Посудите сами: число тех, кто купил полис страхования жизни, составляет 2,2%. Страховые ком­пании держатся на плаву за счет других видов страхования, пре­имущественно обязательных, а не добровольных. Потому и не пре­кращается лоббистская работа по продвижению новых видов обяза­тельного страхования. Сейчас инициаторы таких дел немного притихли. Но надолго ли?

Или другой пример. Попро­бовали бы вы, например, несколько лет назад найти в государственных документах, скажем, коды на кет­чупы. Ими была завалена вся стра­на, в то же время отчетности как таковой не было. Разве это не сег­мент теневого рынка?

Нетерпимая ситуация сложи­лась сегодня в торговле и обслу­живании телефонных аппаратов сотовой связи. Из 46 млн продан­ных в России устройств более 65 процентов - контрафактные. Поступили они в основном из Юго-Восточной Азии. Сегодня потребителю в России сложно за­щитить свои права в этой сфере.

Единственный, кто реально пытается изменить ситуацию, это Управление «К» МВД России, но усилий группы офицеров недоста­точно, так как рынок развивается бесконтрольно, аппараты связи продаются в подземных переходах, у метро и на рынках. Их ремонтом и обслуживанием заняты тысячи хозяйствующих субъектов, а вот кто их уполномочил это делать в столь технически сложной сфере, неизвестно. Чтобы убедиться, что такое криминал в электротехни­ческой продукции, можно съездить на радиорынок в Митино, посетить «Горбушкин двор» либо пройти по подземному переходу от гостини­цы «Космос» до метро ВДНХ. Там идет торговля крадеными аппара­тами мобильной связи открыто. После такой экскурсии мысль об органическом сращива­нии интересов чиновников, правоохранительных орга­нов, бизнесменов и крими­нальных элементов вас не покинет.

А иначе быть не могло. Министерством финансов, а также Министерством экономического развития и торговли РФ форми­рование социально-экономического блока, в том числе потреби­тельского рынка, рас­сматривалось преиму­щественно с позиций макроэкономики.

Производство контрафактных товаров.

В первую очередь это относится к пищевым продук­там. Минздравсоцразвития России ежегодно подтверждает годовую смертность от фальсифицирован­ной водки - 35-37 тыс. человек. То есть в мирное время от нее погибает население целого города. Вызывает озабоченность рост потребления алкоголя, в том числе и за счет заметного увеличения потребления пива и слабоалко­гольных напитков.

Руководители предприятий подписывают сомнительные дого­воры на поставку комплектующих, запчастей, основного сырья и ком­понентов из-за рубежа. Не может быть качественным масло сливоч­ное, если оно изготовлено не из молока или сливок, а из расти­тельных жировых смесей, приоб­ретающих товарный вид с помо­щью водорода или методом гид­рогенизации.

Кстати, сегодня в России нет ни одного крупного предприятия, производящего сухое молоко (в том числе для детей) и концент­раты для производства восстанов­ленного сока и сокосодержащей продукции. Рынок наводнен сур­рогатами, поставщики и произво­дители которых властям известны. Но даже это сырье низкого качес­тва в ближайшие годы будет толь­ко расти в цене. (От редакции – последние законы направлены на изменение этой ситуации).

Сегодня подоб­ным суетливо-лукавым образом работают многие пред­приятия фармацевтической, мяс­ной, молочной, масложировой, кондитерской, консервной, рыбной отраслей, бытовой химии, хладо­комбинатов и молочных произ­водств по выпуску мороженого. В один ряд с производством и обо­ротом коммерческих товаров пос­тавлено детское питание, которое всегда относилось к продукции специализированного назначения и считалось социальным сегмен­том рынка.

При этом любое вмешательство государственных органов или неза­висимых правозащитных структур типа нашего фонда вызывает агрес­сивное противодействие.

Многие помнят, наверное, с какой настой­чивостью нам навязывалось так называемое «масло комбинирован­ное», которое не производится ни в одной стране мира. Нам, при под­держке госструктур и прессы, при­шлось потратить почти год на то, чтобы в соответствующих кабине­тах услышали не только шелест денег, но и голос разума.

Падение потребительского спроса. Что мешает людям питать­ся качественно, вкусно и безопасно? Казалось бы, рынок заполнен, ассор­тимент расширен, реклама призы­вает потребителей покупать, но проблемы качества и количества продовольствия, а главное - безо­пасности пищи, остаются острыми.

