К.И.Григорьев, профессор

Краткая история

В 1992 г. в США было разрешено коммерческое использование первого в мире генно-инженерного растения. Ни его создатели, ни чиновники, «выпустившие» продукцию на рынок, не задумывались тогда об отдаленных последствиях этого шага. Более чем достаточным считался аргумент об удивительных экономических преимуществах новых растений: генетически модифицированные (ГМ) организмы лучше растут, дают больший урожай, устойчивы к болезням и т.д. За 10 лет ГМПП стали основой ассортимента самых популярных продуктов, компоненты ГМ-источников были обнаружены даже в детском питании. Эта экспансия напугала благодушно настроенное до этого момента население и чиновников от науки. Сразу вспомнили, что оценить последствия влияния новых веществ на организм, особенно детский, в столь короткие сроки нельзя, для этого нужны, как минимум 50-летние наблюдения. И если новые лекарственные препараты обычно проходят долголетние испытания в рамках доказательной медицины, прежде чем стать доступными для потребителя, то ГМПП попали на прилавки и в меню человека без такого предварительного этапа. Так все мы стали участниками большого эксперимента с неизвестными последствиями.

Что есть что?

ГМ-организмы получают так: специалист выделяет ген какого-нибудь растения (или животного) и «встраивает» его в ДНК другого, придавая последнему заранее определенные свойства. В отличие от скрещивания при обычной селекции в ГМ-организм попадает наследственная информация чужеродных видов: кролика и хлопка, рыбы и помидора. Например, томаты, прозванные «помидорами с жабрами», получили ген морозоустойчивости от полярной камбалы; картофель стал смертоносным для своего извечного врага колорадского жука благодаря «скрещиванию» со скорпионом и т.д.

Во всем мире неуклонно растет уровень продаж генно-инженерных культур, ГМПП. Трансгенная пищевая продукция к нам поступает из США, Канады, Австралии, Аргентины, Уругвая, Мексики и других стран. ГМ-культурами в мире занято более 80 млн гектаров посевных земель (3 территории Великобритании). При таких масштабах возникает угроза полной замены естественной пищи «искусственной». В ответ на глобальные «требования рынка» звучат голоса в пользу отказа от продукции генной инженерии, требования обязательной маркировки ГМПП. Сопротивление нашествию ГМПП переросло в бойкот, который объявили «продуктам-мутантам» руководители многих фирм — от гигантов—экспортеров зерна до предприятий торговли.

Все перипетии с ГМПП, несомненно, касаются детей. Детский организм наиболее уязвим к внешним воздействиям, эксперимент с ГМ-источниками в продуктах детского питания недопустим ни по каким соображениям.

За и против

Мы с вами являемся свидетелями нешуточной войны между производителями и потребителями генетически измененной пищи. На защиту потребителей встал «Гринпис» — организация, стоящая на страже благополучия окружающей среды. По другую сторону баррикад — межнациональные биотехнологические корпорации, которые не прочь заставить потребителей "жевать" продукты-мутанты. Ни одна из противоборствующих сторон не имеет абсолютно ясных и убедительных доводов в пользу собственной точки зрения. ВОЗ считает, что ГМПП могут способствовать улучшению здоровья людей. Но есть и многочисленные суждения, опровергающие это утверждение. Итак:

За

  1. Применение ГМ-растений улучшает здоровье людей. К тому же их производство позволит спасти растущее день ото дня население Земли от голода. К такому выводу пришли эксперты ВОЗ в опубликованном ими отчете.
  2. Устойчивость ГМ-растений к действию разного рода вредителей позволяет использовать меньшее количество пестицидов, чем это принято в традиционных технологиях.
  3. За то время, что ГМ-пища является частью рациона человека, она не причинила  видимого вреда.
  4. Никто не сообщает об опасностях применения генетически модифицированных препаратов — аналогов ГМПП (например, человеческий инсулин, витамины).

