И.В.Островская, кандидат психологических наук

Слово «паника» происходит от имени Пана, бога пастухов в греческой мифологии. Известный зоолог А.Брем описывал, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, целые стада овец или коз, полностью выйдя из-под контроля, бросались в воду, в огонь, прыгали в пропасть или неподвижно застывали на одном месте. В это время их могло заносить снегом, заливать дождем, они могли замерзать, гибнуть от голода, но не делали никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибали не одно и не два, а тысячи животных...

Из сказанного следует, что паника — явление массовое. Некоторые авторы рассматривают панику как «стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха». Согласно другой точке зрения, следует различать индивидуальную, групповую и массовую панику. Третьи определяют панику как «состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля». Часто панические состояния вызываются невротическими страхами, т.е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия — «ужас, вызванный кажущейся опасностью».

Известно, что паника возникает далеко не в любой группе людей. Факторами, наиболее важными для ее развития, являются:

  • состояние тревоги и неуверенности, овладевшее или владеющее человеком или группой людей;
  • наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, преувеличивающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий.

Важную роль играют психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы) и следующие его (их) психические свойства: эмоциональная стабильность, психическая выносливость, способность принять вызов – убежденность в том, что стрессы – часть нашей жизни, в них содержится возможность роста; уровень психического здоровья в целом.

На возникновение паники влияет и наличие в толпе так называемых паникеров. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена многочисленная группа людей.

В очень редких случаях паническая толпа складывается из суммы перепуганных индивидуумов. Классическим стал пример массовой паники, возникшей в США 30 октября 1938 г. при передаче радиоспектакля по роману Г.Уэллса «Война миров», в котором страшные марсиане-кровопийцы прилетели на Землю и начали истреблять человечество. Передача была оформлена таким образом, что у слушателя создавалось впечатление прямого репортажа. Мастерски было спланировано и нагнетание тревоги, упоминалось о том, что панику переживает правительство США и т.д. В результате около 1 млн американцев восприняли радиопередачу как репортаж с места событий, многие побросали дома и имущество и выбежали на улицы, образовав многотысячную паническую толпу.

При исследовании этого явления были выделены 4 группы людей, в разной степени поддавшихся панике. 1-ю группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности событий и, подумав, самостоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Во 2-ю группу вошли люди, которые не смогли самостоятельно сделать какие-то выводы, обращались к соседям, знакомым, на радио и т.п. и только затем пришли к заключению о нереальности ситуации.

Радиослушатели, составившие 3-ю группу, не смогли убедиться в нереальности происходившего с помощью окружающих, и вторжение марсиан в их представлении осталось реальностью.

И, наконец, в 4-ю группу вошли те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. То есть возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом индивидуальных характеристик. Например, высокий уровень образования, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний, и наоборот. Другим важным фактором оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния; при этом психологическую основу готовности таких людей к паническому восприятию событий составило чувство тревожности, неуверенности, характерное для лиц с таким статусом. Реакцию на радиопередачу определяли пол, возраст: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Из психологических свойств личности значимы в таких ситуациях некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость.

Психологи выделяют 4 группы факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

  1. Социальные: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями (землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д.). Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
  2. Физиологические: жара, холод, усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение и пр.
  3. Общепсихологические: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
  4. Социально-психологические и идеологические: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.

Исследователи паники единодушно подчеркивают преимущественное значение именно последнего фактора по сравнению с предыдущими. Действительно, среди членов пожарной, медицинской команд и других организаций, которым поручается оказание помощи пострадавшим, паника никогда не возникает. Это связано с установкой на мобилизацию и практическое действие. Но из литературы известно также, что порой люди, стойко переносящие самые серьезные опасности, оказавшись в другой, подчас значительно менее травматичной ситуации, теряют самообладание.

Описан случай с молодым латиноамериканским революционером, перенесшим пытки в тюремных застенках и успевшим проявить у себя на родине чудеса храбрости. В Москве он простудился и был отведен к врачу, который прописал ему горчичники. Узнав о назначении, этот герой-революционер покрылся испариной, весь сжался от страха и наотрез отказался от процедуры, считая ее невыносимо болезненной. Никакие уговоры и воспоминания о его подвигах не помогли. Поставить ему горчичники медсестра так и не смогла.

Достаточно часто медики имеют дело с подобными проявлениями индивидуальной паники и могут вспомнить не один случай, когда бравые солдаты при виде шприца или при взятии крови падали в обморок.

Это можно объяснить тем, что и члены команды, участвующей в ликвидации аварии, и молодой революционер, и бравые солдаты являются субъектами деятельности, которая имеет мотивы, цели, задачи; известны и способы решения этих задач.

В ожидании неприятной медицинской процедуры эти же люди чувствуют себя беспомощными объектами чужой деятельности, цели которой для них не очевидны, информация о способах их достижения ограничена, управление находится в чужих руках. Все это — достаточная предпосылка к возникновению страха, боли и в результате — предпанического или панического состояния. Я думаю, здесь будет полезно еще раз вспомнить о том, что представление о боли и ее восприятие субъективны и зависят как от воспитания, так и от конкретной ситуации.

Следует также помнить, что появление страха в момент опасности естественно — это срабатывает инстинкт самосохранения. Страх мобилизует физические силы, ускоряет работу мозга, концентрирует внимание, помогает выходить из тупиковой ситуации. Но сильный бесконтрольный страх мешает адекватно действовать. Отсутствие ясности в оценке ситуации влечет за собой состояние безвыходности и отказ от сопротивления. Человек, охваченный паникой, может быстро вовлечь в подобное состояние и окружающих.

