О продуктовой безопасности как о российской серьезнейшей проблеме не говорит сегодня, пожалуй, лишь самый ленивый политик или чиновник, однако даже победить врага по имени шаурма и то до сих пор не удается.
Как уйти из жизни? Можно повеситься, застрелиться, выброситься с балкона, перерезать вены… Существует, прямо скажем, немало способов насильственной смерти – и все они жестоки. Но самый суровый из них, пожалуй, это - поесть шаурмы…
Конечно, это из области «черного» юмора, некоторое утрирование ситуации. Однако, и то правда: практически все мои знакомые, хоть раз отведавшие этого кушанья, потом жестоко страдали желудком. Кто-то скажет: быть может, у них чересчур изнеженные организмы, но ведь отвратительное качество продающихся в российских городах «своеобразных лепешек с мясом и зеленью» (так определяет слово «шаурма» словарь) подтверждают и многократные санитарные проверки.
В той же Москве «своеобразные» лепешки пытались запретить неоднократно. Принимались решения, постановления, но вот незадача: шаурма по-прежнему здравствует, в то время как люди, поевшие ее, массово попадают на больничные койки. О продуктовой безопасности как о российской серьезнейшей проблеме не говорит сегодня лишь самый ленивый политик или чиновник, однако победить врага по имени шаурма до сих пор не удается.
Вот и в конце минувшего года санитарные службы столицы объявили войну уличным торговцам фаст-фудом. Главный столичный врач Николай Филатов по велению мэра Лужкова давно грозится избавить город от «неупорядоченной» торговли пирожками и сосисками в тесте и особенно шаурмой. По данным медиков, в Москве 17% нестационарных фаст-фудов не соответствуют санитарным нормам, а проверки палаток с шаурмой показали, что более половины «восточных деликатесов» и 79% салатных наполнителей для них содержат возбудителей кишечных инфекций. Напомним, в прошлом году московские чиновники приняли новые санитарные нормы для нестационарных объектов быстрого питания. Согласно им, все палатки должны быть обеспечены водоснабжением, канализацией, вентиляцией, освещением и отоплением. Кроме того, инструкции предписывают всем продавцам одеваться в чистые белые халаты и мыть руки только из бутылок с питьевой водой. Увы, все это в реальной жизни остается лишь благими пожеланиями…
Отчего так? Почему вообще качество товаров не только в страшноватых палатках, но и на куда более солидных продуктовых рынках, мягко говоря, оставляет желать лучшего? А если перейти от продуктов к вещам, то спросим: отчего купленные на вещевом рынке ботинки зачастую разваливаются через пару недель? Эти вопросы автор этих строк задал председателю организационного комитета выставок (конкурсов) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» профессору Александру Дворецкому.
- Александр Львович, даже в российской столице есть еще то, что, на мой взгляд, вообще находится за пределами всяких понятий о качестве товара. Вот общепит в виде шаурмы и подобных ей продуктов: это просто антисанитария, отрава. Сколько проверок и постановлений о запрещении продавать продукцию столь низкого качества уже было, но воз-то и ныне там! Отчего?
- А оттого что после постановлений сверху вступает в силу система «местных самоуправлений». Пошла взятка – начались «исключения». Там метраж оказался «достаточным», здесь условия хранения, приготовления допустимыми и пр. В итоге разрешение на продажу и то же ужасное качество. Однако и то правда, что все это существует благодаря невысокой платежеспособности населения: для очень многих людей «перехватить» шаурму или чебурек (пусть даже и с угрозой для здоровья) пока что единственная возможность поесть на скорую руку. Возьмем Москву. Тысячи людей едут в столицу из пригорода – и на каждой станции им предлагается именно это. Все другое куда дороже, да и ожидать его приготовления надо намного дольше. Дайте альтернативу – тогда можно «убивать» шаурму.
- А что в Москве с лотками? Политика московского Правительства – убрать их. Хотя товары там, конечно же, дешевле. Однако качество не радует, - и оттого, вроде, и в супермаркет пойти хочется, но придешь туда – там цены кусаются. Где же выход?
