И.В.Островская, кандидат психологических наук
Слово «паника» происходит от имени Пана, бога пастухов в греческой мифологии. Известный зоолог А.Брем описывал, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, целые стада овец или коз, полностью выйдя из-под контроля, бросались в воду, в огонь, прыгали в пропасть или неподвижно застывали на одном месте. В это время их могло заносить снегом, заливать дождем, они могли замерзать, гибнуть от голода, но не делали никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибали не одно и не два, а тысячи животных...
Из сказанного следует, что паника — явление массовое. Некоторые авторы рассматривают панику как «стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха». Согласно другой точке зрения, следует различать индивидуальную, групповую и массовую панику. Третьи определяют панику как «состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля». Часто панические состояния вызываются невротическими страхами, т.е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия — «ужас, вызванный кажущейся опасностью».
Известно, что паника возникает далеко не в любой группе людей. Факторами, наиболее важными для ее развития, являются:
- состояние тревоги и неуверенности, овладевшее или владеющее человеком или группой людей;
- наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, преувеличивающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий.
Важную роль играют психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы) и следующие его (их) психические свойства: эмоциональная стабильность, психическая выносливость, способность принять вызов – убежденность в том, что стрессы – часть нашей жизни, в них содержится возможность роста; уровень психического здоровья в целом.
На возникновение паники влияет и наличие в толпе так называемых паникеров. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена многочисленная группа людей.
В очень редких случаях паническая толпа складывается из суммы перепуганных индивидуумов. Классическим стал пример массовой паники, возникшей в США 30 октября 1938 г. при передаче радиоспектакля по роману Г.Уэллса «Война миров», в котором страшные марсиане-кровопийцы прилетели на Землю и начали истреблять человечество. Передача была оформлена таким образом, что у слушателя создавалось впечатление прямого репортажа. Мастерски было спланировано и нагнетание тревоги, упоминалось о том, что панику переживает правительство США и т.д. В результате около 1 млн американцев восприняли радиопередачу как репортаж с места событий, многие побросали дома и имущество и выбежали на улицы, образовав многотысячную паническую толпу.
При исследовании этого явления были выделены 4 группы людей, в разной степени поддавшихся панике. 1-ю группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности событий и, подумав, самостоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.
Во 2-ю группу вошли люди, которые не смогли самостоятельно сделать какие-то выводы, обращались к соседям, знакомым, на радио и т.п. и только затем пришли к заключению о нереальности ситуации.
Радиослушатели, составившие 3-ю группу, не смогли убедиться в нереальности происходившего с помощью окружающих, и вторжение марсиан в их представлении осталось реальностью.
И, наконец, в 4-ю группу вошли те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. То есть возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом индивидуальных характеристик. Например, высокий уровень образования, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний, и наоборот. Другим важным фактором оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния; при этом психологическую основу готовности таких людей к паническому восприятию событий составило чувство тревожности, неуверенности, характерное для лиц с таким статусом. Реакцию на радиопередачу определяли пол, возраст: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.
Из психологических свойств личности значимы в таких ситуациях некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость.
Психологи выделяют 4 группы факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
- Социальные: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями (землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д.). Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
- Физиологические: жара, холод, усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение и пр.
- Общепсихологические: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
- Социально-психологические и идеологические: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.
Исследователи паники единодушно подчеркивают преимущественное значение именно последнего фактора по сравнению с предыдущими. Действительно, среди членов пожарной, медицинской команд и других организаций, которым поручается оказание помощи пострадавшим, паника никогда не возникает. Это связано с установкой на мобилизацию и практическое действие. Но из литературы известно также, что порой люди, стойко переносящие самые серьезные опасности, оказавшись в другой, подчас значительно менее травматичной ситуации, теряют самообладание.
Описан случай с молодым латиноамериканским революционером, перенесшим пытки в тюремных застенках и успевшим проявить у себя на родине чудеса храбрости. В Москве он простудился и был отведен к врачу, который прописал ему горчичники. Узнав о назначении, этот герой-революционер покрылся испариной, весь сжался от страха и наотрез отказался от процедуры, считая ее невыносимо болезненной. Никакие уговоры и воспоминания о его подвигах не помогли. Поставить ему горчичники медсестра так и не смогла.
Достаточно часто медики имеют дело с подобными проявлениями индивидуальной паники и могут вспомнить не один случай, когда бравые солдаты при виде шприца или при взятии крови падали в обморок.
Это можно объяснить тем, что и члены команды, участвующей в ликвидации аварии, и молодой революционер, и бравые солдаты являются субъектами деятельности, которая имеет мотивы, цели, задачи; известны и способы решения этих задач.
В ожидании неприятной медицинской процедуры эти же люди чувствуют себя беспомощными объектами чужой деятельности, цели которой для них не очевидны, информация о способах их достижения ограничена, управление находится в чужих руках. Все это — достаточная предпосылка к возникновению страха, боли и в результате — предпанического или панического состояния. Я думаю, здесь будет полезно еще раз вспомнить о том, что представление о боли и ее восприятие субъективны и зависят как от воспитания, так и от конкретной ситуации.
Следует также помнить, что появление страха в момент опасности естественно — это срабатывает инстинкт самосохранения. Страх мобилизует физические силы, ускоряет работу мозга, концентрирует внимание, помогает выходить из тупиковой ситуации. Но сильный бесконтрольный страх мешает адекватно действовать. Отсутствие ясности в оценке ситуации влечет за собой состояние безвыходности и отказ от сопротивления. Человек, охваченный паникой, может быстро вовлечь в подобное состояние и окружающих.
