Сердце радуется у руководителей различных структур негосударственной безопасности, особенно тех, кто в прошлом носил погоны силовых ведомств, когда хвалят их за вклад в дело обеспечения общественного порядка во время проведения различных массовых мероприятий в городах, селах и т.п. - а это труд десятков тысяч сотрудников.

А какое чувство собственного достоинства они испытывают, когда правоохранительные органы используют их системы видеоконтроля и наблюдения при раскрытии преступлений, правонарушений на местах, когда задействуют другие ресурсы НСБ. А если еще предложат войти в какой-либо координационный совет или общественную организацию, связанную с МВД, да наградят грамотой, то... готовы они и дальше поддерживать государственную безопасность, безвозмездно ("что значит - даром" - помните Сову из замечательного мультика), заставляя своих сотрудников выходить на "субботники" и "воскресники" в разные дни недели "в целях взаимодействия с органами внутренних дел".

Последние 10 лет эта практика стала повсеместной и обязательной. Вопрос риторический, кому выгодно, чтобы организации, "предназначенные для оказания на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов" (ст.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), работали вне законодательных рамок, прикрываясь так называемой социально-значимой помощью?

Ведь не секрет, что умные руководители, просчитывая предстоящий договор с заказчиком услуг, думают и о будущих субботниках "в целях взаимодействия", отказаться от которых они не могут по многим и многим причинам. Да и предложение бывает сделано в такой форме, что отказ не предполагается. Вот и выходит, что в лучшем случае заказчики оплачивают человеко-выходы охранников на массовые мероприятия или по другой какой надобности, а в худшем охранники работают вроде бы за отгулы, вследствие чего работа сутки-двое стала уже нормой.

В нашем государстве хватает структур, которым предписано защищать общественную и государственную безопасность. Это и ФСО, и ФСБ, и МВД. К этому перечню можно отнести ведомства, борющиеся против наркотиков, против незаконной миграции и т.д. Ни в одном законе не упоминаются негосударственные структуры безопасности в качестве гаранта государственной или общественной безопасности. Так почему ЧОО так упорно привлекают к "совместной работе"? Ответы лежат на поверхности: во-первых, бесплатно; во-вторых, вследствие сокращения количественного состава силовых структур за счет низовых сотрудников, тех, которые работали "в поле", народу просто не хватает.

А что говорят руководители охранных организаций? Кто-то доказывает необходимость подобных выходов, ссылаясь на нравственную сторону и гражданскую позицию, кто-то мудро закладывает необходимую на оплату выходов сумму в бюджет, кто-то пытается доказать контролирующей организации, что она не права, привлекая ЧОО к охране общественного порядка, так как организации и предприятия, относящиеся к НСБ, в первую очередь предназначены заниматься бизнесом малым или средним, у кого как получится. И тем самым вносить свой вклад в создание рабочих мест, в решение социальных вопросов, выполняя свои договорные обязательство по сохранности имущества собственников, предотвращении посягательств на жизнь и здоровья граждан. Что своей работой НСБ косвенно укрепляет правопорядок, улучшает благосостояние членов общества, поддерживая системы безопасности человека, общества и государства.

Как нам известно, частная охранная деятельность, которая пока является основным видом в структуре НСБ, как самостоятельный вид социально полезной деятельности появилась в России после принятия в марте 1992 года Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

С самого начала в НСБ приходили уволенные в запас или вышедшие в отставку офицеры силовых ведомств, полные сил и желания работать. Именно они оказали большое влияние на формирование мировоззрения негосударственной сферы безопасности, безоговорочно выполняя все распоряжения МВД и своих инспекторов. Приходящие "со стороны" или быстро прогорали без нужных связей, или, получив столь необходимый административный ресурс, становились в строй лидеров отрасли.