- А вам что нужно?
- Доступная цена и достойное качество. Мне не хочется ни переплачивать в супермаркете, ни брать низкий сорт в вагончике. Многие видят выход в ярмарках выходного дня – о них московские власти говорят как о достижении…
- Ярмарки выходного дня, увы, пока, во многом фикция. Я вот живу в Центральном округе, хожу на Тишинский рынок. И что? Это – продукция из регионов? Да ничего подобного! Да, стоят, вроде бы, граждане Российской Федерации, однако сама продукция, в основном, к России отношения не имеет. Вам, допустим, скажут, что, помидоры из Краснодара или Азербайджана, но ведь это неправда! Все это завезено из Турции или Испании…
- Но что-то, скажем, из Калужской области все же присутствует?
- Да, но в очень малом соотношении. Наверное, картошку или капусту вести из дальних рубежей нет смысла. Но и то смешно, что персики в октябре, вроде как из Узбекистана – это смешно для маломальского знатока. Они уже давно там отошли. Тогда причем тут, скажите, ярмарки российские и стран СНГ?
- Что же делать?
- Надо, чтобы Москва заключала с регионами на поставку сельхозпродукции прямые договора. Необходимо создавать хранилища для сельхозпродукции, устанавливать камеры глубокой заморозки, овощехранилища – на границах со столицей или в ней самой. Прямые договора – только они смогут решить дело! Иначе все безрезультатно. Опять столкнемся с чисто коммерческими интересами чиновников. Они прозрачны – «заграница нам поможет», а с региона навара никакого, одна морока.
- Мэр Москвы говорил в этом смысле о «возрождении советской сельхозкооперации»…
- Назовите отношения, какими угодно! Как говорится, хоть горшком обзови, – важен смысл: прямые договора с реальным поставщиком. Для своих нужен «зеленый коридор». Москва всегда была (по сравнению с провинцией) избалована продуктами: только в советскую пору ее действительно в основном кормили родные регионы, а теперь отчего-то Запад. Так давайте сместим акценты, это нетрудно: важно только чиновника переориентировать на то, что потребителю нужнее, а не чиновнику, в конце-то концов! Идея сельхозярмарок замечательна: но качество продукции на оных, увы, весьма низкое. Сроки ее хранения оставляют желать лучшего, многие сертификаты поддельные… Улучшим данный рынок, упорядочим его, – и все образуется.
- Не сказать, что на вещевых рынках качество продукции лучше. Юрий Лужков вообще поставил задачу вывести из столицы все потребительские рынки. «Наша задача, - заявил он - эти рынки с потребительской поляны убрать». Они, мол, реализуют дешевые товары низкого качества, которые население, конечно, покупает, но потом ругается, причем ругается не на рынки, а на власть.
- И здесь необходима кооперация с регионами России. Нужна система фирменных магазинов, где можно было бы купить те же ботинки по приемлемой цене и которые в то же время не развалились бы через месяц. Есть в Краснодарском крае производство, делающее вполне качественную обувь: ну и надо с ними торговать опять-таки напрямую – тогда цена не зашкалит. Можно работать по бартеру, Москва даст региону свою продукцию, тот в ответ ей - свою.
Сегодня же какая картина? Челноки везут товар из-за границы. Заработать, понятное дело, хочется, а путь недешев, аренда дорога, плюс куча взяток тем, кто вещевые рынки «крышует». Чтобы продать привезенное рядовому потребителю, пришедшему за достаточно недорогим товаром, приходится брать таковой вообще со свалки. И иначе быть не может. Ботинки с такого рынка в лучшем случае привлекательны с виду – сделаны же они из отходов на скорую руку. Прошел дождь – развалились. Один раз вам, возможно, их обменяют, но нельзя же с каждой парой день за днем ходить. Покупатель плюнет и идет тогда в фирменный магазин, однако там уже другой порядок цен. И человек со средней зарплатой загнан в угол, а уж о пенсионерах и говорить не приходится.
