Издревле было известно, что здоровье человека обусловлено внутренней гармонией его организма. Так, Гиппократ считал, что за здоровье отвечают смешанные в правильных пропорциях четыре жидкости: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Жди беды, если нарушатся пропорции, предостерегал великий врач древности: «В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающего незримую гармонию». Каждому из четырех соков, согласно Гиппократа, соответствует определенный темперамент: крови – сангвинический, слизи (флегме) – флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи – меланхолический. В работах Гиппократа «Deaereaquisetlocis» и «Epidemiorumlibriseptem» также приводятся наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы: времени года, ветра, воды, а также воздействием указанных влияний на здоровый организм человека. Гиппократ делит причины болезней на 2класса: общие (вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности) и личные (условия жизни и труда, питания, возраст и т.д.).

Представители методической школы, образованной в древнем Риме (2 век н.э.) учениками Асклепиада (Темисон Тралльский, Соран Эфесский и др.) считали, что жизнедеятельность человека обеспечивается не только соотношением жидкостей – соков (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение). Соединения жидких и твердых частиц создают состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обуславливает здоровье. Этим самым врачи методической школы ввели в медицину идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь. Врачи того времени исходят из убеждения, что здоровье – это не только отсутствие болезней, т.к. нет людей не предрасположенных к болезни.

Со времен Галена врачами было введено понятие «третье состояние», когда человек находится в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. По Галену, существуют 3 состояния человеческого тела: «Здоровье – состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь – противоположное состояние; третье состояние – ни здоровье, ни болезнь». Гален впервые ввел в медицину понятие о действии болезнетворной причины, назвав ее patos, что в современном понимании означает патология, а состояние организма, вызванное данной причиной, он назвал nomos, т.е. болезнь.

Теоретическая медицина вплоть до эпохи Возрождения, ознаменовавшейся революцией в анатомии, практически не развивалась. Пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии оставались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса. В это время основой всякого знания являлось учение Аристотеля, всякое позитивное знание имело право на существование лишь как средство для иллюстрации теологических истин. Хотя теоретические построения Парацельса, главным образом, исходили из традиций алхимии, он первый сумел взглянуть на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. Он учил, что в составе живого тела участвуют те же «элементы», которые входят в состав всех тел природы, а именно: ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают различные заболевания. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому его учение называется ятрохимией. Парацельс выделял 4главные группы причин болезней (entia): 1) ens astrale — космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale — причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis - наследственные аномалии, 3) ens spirituale -психические влияния и 4) ens Deale - Божье попущение.

Не потеряли до сих пор своей актуальности вывод древнеримского философа Сенеки: умение продлить жизнь – в умении не сокращать ее, а также классический принцип Ювенала: «Mens sana in corpore sano bonum magnum est (здоровый дух в здоровом теле – благо)».

Линней («Система природы», 1735) впервые указал на положение человека в животном мире, поместив его в класс млекопитающих, отряд приматов в составе рода и вида Homo sapiens. Бюффон («Естественная история животных») изучил особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм и некоторые аномалии развития человека. Поворотным моментом в развитии антропологии явился выход в свет книг Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

Древние египтяне, греки и римляне знания в области медицины СЙЙ черпали на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии. Так, например, система Йога, являющаяся бесценным сокровищем философии индийского народа, акцентирует свое внимание на здоровье и профилактике болезней, что позволило ей раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития человека. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма, как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания они считали способность сопротивляться болезни, преодолевать ее.

И древневосточные целители помогали защитным механизмам организма победить болезнь. Они оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.

Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: представление о зависимости существования человека от четырех стихий – солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма – алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма, то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что дает начало здоровью или болезни. Иранцы выдвинули учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако, как они считали, более важную роль играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму.

Медицина в Иране определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии, поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания, как правило, гигиенического характера.

