За основу изложения данной статьи используем результаты зарубежных экспертов, которые на базе изучения практики создания системы обеспечения безопасности рядом ведущих стран мира, осуществили:
• некоторые выводы об эффективности системы обеспечения безопасности;
• классификацию организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности аэропортов;
• определение функций организаций и должностных лиц по обеспечению безопасности;
• разделение ответственности между участниками обеспечения безопасности;
• изложение особенностей организации обеспечения безопасности ряда ведущих стран;
• перечень содержания полномочий и ответственность подразделений и некоторых должностных лиц, участвующих в обеспечении безопасности.

 

Так они считают, что наиболее эффективная система обеспечения безопасности аэропортов может быть создана только на основе принципа единоначалия когда систему безопасности обеспечивает единая организация, имеется четкая и ясная система управления, одна из организаций имеет абсолютную власть и эта организация несет полную ответственность за все функции по обеспечению безопасности аэропорта.

Однако реализовать принцип единоначалия в системе обеспечения безопасности в современных условиях аэропортов на практике весьма трудно ввиду сложности их организации. Поэтому в создании и обеспечении эффективного функционирования системы обеспечения безопасности принимают участие несколько организаций. В связи с этим для эффективности обеспечения безопасности требуется, наряду с единоначалием так же четкое определение задач каждой организации, ответственности каждой организации за порученную часть деятельности, определения сферы и методов их взаимодействия во избежание пробелов, а также трений и конфликтов их интересов, объективной оценки возможностей участников обеспечения безопасности.

Кроме того, организации обеспечения безопасности должны располагать необходимыми ресурсами, профессиональными кадрами. Важно при этом установление сети и каналов взаимодействия между всеми организациями, входящими в систему обеспечения безопасности, а также для обмена информацией, к которой следует отнести: разведанные данные, рекомендации и предупредительные тревожные сигналы.

Три группы систем обеспечения безопасности
По большому счету все организации, участвующие в создании и обеспечении эффективного функционирования системы обеспечения безопасности современных аэропортов, могут быть разделены на три основные группы:
• правоохранительные государственные органы;
• портовая служба безопасности;
• авиакомпания, каждая из которых имеет установленную законом и опытом сферу ответственности в создании и функционировании системы обеспечения безопасности аэропортов.
Правоохранительные государственные органы выполняют свою основную конституционную функцию – обеспечение законности и правопорядка на территории аэропорта. Однако на них могут быть возложены и некоторые дополнительные, специфические для аэропортов функции:
• разрешения возникающих конфликтов;
• проведение необходимых действий при обнаружении запрещенных предметов при досмотре багажа;
• проведение антитеррористических мероприятий.

Сотрудники портовой служба безопасности обязаны обеспечивать охрану установленных запретных зон от незаконного проникновения. Для этого она обязана устанавливать соответствующие системы их ограждения: решетки, барьеры и т.п., пункты пропуска через них, а также организовывать охрану и патрулирование всей территории аэропорта. В некоторых странах на службу безопасности аэропортов возлагаются и обязанности досмотра пассажиров и их багажа.

Авиакомпании несут полную ответственность за обеспечение безопасности их функционирования: досмотр и сохранность багажа, почты, продуктов питания пассажиров в полете, за контроль доступа в зону обслуживания и на борт самолета.

После трагических событий 11 сентября 2001 года отношение к состоянию и функционированию системы обеспечения безопасности кардинально изменилось. Изменилась и сфера ответственности трех ее основных субъектов: правоохранительных государственных органов, портовых служба безопасности и авиакомпаний. Рассмотрим некоторые из них. В ряде стран отмечено усиление роли государственных органов в обеспечении безопасности аэропортов. Если ранее в ряде стран, включая США и Канаду, ответственность за досмотр пассажиров и багажа возлагалась на экипажи самолета, то в настоящее время в США и Канаде созданы новые государственные организация – специально для досмотра пассажиров и багажа – Служба безопасности транспорта (СБТ) и Канадская служба безопасности на воздушном транспорте (КАТСБА). На них возложена обязанность анализа угроз всей транспортной инфраструктуре страны.

Государственное участие несомненно повысит качество досмотра, но несколько усложнит эту процедуру. За полицией оставляется ее прежнее конституционное право – обеспечение законности и правопорядка на территории аэропорта.

