Не так давно на общественных слушаниях в Государственной Думе «Социальные проблемы образования» с докладом выступил заместитель Генерального прокурора России Сергей Фридинский. После своего выступления он дал интервью корреспонденту нашего журнала.

— Сергей Николаевич, многие аналитики считают, что в нашей стране на протяжении ряда лет идет информационная война, в которой объектом поражения является население, прежде всего молодежь. Все предыдущие составы Госдумы отклоняли Закон об информационной безопасности, на принятии которого настаивали общественные организации, а государственным органам, казалось, нет дела до того, что народ вымирает от пьянства, наркомании, разврата… Но вот в прошлом году Генеральная прокуратура обратилась в Госдуму с конкретными предложениями по закону о противодействии информационному насилию. Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших предложениях.

— Был разработан проект закона о противодействии информационному насилию в отношении детей. Мы его уже обсуждали на заседании Комитета по материнству и детству в Госдуме. Там есть что дорабатывать, но смысл заключается в том, чтобы ограничить негативное влияние на ребенка средств массовой информации.

— Кто же, на ваш взгляд, осуществляет информационное насилие?

— Газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет. Как их можно ограничить? Например, сделать так, чтобы порнографические сюжеты показывались не раньше 23 часов. Или запретить публикацию изображений обнаженного тела в детских журналах. Впрочем, дело не только в эротических картинках, но и в выражениях, которые используются в средствах массовой информации.

— Вы имеете в виду матерные слова?

— Раньше эта лексика считалась нецензурной, а сейчас ее тиражируют СМИ. В качестве примера напомню шутку Михаила Шолохова: «Журнал отдай дяде, а сам иди к …» (дальше — похабная рифма). Так вот, мы хотим, чтобы подобные «шедевры» были изъяты из общего употребления, и наши дети воспитывались бы на нормативной лексике.

Предложенный нами проект закона включает в себя много подобных аспектов. Мы направили его в Госдуму в мае прошлого года и с тех пор следим, как с ним работают законодатели.

— На общественных слушаниях говорилось о том, что большинство родителей сейчас не имеют возможности воспитывать своих детей, потому что очень много работают, пытаясь обеспечить семью. Воспитательную работу может проводить только школа. Но чему хорошему могут научить детей классные руководители, которые курят, пьют, матерятся, берут взятки? В таких классах воспитывается цинизм, распущенность, корыстолюбие, жестокость. Их выпускники стремятся к обогащению любой ценой, не хотят создавать семью, работать на благо общества. Есть ли какие-то юридические рычаги для борьбы с «учителями», которые прививают детям интерес ко всему дурному?

— Уже ни для кого не секрет, что получение взяток преподавателями и руководителями учебных заведений приняло повсеместный характер. Поэтому в летние периоды, во время сдачи экзаменов и поступления в высшие учебные заведения, проводился комплекс мероприятий «Образование 2004-2005». В 2004-м было выявлено около 3000 преступлений, связанных с получением взяток и растратой бюджетных средств, и в 2005-м — более 3000. По 150-170 уголовных дел возбудили в отношении только руководителей образовательных учреждений, бравших взятки.

— Насколько успешной может быть борьба со взяточничеством, когда не искоренена его главная причина — чрезвычайно низкая зарплата учителей?

— Это вопрос очень сложный. Мы два раза уже проинформировали Министерство образования и науки о пугающем положении дел со взяточничеством в подведомственной ему сфере. И там на наши представления отреагировали (если здесь можно употребить это слово) примерно так: ваша задача — с преступностью бороться, ну и боритесь с ней...

— Минобрнауки проводит многие реформы под девизом борьбы со взяточничеством. Мол, раньше можно было подтасовать результаты экзаменов за деньги, а теперь Единый государственный экзамен (ЕГЭ) дает возможность всем честно поступать в институты. Не кажется ли вам, что подобные меры приводят только к перекладыванию взяток из одних карманов в другие, а не искореняют это зло?

— Конечно, взятки от этого не прекращаются. Как я уже сказал, они приняли повсеместный характер. Взятки берут, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. За поступление, за экзамены, за зачеты, за окончание, за пятое-десятое, за все.

— Есть ли возможность кардинально решить эту проблему в России?

— Каждый должен «нести свой чемодан». Повторяю: наша функция заключается в том, чтобы пресекать эти преступления и принимать надлежащие меры для устранения нарушений закона. Чем мы и занимаемся: и министру образования и науки, и министру здравоохранения и социального развития, и министру внутренних дел вносим представления, в которых говорим, что мы выявили и что нужно устранить.

Беседу вел Михаил ДМИТРУК

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»