Потребительский рынок все более становится частью социально-экономического комплекса. Но его вряд ли можно сравнить с рынками государств со стабильной экономикой. В том числе в области потребительских прав, которые составляют важнейшую компоненту демократических свобод, отражают реальные признаки развитой экономики и социальной сферы. Это, прежде всего - право выбора товаров или услуг, право на информацию о товаре и его свойствах, право на качество и безопасность товара или услуги, а также право быть услышанным. Они очень часто у нас реализуются в пользу потребителей на основе досудебных и судебных решений. И таких случаев сотни тысяч.
Криминализация потребительского рынка.
Общие потери российской экономики в результате ее криминализации во всех сегментах рынка, по информации Думы, составляют ежегодно несколько сотен миллионов долларов. Фактически за прошедшие 17 лет в России сформирована своеобразная параллельная экономика, в которой паразитируют большие группы производителей.
Поскольку криминализация рынка приобрела системный характер, то противостоять ей сложно. Мероприятия, проводимые властями, сталкиваются с высоким уровнем организации преступных структур, тщательным координированием и планированием действий, высоким интеллектуальным уровнем, а нередко и весомым социальным статусом участников.
Одной из серьезных проблем, осложняющих ситуацию, является тот факт, что государственная статистика не отражает истинного положения дел в этих сферах. Никто не знает, что, сколько и кем реально производится. Подтверждением сказанному могут послужить итоги недавнего опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», руководителей и специалистов промышленных предприятий. На вопрос: «Можно ли использовать официальную отчетность при анализе реального положения дел в промышленности?»
Положительный ответ дали только 38% респондентов; готовы показывать реальную отчетность о капвложениях - 61%; о распределении доходов и акций - 47%.
Не склонны делиться цифрами и отдельные структуры государственной власти.
Например, Росздравнадзор до последнего времени упорно информировал вышестоящие органы власти о том, что доля фальсифицированных лекарств не превышает 0,1 процента.
Любой провизор подтвердит, что это не так. Владелец концерна «Фёрейн» В. Брынцалов и его помощники в другой стране были бы осуждены на длительные сроки, а у нас оказывается, что собственник такого серьезного хозяйствующего субъекта является свидетелем в суде, поскольку нигде и ничто не подписывал. Интересно, где еще могут менеджеры по собственной инициативе выпускать контрафактную «Но-шпу» и десятки других подделок без ведома хозяина?
Еще несколько примеров. Ситуация с качеством лекарств и лекарственных препаратов в последние годы остается напряженной. В ряде регионов каждое третье лекарство - сомнительного происхождения. Мониторинг показал, что в городах с миллионным населением количество подделок лекарств колеблется от 4 до 25 процентов. А разросшийся до 1,5 млрд долларов США рынок биологически активных добавок к пище (БАД) фальсифицирован на 90 процентов. При этом более чем две трети продающихся на рынке БАДов позиционируются как добавки с лечебным эффектом. То есть, у нас практически никаких запретов на этот счет нет. А, например, в США разрешены производство и продажа только четырех групп биологически активных добавок к пище, обладающих лечебными свойствами.
Спустя 15 лет после начала реформ вдруг выяснилось, что на рынке продается более 100 наименований тонизирующих, или так называемых «энергетических», безалкогольных и слабоалкогольных напитков. На 1 января 2007 года ни в одном законе либо подзаконном акте нашей страны даже не было упоминания об этих продуктах с экзотическими названиями типа «Экстази», «Дьявол», «Транс», «Адреналин Раш» и т. п. Проверка, проведенная экспертами нашего фонда, показала, что ситуация в сфере производства и оборота тонизирующих напитков является нетерпимой.
Часто бывает и так, что государственного учета нет, законодательные и нормативные документы отсутствуют, а сертификаты соответствия и гигиенической безопасности выданы. Так обстоит дело, например, с названными выше «энергетическими» напитками или с водой для детского питания. Производители продукции «для детей с первых дней жизни» аккуратно пользуются налоговой льготой по освобождению от уплаты НДС.