Достоинства и недостатки службы безопасности
К достоинствам следует отнести: улучшение качества досмотра, более четкое проведение государственных рекомендаций для улучшения текущей деятельности аэропорта, эффективный мониторинг качества деятельности портовой службы безопасности, быстрая реализация разведывательной информации, полученной от СБТ и КАТСБА.
Недостатки: увеличение затрат, необходимость более тесной координации действий между портовой службы безопасности, авиакомпаниями аэропорта и СБТ (КАТСБА), возможность возникновения сбоев в обслуживании пассажиров в здании аэропорта, неэффективное использование информации о текущем состоянии портовой службы безопасности и авиакомпании, более пассивная роль авиакомпаний в создании и функционировании портовой службы безопасности.

Во многих странах в создании и функционировании системы обеспечения безопасности в аэропортах доминирующая роль отводится авиакомпаниям или государственным правоохранительным органам. В ряде аэропортах Европы и Азии, например, вся ответственность за обеспечение безопасности принадлежит авиакомпаниями аэропорта. Для осуществления функций досмотра пассажиров и багажа, а также обеспечения пропускного режима в помещения аэропорта обычно нанимают по контракту специальную компанию, работающую в этой сфере безопасности. Для реализации своих функций обеспечения безопасности аэропорта получают ограниченные права и обязанности правоохранительные государственные органы. Однако в случаях возникновения непосредственно криминальных ситуаций портовая служба безопасности аэропорта обращается к правоохранительным государственным органам.

Системы обеспечения безопасности в Японии, Гокнонге и Швейцарии
В Японии авиакомпании несут ответственность за досмотр пассажиров, а служба безопасности аэропорта осуществляют пропускной режим на территории аэропорта. При таком распределении сфер ответственности в системе обеспечения безопасности появляется опасения за качество досмотра из-за финансовых ограничений.

В Гонконге же власти аэропорта несут полную ответственность за обеспечение безопасности аэропорта, но в то же время все функции по обеспечению безопасности, включая досмотр выдачу удостоверений личности служащим, контроля пропускного режима и т.д., выполняет дочерняя компания службы безопасности аэропорта. Подобная организация обеспечения безопасности аэропорта работает весьма эффективно, поскольку компания имеет возможность найма высококвалифицированных специалистов в сфере безопасности.
Поскольку подразделения безопасности аэропорта распространяют свои полномочия только в пределах границ аэропорта, а криминальные операции проводятся, как правило, вне их пределов, то при реализации такого распределения функций в системе обеспечения безопасности, неизбежно используются, с целью закрытия образующейся «бреши» в системе обеспечения безопасности, правоохранительные государственные органы.

В Швейцарии власти аэропорта также несут полную ответственность за безопасность, но функции досмотра пассажиров и багажа передана полиции страны.

Описанные подходы к организации обеспечения безопасности обладают определенными достоинствами:
• большой объем информации, касающейся безопасности, может быть получен через систему правоохранительных государственных органов;
• привлечение правоохранительных органов к производству досмотров, как свидетельствует опыт Швейцарии, является эффективной мерой;
• такая организация системы обеспечения безопасности отвечает критерию «затраты – эффективность»;
• сферы ответственности служб, участвующих в обеспечении безопасности, определены оптимально благодаря участию авиакомпаний в досмотре пассажиров;
• использование информации о пассажирах при досмотре пассажиров, как свидетельствует опыт хотя бы Японии, доказало свою эффективность.

К недостаткам описанного выше подхода к организации системы обеспечения безопасности следует отнести:
• возможности возникновения трудностей в организации взаимодействия подразделений безопасности службы безопасности аэропорта и правоохранительных государственных органов;
• более низкого качества досмотра пассажиров.

Оптимальная структура обеспечения безопасности
На основе проведенного тщательного анализа и сопоставлений, имеющих систем обеспечения безопасности аэропортов была разработана оптимальная, по мнению экспертов, структура обеспечения безопасности аэропортов. В данную структуру вошло несколько субъектов. Ключевыми субъектами предлагаемой структуры являются следующие шесть подразделений:
1. Исполнительный директор по безопасности аэропорта.
2. Комитет по безопасности аэропорта.
3. Группа анализа угроз.
4. Департамент планирования.
5. Департамент оперативного управления.
6. Полицейский департамент.