Что значит – «ликвидировать вещевые рынки»? Это же не решение проблемы, а его имитация. Сначала необходимо выработать некую конструктивную альтернативу, а уж потом заниматься ликвидацией отжившего. Уберем с улиц столицы эти позорные рынки, согласен. Но давайте вместо них наладим прямые поставки качественных товаров из российских регионов! Да, кстати, и сами эти рынки не зло, а зло – то, что продается на них, криминальная обстановка вокруг них и мизерные налоговые отчисления в городскую казну. Надо изменить систему функционирования вещевых рынков – и тогда от них тоже будет прок.
- Но почему регионам трудно пробиться на московский рынок?
- Потому что цена вопроса слишком высока. Это проблема коррупционного порядка. Не настолько богаты пока российские регионы, чтобы иметь возможность заплатить столько, сколько требуют московские торговые сети. Западные фирмы – могут.
- Западные цены - отечественные зарплаты… В этом корень недостаточного качества нашей жизни?
- Можно сказать и так. Как тому же москвичу купить квартиру, цена которой та же, что и на Манхэттене? Пообедать в ресторане, где расценки в лучшем случае сопоставимы с их аналогами в ведущих столицах мира?
А взять кредит в банке под проценты? Вот здесь сопоставления с Западом просто неуместны. И потому доступное становится синонимом некачественному.
Возьмем качество российского туризма – своего рода притчу во языцех. Почему оно такое? По ряду причин, но вот, скажем, не так давно ввели, вроде бы, правильную систему: для того, чтобы туроператоры не могли обманывать туристов, они должны обладать серьезным денежным обеспечением. Но где его взять? Вложить свои средства (а если их недостаточно?) или же оные должен гарантировать тот или иной банк, страховая компания? А не будешь иметь должного денежного обеспечения – не сможешь быть туроператором, придется работать лишь в качестве турагента.
Все это привело к монополии на туристическом рынке. Образовались очень крупные туроператоры, способные позволить себе соответствовать установленным финансовым требованиям, а «вся остальная мелочь» трудится турагентами, довольствуясь крохами с туристического стола. И агентства стали работать, как минимум, не лучше, ибо зависят напрямую от операторов, при том что последним вообще не стало смысла прикладывать сверхусилия, ибо – монополия! А ведь понятно, что дело-то не в величине денежного мешка, а в серьезности селекции, правильности сертификации – во всем том, что в итоге по-настоящему влияет на качество услуг. Маленькое турагенство, на самом деле, может работать куда лучше большого: надо видеть суть проблемы, а не скользить по верхам. Упрощенческий подход – большая беда, он всегда только стопорит решение проблемы, а не помогает ему.
- Кто виноват? Что делать?
- Виноваты те, кто управляют. Следовательно, нужно растить качественных управленцев – тогда будет возрастать и качество нашей жизни.
- Вернемся к шаурме. Медики много говорят о, мягко говоря, неполезности фаст-фуда вообще, прежде всего, выдаваемого Макдоналдсами. Но гамбургеры и кока-кола, тем не менее, переполняют Россию, хотя несколько лет назад, скажем, московские власти хотели противопоставить им русские бистро с кулебяками и квасом. А вот мой друг, побывавший недавно в Пекине, свидетельствует: там те, кто вынужден перекусить на бегу, едят исключительно китайское мясо с рисом в упаковке, в то время как посланцы дяди Сэма с их быстрой едой кое-как сводят концы с концами. И дело не только и не столько в китайских традициях: просто кулинары Поднебесной побили своих конкурентов качеством. В наших же бистро даже в центре Москвы всегда свободно…
- Мною самим был запатентован продукт под названием «Русский ларец», тоже некая система фаст-фуда. Но как мне его предлагалось развить?
Во-первых, требовалось определенное количество мест для реализации продукта. Для этого надо построить или закупить торговый модуль. Затем получить проходное место у чиновника. Сегодня это нереально – по ценам. Но если этого и добиться, неподъемной окажется величина аренды. Мы упираемся в нехватку средств, коррупцию.