Средства борьбы с паникой разнообразны: убеждение (если есть время), категорический приказ, объяснение несущественности опасности или же использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров. В чрезвычайной обстановке важно (особенно если вы — руководитель, или просто взрослый человек):

  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • принимать быстрые решения;
  • уметь: импровизировать, различать опасность; понимать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твердым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Одно из лучших средств борьбы с паническими настроениями — достоверная, убедительная и достаточно полная информация о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические сообщения о предпринимаемых мерах.

Необходимо не только информировать окружающих о ходе спасательных работ и давать разъяснения, но и обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.

Если паника возникла, ее следует немедленно и решительно пресечь как можно раньше, пока она еще носит поверхностный характер, не охватила большого количества людей и может поддаться ликвидации. Для этого в первую очередь следует отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание присутствующих от источника опасности или возбудителя паники, дать им возможность хоть на мгновение очнуться от страха и попытаться взять управление на себя. Надо постараться переключить внимание людей с действий лидера паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Хорошо действуют команды, исходящие от властных, волевых людей. Как только группа стала управляемой, надо незамедлительно вовлечь ее в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, большинство людей проявляют повышенную активность, стремятся как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.

Когда паника охватила значительное количество людей, необходимо как можно раньше разделить их на более мелкие группы, с каждой из которых справиться значительно легче. По возможности следует попытаться отдалить людей друг от друга примерно на полметра. Беседы, разъяснения, грамотные распоряжения, поддержание порядка и, наконец, личные примеры мужества в критических ситуациях оказывают порой решающее влияние на поведение людей, на их активность и стойкость в чрезвычайных ситуациях.

Для непосредственно пострадавших через систему звукоусилителей проводятся сеансы информационной терапии: пострадавших надо заверить в том, что окружающий мир устремился к ним на помощь и делает все, чтобы она пришла к ним как можно быстрее. Рекомендации пострадавшим:

  • находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, так как это — одно из главных средств к их спасению, как и самопомощь;
  • не следует принимать каких-либо мер к самоэвакуации — это может привести к опасному смещению обломков;
  • лучше закрыть глаза, чтобы приблизиться к состоянию легкой дремоты и сэкономить физические силы;
  • дышать надо медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
  • мысленно 5–6 раз повторяйте фразу: «Я совершенно спокоен (спокойна)», затем — считать до 15-20 и вновь повторять ту же фразу; это снимает внутреннее напряжение, помогает нормализовать пульс, артериальное давление, обеспечивает самодисциплину.

Цель информационной терапии — ослабить чувство страха, так как известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора.

Если человек попал в заложники или оказался в помещении, выход из которого пока не разрешен, то рекомендуется помнить о следующем:

  1. Не поддавайтесь панике (от людей с непрогнозируемым поведением террористы стараются избавиться в первую очередь). Успокоиться помогает медленное дыхание, например на 4 счета — вдох, на 4 счета — задержка дыхания, на 4 — выход, на 4 — задержка дыхания. Начните вспоминать что-нибудь приятное, трудные ситуации в жизни, с которыми вы справились.
  2. Старайтесь вести себя достойно. Террористы — тоже люди. Они следят за поведением заложников и, если прониклись к кому-то симпатией, совершить ужасные действия с этим человеком им психологически сложнее.
  3. Не привлекайте внимание слезами или причитаниями, пытайтесь не разговаривать с террористами пренебрежительно или агрессивно. В данном случае речь идет не только о сохранении чувства достоинства, но и о жизни других людей.
  4. Следите за временем. Если нет часов, хотя бы отслеживайте смену дня и ночи, отмечайте дни с помощью каких-то знаков, чтобы не терять связь с реальностью.
  5. Чем-нибудь занимайтесь: считайте, вспоминайте стихи, телефоны знакомых, придумывайте рифмы (например, к слову «медицина»).
  6. По возможности соблюдайте правила личной гигиены — иногда террористы запрещают делать это, чтобы деморализовать заложников, а также делайте физические упражнения.
  7. Надейтесь на благополучный исход, представляйте, что вы уже дома, среди своих. Вспомните о родственниках и близких — им сейчас еще хуже — они не знают, что с вами. Найдите ресурс, ради которого стоит жить. Это может быть все, что угодно — от цветка на окне, собаки, домика в деревне до помощи другим благодаря тому опыту, который вы сейчас получаете.
  8. Если вы вдруг заметили спасателя или спецназовца, не нужно радостно кричать об этом всем, иначе операция по спасению может сорваться.

Помните, что универсальных советов по поводу поведения в кризисных ситуациях не существует. Но, может быть, вам помогут советы по управлению страхом доктора В.Л.Леви.

  1. Если тебе удается освободить от страха мизинец, значит удастся освободить и все остальное.
  2. Начни жевать или делать жевательные движения челюстью. Когда жуешь, тебе все безразлично (сей биофакт стал основой жвачного бизнеса).
  3. Сильно-сильно зажмурься и потом резко-резко вытаращи глаза — это тонизирует и умиротворяет.
  4. Начни делать сосательные движения — сосание почти снимает страх (около 40% людей из-за этого курят).
  5. Начни зевать сначала произвольно, а затем — непроизвольно.
  6. Можно себя пощипать, постукать по ягодицам, похлопать в ладоши, очень сильно, до боли, растереть уши, показать страху язык.
  7. Придумай себе имя, девиз, стишок, который надо проговаривать при всяких неблагоприятных ситуациях.