Исполнительный директор по безопасности аэропорта несет всю полноту ответственности за все аспекты обеспечения безопасности аэропорта. Он должны иметь прямую связь с директором аэропорта и участвовать в процессе принятия решений совместно с руководством правоохранительных государственных органов и разведки страны по вопросам, касающихся обеспечения безопасности аэропорта. Поэтому желательно, чтобы исполнительный директор имел значительный опыт работы в правоохранительных государственных органах и в системе управления аэропортом.

Его должность и полномочия занимают по иерархии второе место после директора аэропорта, но все функции и проблемы, связанные с обеспечения безопасности аэропорта, целиком находятся под его контролем. В советское время такая должность в аэропортах существовала. Должностное лицо в то время имело офицерское звание и полномочия, которые распространялись как на правоохранительные органы, так и на гражданские должности аэропорта.

Комитет по безопасности аэропорта находится в прямом подчинении исполнительному директору по безопасности аэропорта и рассматривает, готовит предложения и решения по всем вопросам, касающимся обеспечения безопасности аэропорта, для доклада директору аэропорта.

Группа анализа угроз состоит из экспертов по проблеме авиационной безопасности и соответствующих представителей правоохранительных и разведывательных органов страны. Результаты работы группы докладываются одновременно как Директору аэропорта, так и Исполнительному директору по безопасности с тем, чтобы вся свежая информации, касающаяся обеспечения безопасности, была бы без промедления использована в текущей деятельности соответствующих служб аэропорта.
Департамент планирования должен нести всю полноту ответственности за сводное планирование и контроль всех мероприятий, касающихся обеспечения безопасности аэропорта с целью обеспечения ее эффективности. Глава Департамента должен назначаться из числа специалистов, имеющих значительный опыт работы как в системе управления аэропортом, так и в системе управления безопасностью. Главным функциями, возлагаемыми на Департамент являются, планирование, контроль качества и координация деятельности с другими службами в области ОБ аэропорта. Задачами Департамента также являются формулирование концепции и проектирование мероприятий по ОБ аэропорта с учетом динамичности всех повседневных операций аэропорта, а также эффективности его обеспечения безопасности. Департамент обязан принимать необходимые меры для обеспечения должного качества каждого мероприятия, проводимого в сфере обеспечения безопасности аэропорта, путем проведения проверок, инспекций и тестов. На Департамент возлагается и обязанность определения запретных, по условиям безопасности, зон аэропорта.

Основной задачей Департамента оперативного упраления является управление реализацией всех функций и задач, входящих в обеспечение безопасности аэропорта. Он осуществляет досмотр пассажиров, сотрудников, багажа и ручной клади и обеспечение контроля над доступом в запретные зоны аэропорта силами охранной и патрульной служб. Он также обеспечивает эксплуатацию помещений и средств, входящих в состав обеспечения безопасности аэропорта. Однако, контроль за пунктами технического досмотра и доступа должен осуществляться правоохранительными государственными органами, входящими в состав полицейского департамента, также находящимся в подчинении исполнительного директора по безопасности аэропорта.

Полицейские, назначаемые на осуществление досмотра и контроля пунктов доступа, должны предварительно пройти специальную подготовку, чтобы обеспечить необходимую координацию своей работы с контролером безопасности аэропорта.
Важной задачей Департамента является обеспечение четкой координации всех служб и сотрудников с целью организации эффективной обеспечения безопасности аэропорта.

Полицейский департамент формируется из сотрудников общенациональной и местной полиции и, в основном, занимается обеспечением законности и правопорядка, а также контроля пунктов досмотра и доступа. Для эффективного выполнения этих функций полицейские должны иметь значительный опыт осуществления функций по обеспечению безопасности в аэропортах. Поэтому на службу в Полицейской департамент должны отбираться кандидаты, имеющие достаточный опыт проведения операций в сфере обеспечения безопасности аэропортов.

Как видно, предлагаемая система обеспечения безопасности аэропорта воплощает в единой организации все функции обеспечения безопасности с четким распределением полномочий и ответственности между ее участниками.
по материалам: www.securpress.ru

http://azbez.com/node/982