Разные люди приходили и приходят в НСБ, становясь владельцами или директорами ЧОО. Это происходит в любой отрасли, почему наша должна быть исключением? Для кого-то социальная функция становилась главной, для кого-то извлечение прибыли, для кого-то это был запасной аэродром, ожидавший распоряжений начальства, например, о силовой поддержке постановления суда об изменении собственника предприятия.

Поэтому сегодня одним из главных факторов дальнейшего существования НСБ стало очищение охранного и детективного бизнеса от криминала, придание ему респектабельного лица. НСБ такая отрасль, где услуги покупают, прислушиваясь к отзывам друзей, где выбирают не по парадному сайту с многообещающей информацией "Лучшее ЧОО в отрасли", а прикидывают реальные возможности будущего партнера, узнавая его особенности. Да и ЧОО наводит справки и будущем заказчике, чтобы понимать, что ждет его в ближайшее время и каковы перспективы. Словом, любовь случается по взаимному расчету. И если заказчика устраивает не совсем цивилизованное лицо партнера, то это именно то лицо, что заказчику нужно в данное время.

Но вернемся к нашим... взаимоотношениям с правоохранительными органами. Приведу некоторые цифры, которые зримо показывают мощь и возможности НСБ. Они многим знакомы. Но тем не менее.

По состоянию на 1 января 2012г. в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24 700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678 000 граждан Российской Федерации. Из них каждый четвертый имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96 000 чело­век, внутренних войск МВД России - 10 000 человек, органов безопасности - 8 400 человек, других правоохранительных органов - 7 300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации - 37 300 человек.

ЧОО охраняют 542 800 объектов различного назначения. В их числе 14 000 промышленных предприятий, 12 300 объектов кредитно-финансовой сферы, 99 200 объектов торговли, 19 200 школ, вузов, дошкольных учреждений, 800 объектов здравоохранения, 1400 спортивных объектов. Кроме того, ими заключено 6 тыс. договоров на охрану жизни и здоровья граждан.

Негосударственные структуры безопасности совместно с правоохранительными и иными государственными органами власти и управления обеспечивается надежное функционирование системы комплексной безопасности граждан, общества, государства, а также защиты предпринимательской деятельности, практически обеспечиваются безопасные условия развития всего российского бизнеса.

Как видим вклад большой! А возможности еще больше! Но, что мы имеем за это от государства в лице соответствующих органов.

К сожалению, негосударственная сфера безопасности до сих пор находится на правах пасынка, если судить по действиям ряда государственных органов, а особенно МВД. Свой вклад в это внесли также некоторые влиятельные лица и общественные организации охранного и детективного бизнеса, которые должны были стоять на защите интересов сообщества.

Условия функционирования негосударственной сферы безопасности изменились. И не только в связи с мировым экономическим кризисом.

Рынок диктует свои условия. Заказчику неинтересно, какие мы переживаем трудности и как преодолеваем препятствия. В последнее время наличие оружия в ЧОО уже не является конкурентным преимуществом. Потому что заказчику не так важно, как будет называться сотрудник – частный охранник, сторож, вахтер или администратор. Главное, чтобы он добросовестно исполнял требования заказчика, прописанные в договоре. Заказчика интересует результат и степень ответственности в случае утраты имущества.

Мы сегодня предлагаем практически все те же услуги, что и двадцать лет назад. Только препон в осуществлении охранной деятельности стало больше. До и "стать охранником" нынче гораздо дороже. Обучение и сдача экзамена "съедают" по крайней мере одну еще не заработанную зарплату за месяц (в ценах Москвы), а то и больше. Проще и дешевле пойти и купить диплом. Не учиться, не читать, не перенимать опыт – просто купить заведомо фальшивый диплом и устроиться на работу вахтовым методом.

Трудно найти людей, скажите вы. И вспомните 90-е, когда в ЧОП стояла очередь, потому что зарплата была весьма приличной по тому времени. И заказчик был готов платить нормальные деньги. Он еще не экономил на безопасности, выбирая, кто меньше предложит.