Но у нас по сравнению с пере­довыми странами потребляется 59% необходимого продовольс­твия, а по сравнению с биологи­ческими нормами ВОЗ - 63%. И это в России, в которой имеется 10% пашни и 50% чернозема всего мира. Наибольшее падение уровня потребления приходится на самые ценные продукты, которые содер­жат белок, жиры и витамины. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на призывников или студенческую молодежь.

Решение проблемы многие видят только в развитии соевого рынка. Использование продуктов и добавок на основе сои дело, безу­словно, полезное, но любой врач подтвердит, что никакой замени­тель из них не может быть лучше мяса, молока, яиц, содержащих белок, созданный природой. Их же, как раз и не хватает. Да и что это за сосиски, если в них нет и пяти про­центов мяса. Казалось бы, разве можно загубить качество таких мясных изделий, как окорок, буже­нина или корейка? Оказалось, воз­можно.

Отметим также, что, несмотря на победные реляции наших руко­водителей о росте собственного производства, в 2006 году постав­ки продовольствия по импорту в Россию возросли на 21% по срав­нению с 2005 годом, а в истекшем 2007 году увеличились еще почти на 40%.

По заявлению Минсельхоза России, объем закупок мяса говя­дины и свинины за рубежом вырос на 40% по сравнению с 2006 годом. Наша страна продолжает рассмат­риваться деловыми кругами Запада, а также Юго-Восточной Азии как крупный и перспектив­ный рынок сбыта непродовольс­твенных и продовольственных товаров. Заметьте, во многих слу­чаях тех товаров, которые они не продают своему покупателю.

И другая составная часть этой проблемы. Может быть, самая серьезная. У людей просто не хва­тает средств, чтобы покупать необходимые товары, пользовать­ся нужными услугами. Дело не только в инфляции или низких зарплатах. Хотя в них тоже.

В результате опроса, проведенно­го ВЦИОМ в 2007 году, выясни­лось, что каждый четвертый рос­сиянин расходует на продукты питания все зарабатываемые им деньги. У 40-42 процентов рабо­тающих затраты на питание семьи составляют от 50 до 74 процентов зарплаты. Каждый третий опро­шенный заявил, что его траты на питание колеблются от 25 до 49 про­центов от ежемесячных доходов.

Сколько все же люди расходуют на еду? У нас есть данные ВЦИОМ в среднем по странам в процентах от личного дохода: Россия - 50%; Болгария - 74; Израиль - 70; Великобритания - 15; Чехия - 15; Австрия - 9. В большинстве разви­тых стран люди тратят на продук­ты питания 15-20 процентов от доходов. Даже в активно развива­ющемся Китае, где еще многие люди живут бедно и получают скро­мную, по сравнению с Европой, зарплату, расходы на питание не превышают 10% от доходов. Если в США или Европе человек тратит на еду больше 30% от заработан­ного, то он считается бедняком и вправе рассчитывать на пособие.

В нашей стране стоимость минимального набора продуктов питания за 2007 год выросла более чем на 20%, при этом подорожало продовольствие самого широкого спроса: молочные, мясные, хлебо­булочные изделия, яйца, масла рас­тительные и животные и т. п.

О государственном регулиро­вании рынка.

В стране сложилась парадоксальная ситуация - в реа­лизации реформы технического регулирования ведущую роль игра­ет не государство, а какие-то груп­пы и экспертные комиссии, весьма далекие от власти. Многие из них - получатели зарубежных грантов. Анализ их семилетней работы по техническому регулированию в России показал неэффективность этих так называемых независимых некоммерческих структур.

Зададим себе вопрос: чьи инте­ресы прописаны в представлен­ных в парламент страны проектах? Табачный рынок на 100% при­надлежит зарубежным корпораци­ям, доля российских производите­лей соков в общем объеме не более 25%. Надо признать, что интереса­ми государства под названием Россия и потребителей предлагаемой продукции авторы названных проектов явно не озадачены. А вот интересы деловых кругов других стран видны.

Вот два примера. Четыре ком­пании, производящие соковую про­дукцию в России, проталкивают свой проект. Неужели производс­тво и оборот соков, в основном из концентратов, должны входить в тройку приоритетных законопро­ектов, наряду, кстати, с техническим регламентом на табачные изделия? В последнем законопроекте товаропроизводители предложили узаконить 10-летний срок на достижение допустимых уровней смолы и никотина в сига­ретах, рекомендованных ВОЗ. То есть наша страна должна продол­жать травить свое население. К сожалению, на защиту табачни­ков встали депутаты Государствен­ной Думы четвертого созыва.