Похожая трактовка здоровья отмечается и в документах древнеиндийской медицины: болезнь объяснялась неравномерным соединением 5 (по другим данным – 3) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, большое значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, изменению климата, возрасту. В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, которые могут рассматриваться как меры по охране народного здоровья.

Понятие о трех началах, из которых состоит все существующее в природе (о газе, слизи и желчи), является краеугольным камнем тибетской медицины. Эти элементы находятся в постоянном движении: гармоническое сочетание их обозначает физиологическую норму, нарушение – патологию. Их соотношение определяет темперамент и характерологические особенности каждого человека. Чтобы прожить весь век в здоровье, следует отбросить вредные привычки, порочное поведение, т.к. они удручают тело, органы чувств.

Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь – гипофункция отдельных органов или организма в целом. Когда эти начала уравновешены, то человек здоров. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

На всех этапах развития человеческого общества жизнь человека протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и в развитии народной и научной медицины.

Определение понятия «здоровье» значительно сложнее, чем понятие «болезнь». Для большинства людей и практически для всех медицинских работников здоровыми являются все те, кто не болен.

Более тысячи лет назад известный врач и философ Среднего Востока Авиценна предложил классификацию состояний организма, в которой из 6 классов только 2 относились к болезни, а 4 отражали разные уровни здоровья.

В 50–б0-е годы ХХ столетия крупный советский патолог И.В. Давыдовский (1962) разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил.

Учение канадского патофизиолога Ганса Селье (1976) о стрессе создало важные предпосылки для выделения в реакциях организма неспецифического компонента, обусловленного мобилизацией функциональных резервов на разнообразные воздействия. Так, истощение функциональных резервов ведет к поломке адаптационных (приспособительных) механизмов с последующим развитием болезни.

При обилии информации о природе, течении и исходе болезней клиническая медицина до сих пор не располагает сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивида. Многочисленные попытки найти определение самому понятию «здоровье» не привели к удовлетворительному результату из-за отсутствия методологического базиса, общепризнанных критериев, методов исследования.

Без философского подхода к понятию «здоровье» невозможно познать его сущности. Существует значительное число определений понятия «здоровье». В большинстве случаев они исходят из того, что здоровье – конкретное, качественно специфичное состоянием человеческого организма, которое обеспечивает достижение им своего функционального оптимума. Многие ученые пришли к мнению, что здоровье зависит от возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей человека. Для каждого человека существует много вариантов здоровья. В связи с этим можно говорить об определенном диапазоне здоровья, охватывающим все проявления нормальной жизнедеятельности организма. Иными словами, это диапазон от «абсолютного здоровья» до появления признаков болезни.

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для человечества, где налицо наибольшее обострение противоречий, порождаемых текущими и ожидаемыми в будущем ситуациями, где диспропорциональные состояния достигли или могут достигнуть в обозримой перспективе катастрофических последствий. Гегель писал о том, что «здоровье» состоит в равномерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего он не мог бы преодолеть». То есть Valetudo bonum optimum - «здоровье – наивысшее благо». Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. «Здоровье – всему голова»,- гласит русская пословица. «Здоровье – самое большое богатство»,- вторит ей болгарская мудрость. Здоровье – сама жизнь с её радостями, тревогами, творческим взлетом. В. А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Борьба за здоровье начинается лишь тогда, когда появляется идея хорошего здоровья и страстное желание осуществить задуманное. «Здоров тот, кто стремится быть здоровым»!

Успешное сохранение и укрепление здоровья конкретного человека может быть достигнуто при условии, если будут разграничены 2 полярных состояния – здоровье и болезнь, а также выделены переходные состояния от здоровья к болезни (состояние предболезни). Еще Стефан Цвейг напоминал о том, «что ни один врач не должен бы с чистой совестью произносить даже такие слова, как «здоров» и «болен», – кто знает, где кончается здоровье и начинается болезнь»? «Можно ли разделить здоровье и болезнь? Где мера того и другого, где граница между ними?» – спрашивал И.В. Довыдовский (1962).

