В СССР отрасли по производству технических средств защиты имущества (сейфов, хранилищ, металлических дверей, пломб и т.п.) практически не было, за исключением предприятий, обслуживавших специфические нужды силовых структур и оборонной промышленности. Наиболее распространенным типом сейфов были так называемые несгораемые шкафы и сейфы из стального листа толщиной 2-4 мм. Верхом защиты были засыпные сейфы – те же ящики из стального листа с двойными стенками, проем между которыми был заполнен песком. Пломбы были только свинцовые, металлические двери и решетки как правило самодельные. В целом по нашей оценке в отрасли было не более 10 – 20 мелких специализированных предприятий с общей численностью занятых до 1000 человек. Техническим регулированием этой отрасли никто не занимался. Стандартов не было.

В 90-е годы с появлением капитализма в России появился и массовый спрос на сейфы и другие средства технической защиты. Некоторые российские производители начали выпускать более менее современные модели, но в основном рынок заполнили импортные изделия. В 1995 – 1996 годах на импортные сейфы приходилось 65 -70% российского рынка. Кризис 1998 года привел к резкому удорожанию импортной продукции, чем воспользовались российские компании. К 2006 году доля импортной продукции на российском рынке сейфов снизилась до 40 - 45%. Тем ни менее импорт сейфов в Россию продолжал расти и пик пришелся на 2008 год, когда в Россию было ввезено около 180 тысяч сейфов, в том числе более 65 тысяч из Китая и 35 тысяч из Юго-Восточной Азии.

В последние годы российским производителям удалось наладить выпуск собственной продукции, замещающей сейфы, которые ранее ввозились только из-за границы. В результате импорт сейфов в Россию в 2011 году уменьшился до 68 тысяч штук, но из них 47 тысяч было ввезено из Китая. Российские компании произвели в 2011 году 390 – 400 тысяч сейфов.

В значительной степени снижению импорта способствовала и тарифная политика России. Пошлина на сейфы до последнего времени составляла 20%, но со вступлением в ВТО к 2017 году она уменьшится до 8%. Это, безусловно, обострит конкуренцию с импортом, особенно из Китая и других стран Азии.

Еще более острая борьба с дешевой китайской продукцией идет на рынке металлических дверей. Пик в импорте дверей из Китая также был в 2008 году, когда было ввезено 5,7 миллиона дверей. По итогам 2011 года импорт дверей из Китая составил 3,8 миллиона штук. Российские компании в 2011 году произвели только 1,6 – 1,8 миллиона металлических дверей. Китайские двери дешевле, они красиво выглядят, а то, что внутри них – бумага массовый потребитель не знает. Пошлина на двери сейчас составляет 15%, на в 2015 году снизится до 6%, что будет только способствовать росту импорта из Китая.

В России не менее 50 производителей сейфов. Наиболее крупными из них являются "Промет" (Московская область), ДВК (С-Петербург), "Контур" (Московская область), "Модуль" (Московская область), "Кросс- сейф" (Москва), "Меткон" (Саратов), "Рипост" (С-Петербург). Общая численность сотрудников этих компаний превышает 3500 человек.

К достижениям российских производителей сейфов следует отнести то, что в России создана конкурентоспособная отрасль, способная производить товары для практически всех сегментов рынка, что и позволило снизить импорт сейфов в Россию даже из Китая. Еще одним существенным достижением является то, что в 2010 – 2012 году резко вырос экспорт сейфов из России. В 2011 году было экспортировано около 12 тысяч сейфов, причем не только в страны СНГ, но и в страны Западной Европы.

В России более 700 производителей металлических дверей. В основном это малый бизнес. Крупнейшими производителями металлических дверей в России являются "Торекс" (Саратов), "Эльбор" (Новгородская область), "Меги" (Башкирия), "Гардиан" (Марий Эл). Общую численность сотрудников российских компаний, выпускающих металлические двери можно оценить в 12 – 15 тысяч человек.

Российские производители дверей постепенно учатся бороться с китайской угрозой. Их доля в самом массовом сегменте дешевых дверей стабилизировалась и начала расти. Все больше компаний модернизируют свое производство, закупают и устанавливают современное автоматизированное оборудование. Российские двери также поставляются на экспорт, но только в страны СНГ.

Существенной проблемой на рынке технических средств защиты имущества, в частности сейфов, является отсутствие регулятора. Для сравнения посмотрим, как регулируются рынки сейфов в Европе и США.

В каждой стране Евросоюза существует только один, редко два сертифицирующих органа и, соответственно, одна-две испытательные лаборатории. Если таких лабораторий две, то одна испытывает сейфы и замки на взломостойкость, другая – на огнестойкость. Наиболее уважаемая в Европе и мире сертифицирующая организация ECB-S признает результаты испытаний только 9 лабораторий из 4 стран (Германии, Швеции, Франции и Италии).