Стабильно криминальной является сфера страховых услуг, которая последовательно продолжает узаконенный отъем денег у населения. Получить страховое возмещение очень сложно, а зачастую и невозможно. По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2007 году на страховом рынке реализовано полисов добровольного страхования жизни примерно на 13 млрд рублей, и страховая премия на жителя России составила менее 100 рублей. Цифры ближе к нулю. Посудите сами: число тех, кто купил полис страхования жизни, составляет 2,2%. Страховые компании держатся на плаву за счет других видов страхования, преимущественно обязательных, а не добровольных. Потому и не прекращается лоббистская работа по продвижению новых видов обязательного страхования. Сейчас инициаторы таких дел немного притихли. Но надолго ли?
Или другой пример. Попробовали бы вы, например, несколько лет назад найти в государственных документах, скажем, коды на кетчупы. Ими была завалена вся страна, в то же время отчетности как таковой не было. Разве это не сегмент теневого рынка?
Нетерпимая ситуация сложилась сегодня в торговле и обслуживании телефонных аппаратов сотовой связи. Из 46 млн проданных в России устройств более 65 процентов - контрафактные. Поступили они в основном из Юго-Восточной Азии. Сегодня потребителю в России сложно защитить свои права в этой сфере.
Единственный, кто реально пытается изменить ситуацию, это Управление «К» МВД России, но усилий группы офицеров недостаточно, так как рынок развивается бесконтрольно, аппараты связи продаются в подземных переходах, у метро и на рынках. Их ремонтом и обслуживанием заняты тысячи хозяйствующих субъектов, а вот кто их уполномочил это делать в столь технически сложной сфере, неизвестно. Чтобы убедиться, что такое криминал в электротехнической продукции, можно съездить на радиорынок в Митино, посетить «Горбушкин двор» либо пройти по подземному переходу от гостиницы «Космос» до метро ВДНХ. Там идет торговля крадеными аппаратами мобильной связи открыто. После такой экскурсии мысль об органическом сращивании интересов чиновников, правоохранительных органов, бизнесменов и криминальных элементов вас не покинет.
А иначе быть не могло. Министерством финансов, а также Министерством экономического развития и торговли РФ формирование социально-экономического блока, в том числе потребительского рынка, рассматривалось преимущественно с позиций макроэкономики.
Производство контрафактных товаров.
В первую очередь это относится к пищевым продуктам. Минздравсоцразвития России ежегодно подтверждает годовую смертность от фальсифицированной водки - 35-37 тыс. человек. То есть в мирное время от нее погибает население целого города. Вызывает озабоченность рост потребления алкоголя, в том числе и за счет заметного увеличения потребления пива и слабоалкогольных напитков.
Руководители предприятий подписывают сомнительные договоры на поставку комплектующих, запчастей, основного сырья и компонентов из-за рубежа. Не может быть качественным масло сливочное, если оно изготовлено не из молока или сливок, а из растительных жировых смесей, приобретающих товарный вид с помощью водорода или методом гидрогенизации.
Кстати, сегодня в России нет ни одного крупного предприятия, производящего сухое молоко (в том числе для детей) и концентраты для производства восстановленного сока и сокосодержащей продукции. Рынок наводнен суррогатами, поставщики и производители которых властям известны. Но даже это сырье низкого качества в ближайшие годы будет только расти в цене. (От редакции – последние законы направлены на изменение этой ситуации).
Сегодня подобным суетливо-лукавым образом работают многие предприятия фармацевтической, мясной, молочной, масложировой, кондитерской, консервной, рыбной отраслей, бытовой химии, хладокомбинатов и молочных производств по выпуску мороженого. В один ряд с производством и оборотом коммерческих товаров поставлено детское питание, которое всегда относилось к продукции специализированного назначения и считалось социальным сегментом рынка.
При этом любое вмешательство государственных органов или независимых правозащитных структур типа нашего фонда вызывает агрессивное противодействие.
Многие помнят, наверное, с какой настойчивостью нам навязывалось так называемое «масло комбинированное», которое не производится ни в одной стране мира. Нам, при поддержке госструктур и прессы, пришлось потратить почти год на то, чтобы в соответствующих кабинетах услышали не только шелест денег, но и голос разума.
Падение потребительского спроса. Что мешает людям питаться качественно, вкусно и безопасно? Казалось бы, рынок заполнен, ассортимент расширен, реклама призывает потребителей покупать, но проблемы качества и количества продовольствия, а главное - безопасности пищи, остаются острыми.