Современная медицина преимущественно ориентируется на диагностику болезней и оказание помощи больным людям, забывая о здоровье здоровых людей. Несмотря на то, что постоянно подчеркивается необходимость ранней диагностики заболеваний, вряд ли такой путь может вести к действительному и существенному улучшению состояния здоровья. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, здоровье людей, лишь на 25–30% зависит от уровня развития медицинской науки и практики, а в основном – от окружающей среды, уровня материального состояния, личных усилий каждого человека по сохранению своего здоровья.

Несмотря на изменения условий жизни и труда, а также самого человеке медицина продолжала развиваться в рамках сложившихся традиций в надежде, что ей под силу решить все настоящие и грядущие проблемы. Но излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. Мало того, пишет И.И. Брехман (1990): «…в организме человека нередко оставался след от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими, физическими, химическими, биологическими факторами». Достижения медицины должны состоять в том, что очень многим она в той или иной степени возвращает здоровье.

Клиническая медицина продолжает ориентироваться не на индивидуальную норму, а на статистические показатели популяционных «норм». Профилактическая медицина, хотя и основывается в первую очередь на практическом врачебном опыте, не может обойтись без теоретических обобщений, касающихся феномена здоровья. В своем развитии она пока еще не успела «дозреть» до индивидуального сопровождения каждого человека, а главным препятствием тому явилось старое примитивное понимание сути профилактики.

Хорошо известно, что при использовании самых современных методов лечения, медицинские работники не могут со 100 % гарантией вернуть здоровье, то есть полностью вылечить больного человека. Широко распространено убеждение, что для того, чтобы сохранить и улучшить состояние здоровья, необходимо иметь здоровое общество. Чтобы успешно продвигаться в решении этой задачи нужно иметь четкое представление о том, что же такое здоровье, какой смысл следует вкладывать в это понятие, что характеризует здоровый организм? Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии (1978) говорится, что «здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений». Представление о том, что «здоровье» – это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медицинской общественности нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья.

Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды. Здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и, как результат этого, согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющихся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые ученые при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Другие подчеркивают, что здоровье – это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

Здоровье в последние время определяют как нормальное состояние организма, обеспечивающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой. Для каждого человека здоровье – основополагающая движущая сила, на которую влияют культура, условия жизни, биологические характеристики, избранный индивидом образ жизни, а также социальная, духовная, экономическая, физическая окружающая среда.

• Прежде всего, здоровье – это адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды. Говоря проще – это способность организма легко приспосабливаться, адаптироваться к условиям своего существования.

• Вторая черта – это сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим качеством не просто способность трудиться в широком смысле этого слова, а способность трудиться на своем рабочем месте, выполняя свой профессиональный долг.

• Третья черта – сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у здорового человека серьезных физических дефектов, повреждений. Здесь также следует отметить, что речь не идет об отсутствии вообще каких-либо повреждений внешних покровов или внутренних органов человека, а только о тех, которые бы ограничивали его профессиональную трудовую деятельность, нарушили бы адаптивные возможности организма.

Важно то, что только в совокупности названные 3 черты дают представление о том, что следует понимать подпонятием «здоровый человек». Естественно, что приведенные выше определения здоровья относятся ко всем людям независимо от возраста.

Анализируя различные подходы к понятию «здоровья», наиболее рационально говорить о здоровье, разделив его на 6 групп:

• здоровье как состояние;

• здоровье как свойство организма;

• здоровье как совокупность статистических характеристик;

• здоровье как развивающийся процесс;

• здоровье как мера жизненности;

• здоровье как новое качество, связанное с возрастом.

Широкий спектр указанных возможностей может быть сгруппирован с тремя функциями человека: физической, психической, нравственной. Две последние образуют психологический (душевный) компонент здоровья, который является отличительной сущностью человека от всего живого. Поэтому здоровым можно считать только человека одинаково благополучного как физически, так и духовно.