Сегодня в грамотно составленных и красочно оформленных коммерческих предложениях частных охранных организаций содержится примерно столько же правды, сколько натуральных ингредиентов содержится в пакетике искусственного супа. Лапшу мы не учитываем.

За последнее время (а точнее с 2008 года) сократилось не только количество ЧОПов, но и охранников. Ухудшилась качественная составляющая работы, потому что вахтеру не так важно где он работает. Важно, чтобы лучше три недели через три, или хотя бы две через две, впрочем, возможны варианты.

За историю становления в России малого и среднего бизнеса ни одна сфера деятельности не подвергалась таким испытаниям как частная детективная и охранная деятельность. И сегодня условия функционирования этих видов деятельности не вполне рыночные. Объединенные одним законом две совершенно различных сферы деятельности выживают в таком количестве административных запретов и ограничений, с такими издержками, что невольно завидуешь тем, кто работал в девяностые годы.

Получилось так, что под лозунгом очистки охранного и детективного бизнеса от криминальных элементов, ограничения их доступа к оружию, была зачищена вся территория НСБ. Из-за десятка, ну сотни "криминальных" ЧОПов, получивших в МВД и лицензии, и оружие пострадали тысячи добросовестных предприятий. Поправки, принятые ФЗ-272, довели отчетность ЧОО и детективов до абсурда, когда надо отчитываться не только за объекты, которые приняты под охрану, но и за те, переговоры о которых еще только ведутся. А сколько нерешенных и неразрешимых вопросов со служебным оружием и личкой. Приняты десятки подзаконных актов – приказы, наставления, положения, в которых грамотный юрист и тот путается.

А чего стоила ЧОПам кампания по разоружению! То изъятие длинноствольного огнестрельного оружия! Мол, не тех марок. То перекрашивание частей оружия! Мол, так частный охранник будет безопаснее для окружающих. То, снова безвозмездное изъятие оружия из собственности охранных структур! А кто-нибудь из чиновников, считал сколько эти инициативы стоили? Почему это происходило? Эпопея с оружием продолжается и не видно конца. Продолжают ЧОО нести финансовые потери из-за неопределенности с вооруженностью и оснащенностью.

Забота о развитии ЧОПов привела к повышению уставного капитала с 10 тысяч рублей до 100 000 и 250 000! Переоформление удостоверений частных охранникам вылилось, увы, не в копеечку, а в тысячи рублей и отдельную историю. Заботой окружили и тех, кто пришел из силовых структур в охранники, имея на руках справки их кадровых органов. Всё, справки было недостаточно, нужно было проходить обучение. Торопились провести замену удостоверений и присвоить квалификацию частным охранникам. Сделали быстро... Но теперь надо перепроверять все выданные удостоверения, квалификационные карточки и дипломы по обучению. На руках более 20 тысяч поддельных документов. И теперь часть работы (запросы на подлинность этих бумаг, их сканирование для последующего занесения в базу данных и т.п.) делают ЧОО.

Еще одна страшная сказка на ночь: прохождение частными охранниками периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. МВД взяло и изменило сроки проведения таких проверок для частных охранников, имеющих квалификацию 4 разряда. Можно предположить с большой долей уверенности, что снова в ЧОО не досчитаются сотрудников, которые не захотят тратить время, нервы и деньги на это мероприятие.

А увеличение страховых взносов для тех, кто работал по "упрощенке", а использование административного ресурса структурами вневедомственной и ведомственной охраны. Далее список можете продолжить сами.

И поскольку ответ на первый вопрос – а нужна ли негосударственная сфера безопасности кому-нибудь кроме самих ее участников – только один: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, сам же и попытаюсь ответить на второй извечный русский вопрос: что делать?