Против

  1. Применение ГМПП не безвредно для человека.
  2. По данным ряда независимых экспертов, генно-инженерные культуры выделяют в 1000 раз больше токсинов, чем обычные.
  3. Длительное употребление трансгенного картофеля опасно. По данным А.Пуштаи и С.Юэна, которые наблюдали за изменением состояния подопытных животных, получавших этот продукт, от такого питания страдают иммунная система, кишечник, возникают болезни почек, печени и головного мозга.
  4. 24 июня 2005 г. министры экологии Евросоюза узаконили трехлетний мораторий, запрещающий выдачу разрешений на новые виды ГМ-культур и продуктов из них.

Российские нормы безопасности

Российское законодательство направлено против экспансии ГМПП в нашу страну. Все их регистрируемые наименования проходят многоуровневую проверку и подлежат маркировке, если содержат более 1% ГМ-компонента. Из 13 зарегистрированных в мире ГМ-сортов растений в России не выращивается ни один. Но, несмотря на суровость законодательства, ГМПП свободно обращаются на нашем рынке. Например, известно, что бананы длиной более 10 см представляют собой исключительно ГМ-мутанты. Получается, что все бананы, которые продаются в наших магазинах, — генетически измененные!

Другой пример: из 80 наименований трансгенных продуктов, зарегистрированных в России, большинство относится к соевым. Как определить: из какого сырья, натурального или «улучшенного», сделан тот или иной продукт? Соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, хлопьев для завтрака, кондитерских изделий, концентратов белков, кормов для животных и даже детского питания, если сухое молоко заменено в нем на соевое. Из сои получают эмульгаторы, наполнители, загустители и стабилизаторы, которые используются в самых разных кулинарных изделиях.

Далее — мясо! Принято считать, что мясные продукты отечественных и европейских производителей не содержат ГМ-ингредиентов, поскольку ни в России, ни в Европе не производятся ГМ-корма. Тем не менее подавляющее большинство кормов, которые закупают россияне на Западе, генетически модифицированные. Поскольку на Западе корма для животных не подлежат маркировке, определить, что ела российская, американская или голландская корова, невозможно. Получается, что сегодня мы не можем отказаться от ГМПП даже теоретически, поскольку в России не производится достаточного количества белков, чтобы обеспечить наше животноводство.

Вывод напрашивается сам собой: все ГМПП должны иметь соответствующую маркировку!

Нутригеномика

Нутригеномика признана как научное направление, и биотехнологии как основа производства ГМПП должны и будут развиваться. Но в любых научных изысканиях принцип «не навреди» остается главным! Человек за десяток лет ввел в обращение новые белковые организмы, новые вещества, и требуется время, чтобы понять, как отреагирует на них окружающая среда, как наши организмы примут эти новые продукты.

Сельское хозяйство — весьма консервативная отрасль, в которой за всю ее историю было только 2 революции. Первая произошла в начале прошлого века, когда техника вышла на поля и своим появлением отменила коневодство. Вторая революция происходит сейчас, поскольку внедрение ГМ-растений отменяет использование ряда вредных химикатов. Первая революция сопровождалась восстаниями крестьян против «железного дьявола» (так называли трактор, который на полях встречали вилами). Второй революции сопутствуют критические выступления прессы.

Так, если верить публикациям последнего времени, ГМ-разработки уверенно ведут Аргентину к новому экономическому и экологическому кризису, поскольку ГМ-соя, которая еще не так давно считалась спасением для аргентинских фермеров, серьезно изменила природный баланс почвы и привела к появлению новых сорняков, абсолютно устойчивых к пестицидам и гербицидам.