Но у нас по сравнению с передовыми странами потребляется 59% необходимого продовольствия, а по сравнению с биологическими нормами ВОЗ - 63%. И это в России, в которой имеется 10% пашни и 50% чернозема всего мира. Наибольшее падение уровня потребления приходится на самые ценные продукты, которые содержат белок, жиры и витамины. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на призывников или студенческую молодежь.
Решение проблемы многие видят только в развитии соевого рынка. Использование продуктов и добавок на основе сои дело, безусловно, полезное, но любой врач подтвердит, что никакой заменитель из них не может быть лучше мяса, молока, яиц, содержащих белок, созданный природой. Их же, как раз и не хватает. Да и что это за сосиски, если в них нет и пяти процентов мяса. Казалось бы, разве можно загубить качество таких мясных изделий, как окорок, буженина или корейка? Оказалось, возможно.
Отметим также, что, несмотря на победные реляции наших руководителей о росте собственного производства, в 2006 году поставки продовольствия по импорту в Россию возросли на 21% по сравнению с 2005 годом, а в истекшем 2007 году увеличились еще почти на 40%.
По заявлению Минсельхоза России, объем закупок мяса говядины и свинины за рубежом вырос на 40% по сравнению с 2006 годом. Наша страна продолжает рассматриваться деловыми кругами Запада, а также Юго-Восточной Азии как крупный и перспективный рынок сбыта непродовольственных и продовольственных товаров. Заметьте, во многих случаях тех товаров, которые они не продают своему покупателю.
И другая составная часть этой проблемы. Может быть, самая серьезная. У людей просто не хватает средств, чтобы покупать необходимые товары, пользоваться нужными услугами. Дело не только в инфляции или низких зарплатах. Хотя в них тоже.
В результате опроса, проведенного ВЦИОМ в 2007 году, выяснилось, что каждый четвертый россиянин расходует на продукты питания все зарабатываемые им деньги. У 40-42 процентов работающих затраты на питание семьи составляют от 50 до 74 процентов зарплаты. Каждый третий опрошенный заявил, что его траты на питание колеблются от 25 до 49 процентов от ежемесячных доходов.
Сколько все же люди расходуют на еду? У нас есть данные ВЦИОМ в среднем по странам в процентах от личного дохода: Россия - 50%; Болгария - 74; Израиль - 70; Великобритания - 15; Чехия - 15; Австрия - 9. В большинстве развитых стран люди тратят на продукты питания 15-20 процентов от доходов. Даже в активно развивающемся Китае, где еще многие люди живут бедно и получают скромную, по сравнению с Европой, зарплату, расходы на питание не превышают 10% от доходов. Если в США или Европе человек тратит на еду больше 30% от заработанного, то он считается бедняком и вправе рассчитывать на пособие.
В нашей стране стоимость минимального набора продуктов питания за 2007 год выросла более чем на 20%, при этом подорожало продовольствие самого широкого спроса: молочные, мясные, хлебобулочные изделия, яйца, масла растительные и животные и т. п.
О государственном регулировании рынка.
В стране сложилась парадоксальная ситуация - в реализации реформы технического регулирования ведущую роль играет не государство, а какие-то группы и экспертные комиссии, весьма далекие от власти. Многие из них - получатели зарубежных грантов. Анализ их семилетней работы по техническому регулированию в России показал неэффективность этих так называемых независимых некоммерческих структур.
Зададим себе вопрос: чьи интересы прописаны в представленных в парламент страны проектах? Табачный рынок на 100% принадлежит зарубежным корпорациям, доля российских производителей соков в общем объеме не более 25%. Надо признать, что интересами государства под названием Россия и потребителей предлагаемой продукции авторы названных проектов явно не озадачены. А вот интересы деловых кругов других стран видны.
Вот два примера. Четыре компании, производящие соковую продукцию в России, проталкивают свой проект. Неужели производство и оборот соков, в основном из концентратов, должны входить в тройку приоритетных законопроектов, наряду, кстати, с техническим регламентом на табачные изделия? В последнем законопроекте товаропроизводители предложили узаконить 10-летний срок на достижение допустимых уровней смолы и никотина в сигаретах, рекомендованных ВОЗ. То есть наша страна должна продолжать травить свое население. К сожалению, на защиту табачников встали депутаты Государственной Думы четвертого созыва.