Сразу скажу, что эти мысли созрели под влиянием заседания подкомиссии по вопросам  совершенствования нормативно-правовой базы негосударственной сферы безопасности Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ от 16 мая 2012г. и слушания в той же Комиссии проблем, связанных с гражданским оборотом оружия и лицензированием охранно-сыскных структур 25 мая этого года.

Во-первых, у НСБ осталось очень мало времени на реальные действия по реформированию системы, перестройку работы. На раскачку времени не осталось вовсе. Иначе следующий свой круглый юбилей будем праздновать в узком кругу уцелевших. Пора объединиться в единую общероссийскую организацию, которая должна отстаивать наши интересы. А еще лучше, если при Правительстве будет создан некий орган, курирующий интересы НСБ, которые, например, существуют у рыбаков, охотников и т.п. По-другому, в нашей реальности мы останемся без защиты. Необходимо объединить интеллектуальные, организационные, финансовые и другие ресурсы.

Понятно, что главным тормозом в этом будут узкокорпоративные интересы и амбиции уже существующих ассоциаций, лиг, союзов. Желание перетянуть одеяло на себя может порвать само это одеяло.

Если вышеназванная подкомиссия под председательством члена Общественной палаты РФ Дмитрия Галочкина сумеет решить задачу объединения НСБ, то это будет настоящий прорыв на благо всех ее участников.

Во-вторых, должна быть единая философия, доктрина, развития НСБ, единые правила игры участников. Ее можно назвать как угодно – дорожная карта, концепция развития, программа выживания и самосохранения…

Но главная ее задача – сформировать правовую основу деятельности всех структур НСБ, с минимумом отсылочных норм, доступную для понимания, не содержащую внутренних противоречий и корреспондирующуюся с другими законами и постановлениями правительства. Охватывающую и вопросы лицензирования деятельности и подготовки кадров, и осуществление практической работы со снятием не нужных запретов и препон, исключающую администрирование и регулирующую контроль со стороны госорганов.

Активное участие в экспертизе принимаемых законодательной и исполнительной ветвями власти нормативных актов должно принимать все сообщество НСБ, предлагая свои инициативы и пути развития. Все это необходимо для создания благоприятных условий работы структурам НСБ, предотвращения некорректной конкуренции, демпинга и т.п.

В-третьих, участники НСБ должны сесть за стол переговоров с заказчиками их услуг, которые фактически обеспечивают наше существование. Заказчика не волнуют наши внутренние проблемы. Они вряд ли найдут у него понимание. Сегодня востребованы те частные охранные организации, которые предлагают заказчику более выгодные (но, не демпинговые!) условия защиты его законных интересов, более высокое качество работы, профессиональных работников, лучшую технику и оборудование.

А для этого мы должны иметь создать единую тарифную политику, что позволит охранным организациям работать без конвертов, обналички, соблюдая Трудовой кодекс. Это станет возможным, если на федеральном уровне будет создано объединение работодателей, которое сможет заключать соглашения с госструктурами и профсоюзом НСБ.

Уже давно следовало бы выработать единые стандарты в области частной охранной и детективной деятельности, будь то стандарты обучения или предоставления своих услуг. Как сегодня часто бывает, заказчик делает вид, что платит, а ЧОО делает вид, что работает. Усиление внутриотраслевого контроля приведет не только к повышению качества работы, но и удорожанию предлагаемых услуг. Вот тут государство могло бы оказать НСБ неоценимую помощь, сделав крупный госзаказ, как это происходит в других странах. Тогда и вхождение в ВТО не будет казаться таким беспросветным.

Но такое возможно только при условии, если государство заинтересовано в сохранении и развитии негосударственной сферы безопасности. Но, боюсь, это не о нас. Во всяком случае – не сегодня. И это очень грустно потому, что завтра, а тем более послезавтра у НСБ может и не быть.

Об авторе: Черняев Владимир Владимирович, учредитель и руководитель частной охранной организации. Член экспертного совета Подкомиссии Общественной палаты России по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы негосударственной сферы безопасности