В США ГМПП недаром называют «пищей Франкенштейна». Пересадка в ДНК сои гена бразильского ореха вызвала у многих потребителей этой сои аллергические реакции. Зарегистрировано распространение бесплодия у божьих коровок, которые питались тлей с трансгенного картофеля. Не секрет, что бесплодие весьма актуальная в США проблема, а там выращивается 3/4 всех ГМ-культур мира, и добрая половина всех продающихся в этой стране продуктов содержит ГМ-компоненты. Кроме того, американцы год от года набирают в весе, и связь между этим и активным потреблением «пищи Франкенштейна» напрашивается сама собой.

Съедобная вакцина и «лечебное молоко»

Исследования в области биоинженерии направлены в основном на создание ГМ-организмов с теми или иными полезными для человека признаками. В широком смысле существует 3 основные цели генно-инженерной деятельности: создание ГМ-растений, ГМ-животных и ГМ-микроорганизмов для фармакологической и пищевой промышленности. В России научная работа по всем трем направлениям ведется более чем в 80 институтах и научных центрах.

В нашей стране выведена трансгенная овца, в молоке которой содержится химозин — фермент, использующийся в производстве сыра. Очевидно, что получение химозина от ГМ-животного не только гуманнее, но и значительно выгоднее обычного способа, когда приходится убивать сотни молочных телят. Другой пример — трансгенная корова, которая выделяет с молоком лекарственный препарат эритропоэтин, применяемый в терапии лейкозов. В будущем многие лекарства будут производиться в форме «лечебного молока».

Возможно получение лекарственных препаратов с помощью не только трансгенных животных, но и растений. Так, ученые Иркутского института биохимии растений, Новосибирского института химической биологии и НЦ вирусологии биотехнологии «Вектор» разрабатывают съедобные трансгенные растения-вакцины. Первые овощи-вакцины против гепатита B и ВИЧ успешно прошли испытания на животных. В будущем планируется создать съедобные вакцины против гепатита A и клещевого энцефалита на основе моркови и салата. В других научных центрах проходят третью стадию клинических испытаний бананы с антигенами холерного вибриона или вируса гепатита В. Такие вакцины, по задумке ученых, должны быть не только безопасными, но и очень дешевыми.

Черный список

Чаще всего ГМ-компоненты встречаются в сое, картофеле, томатах, кукурузе. Эксперты считают, что чем более интенсивной переработке подвергается пища, тем выше вероятность, что при ее изготовлении применялось ГМ - сырье.

Огромные, гладенькие, щеголяющие боками без единого изъяна помидоры, перцы, клубника, бананы и другие импортные овощи и фрукты, на которых нет ни малейшего следа приближающегося увядания, также с большой долей вероятности могут быть генетически измененными. В процессе созревания плоды выделяют газообразный гормон растений, называемый этиленом, чем ускоряют собственное увядание. Генетическое нарушение выделения этилена приводит к тому, что плоды долго не гниют, не портятся и превосходно выглядят.

Все лучшее — детям!

Ответить на вопрос, стоит ли давать ГМПП детям, можно будет, видимо, очень нескоро, после непрерывных научных исследований и наблюдений. Пока же ученые не могут дать однозначный ответ, что лучше обходиться старым, проверенным питанием. Хотя, надо заметить, что даже многолетние изыскания далеко не всегда гарантируют от ошибок. В этом отношении поучительна история с ДДТ (хлорорганическое соединение дихлордифенилтрихлорметилметан). За его открытие (1939) швейцарский химик П.Мюллер получил Нобелевскую премию. Препарат стал активно применяться, и лишь через 30 лет специалисты обнаружили: ДДТ накапливается в организме и поражает нервную систему человека. Сегодня ДДТ запрещен. Увы, даже Нобелевская премия не гарантирует безвредность очередного научного открытия.

Совет врача-педиатра. Педиатрия — самая консервативная из медицинских наук. С этих позиций — наш совет: продукты с ГМ-свойствами детям не давать. Но, поскольку исключить ГМ-источники из питания практически невозможно, надо придерживаться строгого принципа: чем меньше этих продуктов получит ребенок и чем позже он начнет их употреблять, тем лучше.