Об этом мы спросили специалиста Научного центра психического здоровья РАМН Арину Лисс. И узнали от нее, что стремление организма в сентябре-ноябре несколько сбавить обороты вполне законно, потому в нем в это время происходят сезонные перестройки. Мы тоже с уходом тепла неосознанно стремимся энергии меньше тратить, а больше копить. Правда, в отличие от медведей, лапу сосать не склонны, а склонны натурально поесть. И пищевые пристрастия наши меняются. Если летом овощи да фрукты милее были, то к зиме ближе многих все чаще на мясо тянет, на жирное, да на мучное. Не стоит подавлять в себе подобные желания — таким образом наш организм к холодам грядущим готовится.

Сохранять в хмурые осенние дни бодрость духа нам помогают белки и углеводы. Арина Лисс на излюбленном нашем ужине из курицы с картошкой или макарон с сыром на излете осени просто-таки настаивает, потому как с уходом света, именно эти продукты остаются для организма естественным источником «гормона радости» — серотонина. Кстати, использовать любую возможность подольше поспать, коль уж хочется, Арина Лисс тоже приветствует.

Природе противиться опасно, хотя она напоминает, что грань между здоровой склонностью прислушаться к своему организму и самопотаканием все же очень тонка. Как тонка она между нормой и патологией. А осень — именно то время, когда патологии самого разного плана, от соматических до психических, обостряются. О теле своем со всеми его суставами, сосудами и слизистыми вспоминают, к примеру, ревматики, язвенники и гипертоники. Дух же требует внимания у людей психически неустойчивых и склонных к депрессиям. Как чертик из табакерки выпрыгивает у многих синдром хронической усталости.

Арина Лисс считает, что этот самый синдром как раз есть практически у каждого. Только проявляется ярко или не очень в зависимости от прочих параметров организма. И происходит это, как правило, осенью. Восприятие же депрессии как дела житейского или, того хуже, как подлежащей незамедлительному и беспощадному в себе искоренению лени до такой степени небезобидно, что многие и представить себе не могут. Потому что корни у этого состояния бывают разные и иногда очень серьезные.

Могут, кстати, вызывать или провоцировать депрессию некоторые лекарства, принимаемые для лечения гипертонии. Сходные состояния иногда бывают при передозировке гормональных препаратов, к примеру, когда лечат недостаточную функцию щитовидной железы. Онкологические заболевания на определенной стадии дают такое же состояние психики. Общеизвестно также, что именно осенью обостряются заболевания психические, при которых снижение настроения и работоспособности — всего лишь один из симптомов. Но многие ли склонны искать корни своей депрессии, обратившись к специалисту?

К примеру, у Арины Лисс была пациентка, которая повторявшимся из осени в осень спадам настроения и работоспособности пыталась противостоять с помощью... косметологов. Потому что они сопровождались ощутимым выпадением волос. Прошла курс лечения от депрессии с помощью антидепрессантов — волосы перестали выпадать. Хотя метод этот не универсальный. Кому-то помогают так называемые адаптогены — всем хорошо известные женьшень, элеутероккок, родиола розовая, левзея и им подобные. Но и здесь нелишне помнить, что действие их радикальным не назовешь и возникает соблазн применять их снова и снова, чего делать по большому счету не следует: в конечном итоге эффект может получиться обратный.

И главное, считает Арина Лисс, — это свет, как можно больше света в наших помещениях. Тогда светлее станет и в наших душах.

Записала Ольга Викторова