Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем — это начальный этап общения. Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами.

Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая причина — психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья причина — когда человеку невольно приписываются качества другого человека, внешне на него похожего. Четвертая причина — человеку могут приписываться качества того социального типа, к которому он отнесен на основе его внешних данных.

Рассмотрим подробнее эти причины. В человеческом сознании давно укоренились не совсем верные представления о связи некоторых черт внешности с чертами характера человека. Например, высокий лоб обычно воспринимается как признак ума, а узкие и плотно сжатые губы интерпретируются как признак жестокости, выдающийся вперед и четко очерченный подбородок говорит о якобы волевых качествах и т.д. Если восприятие подвержено этим не совсем научным суждениям, его представление о человеке может оказаться очень далеким от действительности. Поэтому он должен постараться от них избавиться. Формирование отношения к человеку на основе его привлекательности является типичной ошибкой. Если человек сразу понравился вам внешне, то вы непроизвольно облагораживаете его в своих глазах, охотнее приписывая ему положительные качества, нежели отрицательные. И, наоборот, неприятное впечатление от внешности распространяется и на восприятие его внутренних качеств. Данное явление в психологии получило название «Эффект ореола».

В повседневной жизни часто человек переносит достоинства своих друзей или недостатки недругов на людей, внешне на них похожих. Многие из нас замечали, как трудно бывает преодолеть неприязнь к малознакомому человеку, если он внешне похож на нашего заклятого врага, и, наоборот, нас тянет к тем, кто хотя бы внешне напоминает дорогих нам людей. Нередко человек переносит на других свои собственные качества. Люди корыстные, мелочные и злые, как правило, считают, что их окружают такие же злые люди, которые пекутся только о личных интересах. Люди альтруистичные, добродушные и открытые видят мир в другом свете. Все им кажется таким же милыми и добрыми. Накапливая жизненный опыт, человек учится более точно распознавать сущность людей, правильнее определять причины их поступков. Искаженное представление о человеке бывает в случае отнесения его к какой-то конкретной социальной или профессиональной группе на основе внешних данных. По внешности человек невольно пытается определить род занятий другого человека, его положения в обществе, круг общения. В сознании людей укоренилось представление о том, что если человек принадлежит к определенному социальному слою или профессиональной группе, то он якобы обладает и определенным набором личностных черт, характерным для данного социального слоя или профессиональной группы. Так называемый «образ типичного представителя» в науке получил название стереотипа. Например, отнесение человека к слою интеллигенции нередко сопровождается автоматическим приписыванием ему таких качеств, как воспитанность, сдержанность, благородство и т.д., хотя это не всегда оправданно. Существуют и национальные стереотипы: «южанина», «северянина», в соответствии с которыми от южанина обычно ждут экспрессивного и энергичного поведения, а от северянина — спокойного, сдержанного.

Тем самым восприятие другого человека всегда оказывается субъективным, т.е. немного искаженным по сравнению с действительным. Зная причины искажения в восприятии человека, можно избежать грубых ошибок в формировании первого впечатления об окружающих людях. Причина неверного впечатления о человеке заключается не только в нас самих, но и исходит от окружающих. Так, например: двум группам людей, сидящим в разных комнатах, была показана одна и та же фотография мужчины, с просьбой описать его характер, поведение, интересы. При этом экспериментатор поставил разные задачи: первой группе он сообщил, что они увидят фотографию преступника, а второй группе он представил фото того же мужчины в качестве ученого. В результате на один и тот внешний портрет были получены совершенно разные психологические суждения. Внешность того мужчины интерпретировали по-разному. Выдвигающийся вперед подбородок мужчины свидетельствовал в первой группе о жестокости и неумолимости данного человека, а во второй группе — о волевых качествах его обладателя. Сдвинутые надбровные дуги в первой группе воспринимались как проявление коварных замыслов преступника, а во второй — как напряжение от долгой мыслительной работы ученого. Поэтому информация, полученная о человеке до знакомства с ним, может оказать существенное влияние в дальнейшем на характер оценки его внешних и внутренних качеств. До сих пор речь шла о том, что влияет на формирование первого впечатления о человеке.

Что же можно сделать, чтобы добиться наиболее благоприятного впечатления о себе?

Рассмотрим факторы, определяющие впечатление о человеке и положительный эффект в общении. Это внешний вид, речь, позы и жесты человека; дистанция общения и расположение партнеров друг относительно друга. Важный психологический фактор неречевого воздействия — это внешний облик человека, который проявляется и в манере держаться, и в языке поз и жестов.

