В школьные годы нелеченые функциональные нарушения усугубляются, появляются новые. Да и как им не появиться! Школьная жизнь — не сахар. Гиподинамия, перегрузки, стрессы... У родителей сегодняшних школьников, если они начнут перечислять коренящиеся, по их мнению, в недрах общеобразовательных учреждений причины ухудшения здоровья своих чад, пальцев, наверное, на руках не хватит. И все же они вряд ли готовы услышать, что сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй — 60 процентов из них. Причем «пик» школьного нездоровья  — 10-14 лет.

Не так давно была проведена Всероссийская диспансеризация детского населения РФ. Итоги ее малоутешительны. Недуги, обретаемые нашими детьми в школьные годы вместе со знаниями, «прописываются» в органах дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системах, в соединительной ткани, кроветворных органах. Не такая уж редкость и новообразования. От первого класса к выпускному увеличивается количество учеников с эндокринно-обменными нарушениями. Но в числе лидеров — функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.

Распространенность этой патологии нарастает по мере увеличения продолжительности рабочего дня школьника. У заканчивающих начальную школу она (включая время на приготовление домашних заданий) составляет (страшно сказать!) 10-12 часов. А у старшеклассников и вовсе 15-16 часов. Более полусуток обездвиженности! В том возрасте, когда движение — это жизнь. Так что гиподинамия налицо.

Кстати, нервно-психические расстройства (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства и расстройства поведения) в структуре функциональных отклонений идут сразу же за сердечно-сосудистыми. Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80 процентов школьников. Но это не стресс конфликта со сверстниками, родителями или преподавателями. Это стресс... ограничения времени.

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, стресс ограничения времени особенно ухудшает функциональное состояние организма ребенка. И согласитесь, именно этот стресс сегодняшний школьник испытывает постоянно. Ведь и педагоги, и родители требуют от школьника, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал.

А ведь еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию». В век научно-технического прогресса ситуация, конечно же, могла измениться только к худшему. По данным того же Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70 процентов старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая предболезненные состояния.

Так в чем же российские физиологи детского и подросткового возраста видят решение проблемы? В том, чтобы ее не создавать. Любая деятельность может быть безвредной для здоровья, только если задаваемые нагрузки соответствуют возрастным физиологическим и психологическим нагрузкам детей и подростков.

Данные Научного центра здоровья детей РАМН говорят о том, что непродуманное реформирование в сфере образования детям нашим обходится очень дорого. Ученые считают, что резкое ухудшение показателей здоровья школьников коренится в таких «прогрессивных» шагах, как начало обучения детей в школе с шести лет, переход на пятидневную учебную неделю, сокращение начального обучения до трех лет.

Сорок процентов сегодняшних школьных программ и учебников сориентировано на «продвинутых» детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать «высокие планки» в обучении способно только 15 процентов. Доля же одаренных детей  — 6 процентов. Таким образом, нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному языку в 3 раза, по математике — в 20 раз!

Это в общеобразовательных школах. А есть еще лицеи, гимназии, профильные школы с углубленным изучением того или иного предмета. Они разрабатывают свои учебные программы и применяют различные педагогические технологии без обязательного прохождения предварительной санитарно-гигиенической экспертизы на безвредность для здоровья детей и подростков.

В результате среди учащихся этих «продвинутых» школ темпы роста всех характерных для сегодняшнего школьного бытия болезней в два раза выше, чем среди учащихся массовых школ. И неудивительно. «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление — явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», — считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма.

Так как же успеть за прогрессом? Сегодня специалисты всерьез озабочены поиском «золотой середины»: не снизив уровня образования, сделать обучение в школе здоровьесберегающим. Как достичь «золотой середины»? Реально ли это для нас?

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования М.Безруких считает: реальнее, чем, к примеру, уменьшить количество килограммов лезущих нам в нутро в виде городской пыли автомобильных шин. Достаточно лишь снизить школьные факторы риска. Правда, работа это огромная. Но выполнимая даже при имеющихся ресурсах. Нужно только, чтобы ситуацию захотели изменить абсолютно все причастные к образовательному процессу, включая и родителей.

Один из факторов школьного риска — нерациональная организация учебного процесса. В последние три года институт ведет большой мониторинг — такой не проводился даже в СССР. Им охвачено более 60 тысяч учащихся 76 регионов России. Это школы мегаполиса, школы городские, поселковые, сельские, лицеи, гимназии. И результаты этого мониторинга насторожили, в частности, вот чем.

Вопрос рациональной организации учебного процесса не ставится даже в школах, называющих себя школами здоровья. А ведь чего там только нет порой! И аппараты ЗОЖ (для детей, кстати, небезвредные), и фиточаи, и горный воздух. Но при этом урок физкультуры, идущий седьмым, — норма. Или та же физкультура пятым уроком, но перед физикой. Вспомните школьные годы: после прыжков в высоту формулы в голову возвращаются не сразу. Да и душ принять хочется.

Конечно, нет ничего невозможного. Если физик достаточно строг и умеет владеть аудиторией, он заставит учеников сконцентрировать внимание вопреки физиологическим требованиям организма, и урок пройдет в среднем ритме. Но если такое соседство дисциплин будет продолжаться достаточно долго, на многих учеников оно будет действовать разрушающе. Правда, заметно это будет не сразу. Однако еще сто лет назад специалисты отметили: состояние определяет не острая реакция, а пролонгированная. Подавленный стресс аккумулируется в микросимптоматику пограничных нарушений. Вот на нее-то как раз и начинают обращать внимание и родители, и педагоги.

А ведь что греха таить, в школе при организации учебного процесса такого рода факторы стресса учитывают далеко не в первую очередь. Так вот перестроить свою работу именно в этом ключе и необходимо школам, считает М. Безруких. Сегодня в руководимом ею институте разработана базовая модель здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения. Конечно, внедрение ее потребует объединения усилий педагогов, медиков, родителей и самих детей. Возможно, придется внести изменения в стандарт подготовки педагогов, ввести курс обучения для родителей. Но это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства. Тем более что речь идет о ресурсах не столько материальных, сколько организационных, интеллектуальных, нравственных. Да и стимул — здоровые поколения.