Курение занимает лидирующее положение среди факторов образа жизни, оказывающих отрицательное влияние на здоровье. Об этом свидетельствуют многочисленные убедительные данные, полученные учеными разных стран. В мире от причин, непосредственно связанных с курением, ежегодно умирают около 3 млн. человек. В России связаны с курением 42% всех случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет и 1/3 всех случаев смерти от онкологических заболеваний.
Несмотря на губительные последствия курения, распространенность его в России одна из самых высоких в мире. В настоящее время у нас курят около 50% мужчин и 15% женщин и имеется тенденция к росту этого показателя. Так, в возрастной группе 20-29 лет курят около 60% мужчин и 25% женщин. Неэффективность мер борьбы с курением в нашей стране в немалой степени связана с отрицательным примером медицинских работников.
Между тем во многих развитых странах снижению распространенности курения среди населения предшествовало снижение ее среди врачей. В США, например, доля курящих врачей составляет 9%, в Люксембурге — 12%, в Финляндии — 3-7% и частота курения — соответственно 29; 34 и 18-28%. Там, где ведется борьба с курением, за последние 20-30 лет доля курящих снизилась в 2 раза и более и продолжает снижаться ежегодно на 2-3%. Эти данные свидетельствуют о том, что бытующее в нашей стране мнение о бесперспективности каких-либо мер в решении проблемы табакокурения безосновательно.
Безусловно, отказ медицинских работников от курения сыграл бы значительную роль. Но, помимо положительного примера, существуют специальные способы помощи лицам, желающим отказаться от курения. Осознание необходимости этого часто приходит с возрастом в связи с появлением болезней, непосредственно связанных с курением. Установлено, что в возрасте старше 40 лет около 60% курящих высказывают желание бросить курить и еще 20% — сократить число выкуриваемых сигарет. Степень мотивации отказа от курения у людей различна. Одни только высказывают такое желание, но ничего не делают для его осуществления. Другие предпринимают различные, иногда многократные попытки бросить курить. Однако в большинстве случаев при стаже курения более 5-10 лет без специальной помощи отказаться от этой привычки, как правило, не удается, поскольку уже развилась выраженная в разной степени психологическая и фармакологическая зависимость, для преодоления которой нужна специальная психотерапевтическая и медикаментозная помощь.
По нашим данным, полученным в ходе специального опроса, потребность в медицинской помощи с целью отказа от курения высказывают 35% курящих, но, поскольку многие не осознают степени своей табачной зависимости, на самом деле таких людей значительно больше.
Большинство людей курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут бросить. Никотиномания — болезнь, требующая определенной помощи и лечения.
Предлагаемый комплекс методов помощи в отказе от курения доступен для освоения и применения в том или ином объеме как врачам, так и среднему медицинскому персоналу в условиях консультативного приема в лечебно-профилактических учреждениях.
Рациональная психотерапия осуществляется в форме целенаправленной беседы с пациентом, при которой у него формируются и закрепляются следующие установки: «следует прекратить курить по таким причинам (еще раз перечислить или записать на листе бумаги основные доводы за отказ от курения, характерные для данного пациента)»; «курение — не просто привычка, а никотиномания, для преодоления которой требуются определенные усилия и приемы».
Главное условие успешного преодоления табачной зависимости — наличие у пациента твердой моральной установки: «Я обязательно брошу курить», «Я не раб этой привычки», «Я избавлюсь от табачной зависимости, которая рано или поздно сделает меня инвалидом и укоротит жизнь».
Существуют приемы, позволяющие успешно преодолеть табачную зависимость и вырваться из табачного плена. Соответствующие беседы могут быть индивидуальными и групповыми. Можно использовать прослушивание коротких лекций, записанных на магнитофон, или просмотр на видеомагнитофоне специально подготовленных материалов.
Поведенческая терапия заключается в обучении пациента приемам преодоления табачной зависимости. У пациента выясняют, в каких ситуациях у него возникает наиболее сильное желание закурить, и определяют, как избегать таких ситуаций путем переключения на другие занятия или изменения в распорядке дня. Рекомендуется дома и на работе убрать все предметы, связанные с курением (пепельницы, сигареты, зажигалки, спички); избегать общения с курящими, особенно тогда, когда они курят или могут закурить; сообщить окружающим и близким, что вы бросили курить.
Обсуждаются также приемы подавления курительного рефлекса (например, с помощью жевательной резинки); рекомендуют в свободное время держать в руках какой-либо предмет (кистевой эспандер, четки, брелок, карандаш и т.п.), регулярно чистить зубы (2 и более раз в день) и обратить внимание на то, что через несколько дней после отказа от курения зубы очищаются от желтого налета. Советуют повысить физическую активность путем регулярных занятий гимнастикой, бегом, пешими прогулками, больше пить (исключая алкоголь и кофе) — это ускоряет выведение табачных токсинов из организма; предписывают также максимально занять полезными делами свободное время. При внезапном остром желании закурить, следует встать, начать двигаться, постараться занять себя чем-то, позвонить кому-нибудь по телефону, выйти в другое помещение или на улицу; можно также задержать дыхание на вдохе или выдохе на 10-20 с.
Аутогенная тренировка включает в себя выработку основных доводов за отказ от курения. Следует запомнить их и мысленно или вслух периодически повторять и прежде всего — при появлении желания закурить. Возможно также «самокодирование», которое может быть не менее эффективным, чем любое внешнее кодирование. Рекомендуется выработать для себя формулу цели, убеждения по типу: «Я должен избавиться от этой бумажной ядовитой соски, которая рано или поздно сделает меня инвалидом и сократит жизнь»; «Я бросил курить и выдержу, никаких компромиссов и послаблений, я больше не курю, без сигарет я чувствую себя гораздо лучше».
Медикаментозная терапия преследует две основные цели: помощь в преодолении фармакологической зависимости от никотина; терапия синдрома отмены табака, проявляющегося раздражительностью, утомляемостью, головными болями, потливостью, повышением слюноотделения, усилением кашля и др. Развитие абстинентного синдрома закономерно и обусловлено психосоматической реакцией организма на прекращение поступления в организм привычных соединений и начавшейся дезинтоксикацией организма. Обычно это синдром проявляется только на протяжении 1-го месяца после отказа от курения. Тем не менее он может ухудшать самочувствие, вызывать тревогу. Поэтому целесообразна как профилактика, так и терапия синдрома.
В целом характер и объем медикаментозной терапии при лечении табачной зависимости определяется индивидуально с учетом характера курения, выраженности никотиновой зависимости, общего состояния здоровья, сопутствующих заболеваний, симптоматики абстинентного синдрома.
При оказании помощи в отказе от курения могут применяться седативные средства (настойка валерианы, валокордин и др.), биостимулирующие препараты (настойки лимонника, аралии, заманихи, женьшеня, экстракт элеутерококка, пантокрин), отхаркивающие средства (настойка эвкалипта, экстракт термопсиса).
Лицам с выраженной табачной зависимостью можно рекомендовать средства, имитирующие действие никотина (гидрохлорид анабазина, цитизин), а также никотинсодержащие средства для заместительной терапии, например никорет, никотинелл. Продолжительность лечения этими препаратами определяется индивидуально.