Средства борьбы с паникой разнообразны: убеждение (если есть время), категорический приказ, объяснение несущественности опасности или же использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров. В чрезвычайной обстановке важно (особенно если вы — руководитель, или просто взрослый человек):
- постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
- определять и знать свои возможности и не падать духом;
- принимать быстрые решения;
- уметь: импровизировать, различать опасность; понимать людей;
- быть независимым и самостоятельным;
- быть твердым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
- в любой ситуации пытаться найти выход.
Одно из лучших средств борьбы с паническими настроениями — достоверная, убедительная и достаточно полная информация о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические сообщения о предпринимаемых мерах.
Необходимо не только информировать окружающих о ходе спасательных работ и давать разъяснения, но и обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.
Если паника возникла, ее следует немедленно и решительно пресечь как можно раньше, пока она еще носит поверхностный характер, не охватила большого количества людей и может поддаться ликвидации. Для этого в первую очередь следует отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание присутствующих от источника опасности или возбудителя паники, дать им возможность хоть на мгновение очнуться от страха и попытаться взять управление на себя. Надо постараться переключить внимание людей с действий лидера паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Хорошо действуют команды, исходящие от властных, волевых людей. Как только группа стала управляемой, надо незамедлительно вовлечь ее в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, большинство людей проявляют повышенную активность, стремятся как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.
Когда паника охватила значительное количество людей, необходимо как можно раньше разделить их на более мелкие группы, с каждой из которых справиться значительно легче. По возможности следует попытаться отдалить людей друг от друга примерно на полметра. Беседы, разъяснения, грамотные распоряжения, поддержание порядка и, наконец, личные примеры мужества в критических ситуациях оказывают порой решающее влияние на поведение людей, на их активность и стойкость в чрезвычайных ситуациях.
Для непосредственно пострадавших через систему звукоусилителей проводятся сеансы информационной терапии: пострадавших надо заверить в том, что окружающий мир устремился к ним на помощь и делает все, чтобы она пришла к ним как можно быстрее. Рекомендации пострадавшим:
- находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, так как это — одно из главных средств к их спасению, как и самопомощь;
- не следует принимать каких-либо мер к самоэвакуации — это может привести к опасному смещению обломков;
- лучше закрыть глаза, чтобы приблизиться к состоянию легкой дремоты и сэкономить физические силы;
- дышать надо медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
- мысленно 5–6 раз повторяйте фразу: «Я совершенно спокоен (спокойна)», затем — считать до 15-20 и вновь повторять ту же фразу; это снимает внутреннее напряжение, помогает нормализовать пульс, артериальное давление, обеспечивает самодисциплину.
Цель информационной терапии — ослабить чувство страха, так как известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора.
Если человек попал в заложники или оказался в помещении, выход из которого пока не разрешен, то рекомендуется помнить о следующем:
- Не поддавайтесь панике (от людей с непрогнозируемым поведением террористы стараются избавиться в первую очередь). Успокоиться помогает медленное дыхание, например на 4 счета — вдох, на 4 счета — задержка дыхания, на 4 — выход, на 4 — задержка дыхания. Начните вспоминать что-нибудь приятное, трудные ситуации в жизни, с которыми вы справились.
- Старайтесь вести себя достойно. Террористы — тоже люди. Они следят за поведением заложников и, если прониклись к кому-то симпатией, совершить ужасные действия с этим человеком им психологически сложнее.
- Не привлекайте внимание слезами или причитаниями, пытайтесь не разговаривать с террористами пренебрежительно или агрессивно. В данном случае речь идет не только о сохранении чувства достоинства, но и о жизни других людей.
- Следите за временем. Если нет часов, хотя бы отслеживайте смену дня и ночи, отмечайте дни с помощью каких-то знаков, чтобы не терять связь с реальностью.
- Чем-нибудь занимайтесь: считайте, вспоминайте стихи, телефоны знакомых, придумывайте рифмы (например, к слову «медицина»).
- По возможности соблюдайте правила личной гигиены — иногда террористы запрещают делать это, чтобы деморализовать заложников, а также делайте физические упражнения.
- Надейтесь на благополучный исход, представляйте, что вы уже дома, среди своих. Вспомните о родственниках и близких — им сейчас еще хуже — они не знают, что с вами. Найдите ресурс, ради которого стоит жить. Это может быть все, что угодно — от цветка на окне, собаки, домика в деревне до помощи другим благодаря тому опыту, который вы сейчас получаете.
- Если вы вдруг заметили спасателя или спецназовца, не нужно радостно кричать об этом всем, иначе операция по спасению может сорваться.
Помните, что универсальных советов по поводу поведения в кризисных ситуациях не существует. Но, может быть, вам помогут советы по управлению страхом доктора В.Л.Леви.
- Если тебе удается освободить от страха мизинец, значит удастся освободить и все остальное.
- Начни жевать или делать жевательные движения челюстью. Когда жуешь, тебе все безразлично (сей биофакт стал основой жвачного бизнеса).
- Сильно-сильно зажмурься и потом резко-резко вытаращи глаза — это тонизирует и умиротворяет.
- Начни делать сосательные движения — сосание почти снимает страх (около 40% людей из-за этого курят).
- Начни зевать сначала произвольно, а затем — непроизвольно.
- Можно себя пощипать, постукать по ягодицам, похлопать в ладоши, очень сильно, до боли, растереть уши, показать страху язык.
- Придумай себе имя, девиз, стишок, который надо проговаривать при всяких неблагоприятных ситуациях.