Внешний вид человека играет большую роль во взаимоотношениях с другими людьми, особенно при краткосрочных встречах. Человеческое лицо чутко отражает не только наше душевное состояние, но и постоянные занятия и склонности. Лицо является не только зеркалом души, но и всей нашей жизни. Рано или поздно на нашем лице находит отражение прожитая жизнь, формирующая нашу внешность. Жизненная мудрость гласит: «После 30 лет каждый человек ответственен за свое лицо». К этому времени то, что зависит только от нас уже перевешивает то, что дала нам в свое время природа. Если человек ведет жизнь пустую, мелкую и беспорядочную, глаза становятся пустыми, без «искорки» черты мельчают и лицо портится. Напротив, жизнь полная событиями, интересная и делает наше лицо выразительным и красивым. Выражение лица — это визитная карточка внутреннего мира человека. Посредством одной только мимики лица можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Наибольшей силой эмоционального воздействия является улыбка, способная без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление партнеров к общению, улучшать их взаимопонимание. С французским писателем Сент-Экзюпери произошел случай, который он описал в «Письме к заложнику». Когда он приехал в Мадрид в качестве корреспондента парижских газет, то по нелепой случайности был задержан республиканским патрулем и чуть ли не был расстрелян. Писатель не знал местного языка и не смог объяснить цель приезда в страну, и поэтому между ним и солдатами возникли безнадежная пропасть непонимания. Но тут произошло чудо, спасшее ему жизнь. Это была его улыбка. Когда Сент-Экзюпери попросил у своего конвоира сигарету, он едва улыбнулся. Какова же была реакция солдата?! «Человек сначала выпрямился, медленно провел рукой по лбу, потом посмотрел уже не на мой галстук, а мне в лицо, и к моему изумлению, улыбнулся тоже. Это было как рассвет…».

Конечно, дело не столько в улыбке.

Следующий момент внешнего облика, на который люди обращают значительное внимание — это манера одеваться. Существуют интересные взаимосвязи между манерой одеваться и мнением, которое складывается об этом человеке. Как показали исследования, по одежде человека составляется представление об его авторитете, о том, можно ли ему доверять. Оказывается, что, чем темнее и традиционнее одежда, тем больший авторитет она создает. Если человек хочет создать впечатление престижа и значимости, психологи советуют иметь в своем гардеробе одежду темных тонов: темно-синяя, коричневая или темно-серая и всегда самого лучшего качества. На службе одежда должна показывать, что человек находится при исполнении служебных обязанностей. Форма одежды требует внутренней собранности, дисциплинированности. Отношение к форменной одежде свидетельствует не только об индивидуальных качествах (аккуратности, собранности и т.п.), но и о том, как он воспринимает свою профессию.

Один из главных элементов привлекательности человека — его речь. Поэтому необходимо позаботиться о ней. Еще древний философ Плутарх заметил, что «в речи гораздо более, нежели в лице открывается характер человека». Речь несет в себе информацию сразу о нескольких очень важных характеристиках. Так, например, правильность языка свидетельствует об уровне образования (или самообразования) и культуры, содержание речей — об уме и нравственности, а богатство и характер интонаций говорят об эмоциональности и настроении человека. Не случайно для оценки эмоционального состояния космонавтов используется метод анализа речи (ее темпа, интонаций и т.п.). Нужно всегда следить за своей собственной речью и внимательно слушать речь других: анализировать не только содержание сказанного, но и его внешнюю сторону, которая позволяет глубже понять личность собеседника. Известно, что, привыкнув к определенной манере разговора, человеку бывает нелегко перестроиться и начать разговор в том стиле, которого требуют обстоятельства. Поэтому полезно совершенствовать свою речь: постоянно обогащать словарный запас, учиться правильному построению фраз. В этом помогает чтение художественной литературы.