В США единственным органом, сертифицирующим сейфы, является UL (Underwriters Laboratories). Требования при прохождении там сертификационных испытаний там тоже значительно выше, чем в России. Мы говорим об этом на основании собственного опыта, так как "Промет" сертифицировал свою продукцию и в Европе (ECB-S) и в США (UL). Отношение к нам, как к иностранным производителям, пытающимся проникнуть на внутренний рынок, было несколько предвзятым, но это проявлялось больше в требованиях о предоставлении дополнительной технической информации.

Ни в Европе, ни в США сейфы не подлежат обязательной сертификации, но при госзакупках обязательно надо представить сертификаты UL в США или ECB-S – в странах Западной Европы. В Польше, где цены на продукцию, сертифицированную в ECB-S слишком высоки для польских госструктур, необходимо иметь сертификат единственного национального сертифицирующего органа – IMP. Тем самым госорганы подают сигнал населению и коммерческим структурам и те при закупках продукции также ориентируются на имеющую сертификаты продукцию.

В какой-то степени регуляторами рынка сейфов в России являются Центробанк, ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков) и МВД. Но они часто регулируют рынок не совсем профессионально.

В частности, в приказе МВД о требованиях к размещению оружия написано, что «Граждане Российской Федерации должны хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом».Деревянный ящик обитый фольгой удовлетворяет этим требованиям, или надо обить оцинковкой?

В выпускаемых Центробанком положениях, определяющих требования к оснащению банков техническими средствами защиты, периодически появляются нечеткие формулировки, которые заставляют банки в свою очередь требовать от производителей сейфов, поставок оборудования, которого в мире просто не существует. Любимыми нашими примерами являются обращения к нам банков с просьбой поставить банковские ячейки и темпокассы (специальные сейфы с задержкой открывания для временного хранения наличности во фронт-офисах) 1 класса взломостойкости. Никто в мире банковские ячейки и темпокассы с такой высокой взломостойкостью не делает. Но многие банки и проверяющие их организации интересуют не реальная взломостойкость поставляемых банкам изделий, а наличие соответствующих бумажек. Поэтому в России есть посредники, которые покупают у производителей банковские ячейки и темпокассы с меньшей взломостойкостью, но умудряются получать в наших органах сертификации бумаги, согласно которым эти изделия имеют взломостойкость требуемого банком уровня.

В России сейфы являются изделиями, подлежащими обязательной сертификации. Казалось бы, что может лучше защитить рынок от появления на нем некачественной продукции. Но в России более 30 сертифицирующих органов имеющих право выдавать сертификаты на сейфы и более 20 испытательных лабораторий, имеющих право проводить испытания. Так в 2009 году сертификаты на сейфы и замки в России выдавались 25 сертификационными центрами на основании протоколов испытаний 17 испытательных лабораторий. В 8 из этих лабораторий даже по документам было проведено менее, чем 4 испытания за год. Если и предположить, что в них работали кристально честные люди, то при таком количестве испытаний у них просто нет навыков для нормального их проведения.

Но предположения о честности работников подавляющего числа сертифицирующих органов не подтверждается жизнью. Будучи специалистами по сейфам и пройдя тяжелые испытания для получения сертификатов на сейфы и замки в лабораториях ECB-S и UL, мы видим, что многие выданные в России сертификаты не соответствуют реальным характеристикам сейфов. На прошлой неделе мы были на выставке SECURITY 2012 в Германии. Там ходили представители испанской посреднической фирмы и предлагали за деньги и без испытаний оформить российские сертификаты.

Обязательность сертификации сейфов означает, что при импорте сейфов надо обязательно иметь сертификат. Даже честные импортеры, например ЛЕРУА МЕРЛЕН, привозящие китайские «сейфы» как «ящики для хранения документов» вынуждены получать на них сертификаты как на сейфы класса Н0 (ниже ноля). И российский потребитель покупает их как сертифицированные сейфы. И это ящик, про который в интернете полно роликов как можно его открыть банкой из под пива, ударом об стол, просто ударом кулака и другими аналогичными способами. В Европе и США китайских псевдосейфов продается много больше, чем у нас, но там их покупают на свой страх и риск, а в России это – сертифицированные сейфы. Российские производители уже тоже массово получают на разного рода ящики сертификаты как на сейфы класса Н0.

Пока в России будет 30 сертификационных органов и 20 испытательных лабораторий по сейфам, но не будет реального контроля за их работой и ответственности этих органов за выдачу, скажем вежливо, «недостоверных» сертификатов мы предлагаем отменить обязательную сертификацию сейфов и замков для них.

По нашему мнению для сохранения и развития в условиях снижения тарифной защиты от импорта успешно развивающейся отрасли, отрасли, в которой работает не менее 15 тысяч человек, надо перейти к добровольной сертификации, но создать единственный национальный центр по сертификации технических средств защиты. Надо жестко контролировать его работу со стороны государства и саморегулируемых организаций производителей. Наличие российского сертификата, выданного этим национальным центром, должно быть обязательным условием при госзакупках.

И еще одно пожелание: регуляторы рынка при разработке нормативных требований к изделиям должны консультироваться с потребителями и возможными поставщиками этой продукции.

Автор - Евгений ПЕТРОВ, генеральный директор компании "ПРОМЕТ".