Или другая грань этой же про­блемы, но связанная с исполни­тельной властью. В правительстве готовятся обсудить проект феде­рального закона о государствен­ном регулировании торговой деятельности. Чьи в нем интере­сы? Анализ показывает - только государства. Государство сможет мешать своей ложкой в любой тор­говой кастрюле, вплоть до райцен­тра, обслуживая чиновников, но закон работать на развитие рынка не будет. Он не отражает интере­сов субъектов рыночного хозяйс­тва. Не раз уже предлагалось, в том числе и автором этих строк, разра­ботать и принять по опыту других стран (Японии, Франции) соот­ветствующие законы, например, торговый кодекс Российской Федерации, но предложения выслушивают, соглашаются и отвергают. Почему? Потому что существует огромная очередь желающих регулировать рынок. Это очень выгодное занятие.

Некорректное использова­ние новых технологий.

Качество многих российских продуктов вызывает возмущение у потреби­телей. И они удивляются, что эти продукты выпущены в свет по рекомендациям и даже под конт­ролем медиков-гигиенистов, вра­чей и руководителей системы Госсанэпиднадзора, а также институ­тов РАСХН и РАМН.

На рынке уже появились пище­вые продукты, добавки и сырье из копыт крупного рогатого скота, свиных шкур. Или БАД «Хитозан» из панцирей тараканов и сотни других пищевых «экзотов». Наука утверждает, что продукты безо­пасны. Непонятно только одно: почему размолотые копыта и пан­цири должен съесть человек, тогда как раньше подобные отходы мясокомбинаты направляли на свинофермы и птицефермы.

Или как, к примеру, должен называться пищевой продукт, име­нуемый сметаной, если в числе основных составляющих находятся модифицированный крахмал и сухое молоко? Даже студенты знают, что кисломолочный продукт сметану получают методом естест­венного сквашивания двух компо­нентов: свежих сливок и закваски.

А как можно называть кетчу­пом продукт, в котором нет вооб­ще томатной составляющей, а при­сутствуют все тот же крахмал и другие наполнители, красители и стабилизаторы.

Свежи еще в памяти события, когда в шести регионах России соответствую­щими органами была запрещена продажа мороженого нескольких хладокомбинатов из-за его токсич­ности. Многие сорта майонеза являются творением химиков.

Сегодня рынок в России навод­нен пищевыми добавками, ингре­диентами, вспомогательными тех­нологическими компонентами. Многие из них вредны. Но сущест­вует и оборотная сторона этой проблемы, которая используется в недобросовестной конкурент­ной борьбе. У фонда накопилось большое количество данных о пи­щевых добавках, разрешенных в России, но запрещенных в других странах. Подобного рода таблицы регулярно публикуются в печатных изданиях с высоким тиражом. Приведем лишь некоторые приме­ры. Краситель «солнечный закат», как сообщают газеты, который применяется в кондитерских изде­лиях, мороженом, напитках, опа­сен гиперактивностью, ложной аллергией, повреждением хромо­сом. А консервант муравьиная кислота, который используют в России для сохранения продуктов, фруктов, пива, вина, опасен хро­ническим токсическим действием, повреждает мочевыводящие пути.

И так по двадцати пищевым добавкам. Экспертов нашего фонда это насторожило. Оказалось, что эта информация зачастую ложная и пришла к нам от западных кон­курентов. Цель - показать низкое качество российских продуктов, а значит снизить их конкуренто­способность. Но поражает то, что контрольные и надзорные службы России и регионов молчат. Они не говорят ни слова о действитель­но вредных добавках к продуктам.

В целом же, анализируя риски потребительского рынка, можно утверждать, что в экономической области эти проблемы составляют блок, в котором соединяются коррупция и производство контрафактной продукции, в социально-политической - ведут к социально­му расслоению, так как одни могут покупать товары высокого качест­ва, а другие - только фальсифици­рованные. В целом же все это нано­сит ущерб здоровью потребителей, что никак не способствует реше­нию демографической проблемы.

О негативных моментах в ду­ховно-нравственной сфере даже писать не хочется. В них прояв­ляется полное расхождение инте­ресов общества, государства и рынка.

Александр КАЛИНИН,

генеральный директор Национального фонда защиты потребителей России