Не менее важный фактор общения — язык мимики и пантомимики, поз и жестов. Увлекшись общением, человек, как правило, утрачивает контроль над своими движениями и порой «рассказывает» языком телодвижений то, что на самом деле хотел бы скрыть от собеседника. Поэтому знание информации, которую несут в себе жесты, движения, позы, важно, по крайней мере, с двух точек зрения: во-первых, чтобы лучше понимать состояние собеседника, а, во-вторых, чтобы контролировать внешнее проявление своих переживаний. Большое значение имеет информация об «открытости» или «закрытости» собеседника. Открытость — это расположенность человека к общению, к непринужденному восприятию информации и взаимному обмену нужными сведениями. Закрытость собеседника ведет к затруднительному и малоэффективному общению с ним. О закрытости собеседника в первую очередь говорят перекресты рук или ног. Если один из беседующих «скрестил руки», то это чаще всего вызывает аналогичный жест и у собеседника, и тот закроется тоже, если был до этого открыт. Скованность, напряженность, мышечная «зажатость» одного из партнеров так же действует и на другого. Здесь срабатывает так называемый принцип зеркала. Открытость или закрытость собеседника может проявляться в том, застегнут или расстегнут у него пиджак. В строгой, официальной или напряженной ситуации он всегда застегнут на все пуговицы. Расстегнутый пиджак говорит о склонности человека к более открытому и непринужденному общению. При исполнении служебных обязанностей одежда служащего должна быть застегнута.

Многие жесты, которые производит человек, когда общение его не интересует, хорошо известны. Например, если человек сидит, подперев голову рукой, смотрит по сторонам, отвлекается, постукивая пальцами по столу или ногой по полу. Часто в таких случаях люди посматривают на часы, передвигаются на кончик стула, всем своим видом давая понять, что они хотят уйти. Если человек пытается симулировать внимание, то сидит прямо, голова — тоже прямо, и глаза не мигают. Будьте уверены, что в мыслях он далеко от вас. Когда человек действительно внимательно слушает, взгляд его направлен только на собеседника, но глаза мигают, и голова обязательно наклонена вбок. Если информация для человека звучит убедительно, глаза его широко раскрыты, иногда раскрыт рот, корпус подается вперед, голова тоже старается приблизиться к говорящему. Если же человек настроен критически, то при том же наклоне головы глаза будут скорее прищурены, корпус откидывается назад, как будто человек хочет выйти из-под влияния говорящего. Руки и ноги часто скрещиваются, что свидетельствует о попытках закрыться и остаться при своем мнении. Иногда человек невольно качает головой вправо-влево, как бы говоря самому себе: «Нет. Не так, не согласен».

Если человек не уверен в себе или в том, что он говорит, об этом свидетельствуют следующие признаки. Человек немного сутулится, мнется (поводит плечами), чаще обычного мигает и что-то делает руками; крутит ручку в руках или перебирает ненужные бумаги. Если человек еще и взволнован и пытается себя успокоить, одна его рука крепко сжимает (или пощипывает, или потирает) другую. Состояние неуверенности часто сопровождается тем, что человек поднимает руки к лицу, прикрывает рот рукой или дотрагивается до носа. Касание носа — очень характерный жест, выражающий неуверенность человека. Однако не всегда легко догадаться, в чем он сомневается, то ли это общая неуверенность, то ли он не уверен именно в этом мнении, то ли колеблется — говорить это или не стоит.

Если человек уверен в себе, то это выражается в следующем. Он держится прямо, не сутулится. Ходит широкими шагами, живот немного вперед. Если стоит, то ноги расставлены достаточно широко. Голова держится без наклона, прямо, на «высокой» шее. Глаза направлены прямо на собеседника, взгляд немного сверху или, по крайней мере, «на равных», мигает редко. Руки спокойны, к лицу не подносятся и свободно висят по сторонам или спокойно сложены на животе. Если руки на бедрах — это знак энергичности, готовности к немедленным действиям. Если человек сидит за столом, руки спокойно занимают большое пространство. Возможен характерный жест: складывание пирамидкой кончиков пальцев (ладошки вместе, как будто аплодисменты самому себе) — это также признак уверенности в себе.

Если человек хочет освободить собеседника от общения, дать ему возможность прийти в себя, собраться с мыслями, передохнуть, принять самостоятельное решение — ему нужно отвести свой взгляд от партнера. Вообще взгляд имеет огромное значение в процессе общения между людьми. Неслучайно при разговоре люди смотрят именно в глаза друг другу, потому что глаза являются наиболее точным выразителем состояния партнера, степени его заинтересованности в разговоре. Глазами можно выразить очень многое, поэтому психологи выделяют даже особый вид общения — общение глазами.

В заключение следовало бы подчеркнуть, что аккуратная и подтянутая форма одежды, доброжелательное и приветливое выражение лица, прямая осанка — вот что способно вызвать расположение, симпатию и уважение к вам.