Но чем моя ситуация все же отличается от ситуации с московскими бистро? Я даже не стартовал, а бистро дали «зеленую улицу», их настроили в удобных местах, разрекламировали… А потом о них… забыли. Бистро погубила отвратительная система управления. Она привела к низкому качеству и высоким ценам. Люди, запустившие московскую программу, посчитали свою миссию выполненной. А надо было смотреть, как программа развивается, мониторить ее. И – корректировать.
Кстати, ведь поначалу качество продукции бистро было вполне приличным. Упало? А где был Департамент потребительского рынка и услуг? Общество защиты прав потребителей? Другие инстанции, анализирующие и контролирующие качество продукции?
Макдоналдс работает мощно и постоянно. Мы же по-прежнему в плену кампанейщины.
- На пути улучшения качества всей нашей жизни, по общему признанию, стоит коррупция…
- Безусловно, это так. На практике пока что человек, занимающийся производством, бизнесом, встречает бюрократа-взяточника на каждом шагу. Постоянно создаются все новые и новые бюрократические барьеры, и каждый из них явно подпадает под определение коррупции.
Ну, допустим, что такое – постоянная модификация контрольно-кассовых аппаратов? Для чего это делается? Вы не можете не приобрести эти самые новые контрольно-кассовые машины, не осуществить их наладку, - значит, вынуждены отдать часть своей прибыли в руки тех, кто производит, поставляет, налаживает то, что ничего не дает реальному производству. А ведь кто-то еще придумал «необходимость» новых ККА! Он тоже не пожелает остаться в накладе.
Или вот та же борьба с беспорядочной торговлей на столичных улицах. Она нужна, но под нее в определенный период отчего-то была придумана унифицированная система торговых модулей в городе. Понятно, что есть структура, которая их производит, она получает заказ, рынок. Кому-то это надо, а производству и бизнесу? Потребителю?
Не секрет, что в Москве дороже всего «договориться» с санэпидемстанцией, пожарными, массой прочих контролеров. И, увы, более всего они вредят не тем, кто уже прочно стоит на ногах и развивается, но только что зарождающимся предприятиям и компаниям – прежде всего, в малом бизнесе. Общеизвестно, что весь цивилизованный мир родился из малого и среднего бизнеса, в нем залог успеха любой экономики. А у нас этим как раз особенно плохо.
Требуется упростить до самого минимума условия регистрации предприятий и компаний и, напротив, максимально облегчить условия аренды помещений. Требования по СЭС на сегодняшний день просто драконовские: нужно иметь и горячий, и холодный, и рыбный, и овощной цеха… Если вы захотите, скажем, открыть ресторан, самостоятельно получать продукты, готовить из них блюда и подавать клиентам на стол, то, выходит, только кухня должна составить как минимум 200 кв. метров! Плюсуете зал – и получаете минимальные 350-400 кв. метров! С учетом сегодняшний московских расценок на аренду площадей, как говорится, редкий предприниматель «долетит» даже до середины намеченной цели. Если же кому-то и удается открыть дело, то тут уже за голову хватается потребитель. Производитель сложил все расходы – и вот в меню цены, от которых аппетит пропадает у самого голодного.
- А если мы видим кафешку с малой площадью…
- Это означает, что она «стоит» на взятке – той же СЭС, закрывающей глаза на несоответствие норм. В лучшем случае работает на разогреве полуфабрикатов. Но такой продукцией способны прельститься немногие: поэтому подобные заведения никогда не конкурентоспособны.
Часто слышим: малому бизнесу предлагаются кредиты! Но кто его возьмет на сегодняшних условиях? А если и сделает это кто-то особо рисковый, то развиваться все равно он не сможет, так как ему придется отдавать все предназначенное на это самое развитие банку за погашение кредита.
И еще. Сегодня крайне важно разработать систему подготовки предпринимателей малого бизнеса. Ибо люди хотят занимать малым бизнесом, но не знают, как это следует делать. Куда «ткнуться», чтобы чиновник сразу не «раздел» при попытке создать ЧП, ПБОЮЛ или малое предприятие по упрощенной системе налогообложения? Как писал классик, нет ответа.
Но, как всегда, в России мы надеемся на лучшее. Не из таких еще ям выбирались.