Или другая грань этой же проблемы, но связанная с исполнительной властью. В правительстве готовятся обсудить проект федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности. Чьи в нем интересы? Анализ показывает - только государства. Государство сможет мешать своей ложкой в любой торговой кастрюле, вплоть до райцентра, обслуживая чиновников, но закон работать на развитие рынка не будет. Он не отражает интересов субъектов рыночного хозяйства. Не раз уже предлагалось, в том числе и автором этих строк, разработать и принять по опыту других стран (Японии, Франции) соответствующие законы, например, торговый кодекс Российской Федерации, но предложения выслушивают, соглашаются и отвергают. Почему? Потому что существует огромная очередь желающих регулировать рынок. Это очень выгодное занятие.
Некорректное использование новых технологий.
Качество многих российских продуктов вызывает возмущение у потребителей. И они удивляются, что эти продукты выпущены в свет по рекомендациям и даже под контролем медиков-гигиенистов, врачей и руководителей системы Госсанэпиднадзора, а также институтов РАСХН и РАМН.
На рынке уже появились пищевые продукты, добавки и сырье из копыт крупного рогатого скота, свиных шкур. Или БАД «Хитозан» из панцирей тараканов и сотни других пищевых «экзотов». Наука утверждает, что продукты безопасны. Непонятно только одно: почему размолотые копыта и панцири должен съесть человек, тогда как раньше подобные отходы мясокомбинаты направляли на свинофермы и птицефермы.
Или как, к примеру, должен называться пищевой продукт, именуемый сметаной, если в числе основных составляющих находятся модифицированный крахмал и сухое молоко? Даже студенты знают, что кисломолочный продукт сметану получают методом естественного сквашивания двух компонентов: свежих сливок и закваски.
А как можно называть кетчупом продукт, в котором нет вообще томатной составляющей, а присутствуют все тот же крахмал и другие наполнители, красители и стабилизаторы.
Свежи еще в памяти события, когда в шести регионах России соответствующими органами была запрещена продажа мороженого нескольких хладокомбинатов из-за его токсичности. Многие сорта майонеза являются творением химиков.
Сегодня рынок в России наводнен пищевыми добавками, ингредиентами, вспомогательными технологическими компонентами. Многие из них вредны. Но существует и оборотная сторона этой проблемы, которая используется в недобросовестной конкурентной борьбе. У фонда накопилось большое количество данных о пищевых добавках, разрешенных в России, но запрещенных в других странах. Подобного рода таблицы регулярно публикуются в печатных изданиях с высоким тиражом. Приведем лишь некоторые примеры. Краситель «солнечный закат», как сообщают газеты, который применяется в кондитерских изделиях, мороженом, напитках, опасен гиперактивностью, ложной аллергией, повреждением хромосом. А консервант муравьиная кислота, который используют в России для сохранения продуктов, фруктов, пива, вина, опасен хроническим токсическим действием, повреждает мочевыводящие пути.
И так по двадцати пищевым добавкам. Экспертов нашего фонда это насторожило. Оказалось, что эта информация зачастую ложная и пришла к нам от западных конкурентов. Цель - показать низкое качество российских продуктов, а значит снизить их конкурентоспособность. Но поражает то, что контрольные и надзорные службы России и регионов молчат. Они не говорят ни слова о действительно вредных добавках к продуктам.
В целом же, анализируя риски потребительского рынка, можно утверждать, что в экономической области эти проблемы составляют блок, в котором соединяются коррупция и производство контрафактной продукции, в социально-политической - ведут к социальному расслоению, так как одни могут покупать товары высокого качества, а другие - только фальсифицированные. В целом же все это наносит ущерб здоровью потребителей, что никак не способствует решению демографической проблемы.
О негативных моментах в духовно-нравственной сфере даже писать не хочется. В них проявляется полное расхождение интересов общества, государства и рынка.
Александр КАЛИНИН,
генеральный директор Национального фонда защиты потребителей России