Первую часть материала можно найти по ссылке: www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=70849
Автономная система предупреждения столкновений и выбора зоны приземления вертолета
Американская самолетная корпорация Пясецкий (Piasecki Aircraft) и университет Карнеги-Меллона разработали и продемонстрировали сенсорную систему навигации, которая позволяет полноразмерным, автономным вертолетам совершать полет на низкой высоте, избегая столкновения с препятствиями. Система предназначена также для оценки и выбора подходящего места посадки БЛА на некартографированной местности и безопасного приземления с использованием самостоятельно сгенерированного пути подлета.
Выбор и оценка посадочной зоны при выполнении автономного полета полноразмерного вертолета на малой высоте являются беспрецедентными. Эта технология была разработана для вновь создаваемых беспилотных вертолетов, предназначенных для эвакуации раненых с заминированных или обстреливаемых участков сражений и для пополнения боезапасов выдвинутых вперед войсковых частей (рис. 5).
Технология может также использоваться в гражданской сфере в качестве помощи пилотам вертолетов для предотвращения столкновения с препятствиями, например, линиями электропередач, и для выбора места посадки на неподготовленные площадки в чрезвычайных ситуациях, в том числе, в условиях низкой освещенности и плохой видимости.
Электронный голубь e-Juba
Разработанная южно-африканской фирмой Denel Dynamics для военных целей технология была преобразована для спасения жизней больных и пострадавших. Инженеры фирмы адаптировали военные БЛА в роботов-курьеров, наподобие почтовых голубей, которые могут быть использованы как для перевозки медицинских проб тяжело больных людей из отдаленных и труднодоступных районов в лаборатории клиник с целью тестирования, так и, например, для доставки в указанное место противоядий пострадавшим от змеиных укусов.
Большая часть грунтовых дорог становятся непроходимыми в дождь, поэтому для срочной доставки препаратов в отдаленные районы могут использоваться только воздушные транспортные средства. Поездка медработника из ближайшей лаборатории в хорошую погоду может также оказаться продолжительной, даже с использованием машин скорой помощи. Задержки при транспортировке образцов могут вызвать непредсказуемые последствия, увеличить продолжительность диагностики и время лечения различных тяжелых заболеваний. Последствия таких задержек могут быть критичными как для человека, требующего экстренной помощи, так и в случае эпидемии — для общества в целом.
Проект, предложенный фирмой Denel Dynamics совместно с национальной службой лабораторий здравоохранения (NHLS) Южной Африки, получил всестороннюю поддержку со стороны правительственных органов. В рамках проекта были успешно испытаны два различных БЛА первоначально разработанных для военных наблюдений.
БЛА предназначены для запуска с руки с территории клиники и движения по запрограммированному маршруту до назначенного места с использованием глобальной системы навигации и позиционирования (GPS) и гироскопов, управляемых микроэлектроникой.
БЛА сбрасывают свой груз в определенном месте и возвращаются назад по полетной траектории. Летательный аппарат может приземляться автоматически или с помощью оператора при дистанционном управлении.
Больший из двух БЛА получил название e-Juba (рис. 6), означающее на местном наречии голубь. Он может перевозить около 500 г полезной нагрузки и преодолевать расстояния до 40 км, сбрасывая груз при скорости ветра до 45 км/ч.
Такие БЛА могут быть использованы также для доставки медикаментов (или двух порций крови для переливания) в зону боевых действий или во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Концепция применения летающего робота в американском проекте Trauma Pod
Роботизированная безэкипажная система в проекте Trauma Pod представляет собой пару наземных аппаратов повышенной проходимости с гусеничным или колесным движителем и БЛА. Одна из роботизированных наземных машин (REX) доставляет пациента с поля боя, а другая — (REV) выполняет функции полевого госпиталя (рис. 7). Внутреннее пространство машины REV, входящей в состав системы Trauma Pod, сочетает в себе область интенсивного ухода за пациентом (intensive care unit — ICU) и операционный кабинет (operating room — OR), что позволяет медицинскому персоналу дистанционно (на удалении) оказывать помощь и, при необходимости, проводить на месте операцию по спасению раненых военнослужащих. После того, как система Trauma Pod будет полностью разработана, отпадет необходимость в присутствии медицинского персонала во время проведения операции (или он будет значительно уменьшен)…
После проведения полного цикла терапии и оказания необходимой помощи, пациент, при необходимости, с помощью летающего робота (рис. 8) может быть срочно доставлен в госпиталь для продолжения дальнейшего лечения. Все операции по погрузке раненого и доставке его в госпиталь выполняются в безлюдном автономном режиме.
Рис. 5 | ||
Рис. 6 | ||
Рис. 7 |
Печатается с сокращениями.
Журнал «Мир и Безопасность», №1, 2012 г.
Автор - к.т.н., доцент кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» МГТУ им. Н.Э. Баумана