При обнаружении неопознанного транспортного средства система, контролирующая доступ на объект, отказывает ему в доступе и, если требуется, подает сигнал оператору поста видеонаблюдения.

Для обеспечения выполнения указанных задач работает рынок разработки и поставки технических средств. В 2006г. компания Virage разработала весьма прогрессивную систему распознавания автомобильных номеров и обработки этой информации. Так как эту систему распознавания автомобильных номеров можно объединять с многочисленными архивами, например, полицейскими базами данных и данными по транспортным потокам, то она способна выявлять и оперативно предоставлять информацию о взаимосвязи между зарегистрированными номерами машин и другими характеристиками любого указанного транспортного средства, а также выдавать информацию об истории движения этого транспортного средства.

Например, при обнаружении машины, приближающейся к зоне высокой безопасности (детским учреждениям или правительственным зданиям), система видеонаблюдения Virage автоматически привлечет внимание персонала к тому факту, что это транспортное средство проезжает здесь уже в четвертый раз за определенный промежуток времени. Кроме того, эта система автоматически запускает запрограммированные ответные действия сразу после идентификации транспортного средства. Например, при обнаружении неопознанного транспортного средства система, контролирующая доступ на объект, отказывает ему в доступе и, если требуется, подает сигнал оператору поста видеонаблюдения.

Также в 2006г. в британском городе Бате для контроля основных магистралей, в основном на въезде и выезде из города установили 46 видеокамер, подключенных к компьютерной системе, которая может считывать номерной знак каждого автомобиля, проезжающего мимо, а также сверять его с базой данных. Эта система распознавания номерных знаков использует 30 баз данных, включая общенациональные базы данных, имеющиеся у полиции. Когда система по номеру автомобиля устанавливает, что он принадлежит разыскиваемому преступнику, ближайший патруль может перехватить такой автомобиль. Это предотвращает высокоскоростные полицейские преследования. Кроме того, эта система позволяет ловить не только разыскиваемых преступников, но и людей, которые управляют транспортным средством без прав или были лишены прав. Для этого она связана с системой Управления по выдаче водительских прав и автомобильных удостоверений.

В 2006г. компания GE Security, интегрировала программное обеспечение Autofocus компании Survision в цифровую платформу интеллектуальных систем видеонаблюдения VisioWave. Это дало возможность для автоматизированного контроля доступа на автостоянки. Компания Autofocus, разрабатывающая обработку изображения, компания VisioWave создает интеллектуальные системы обработки изображений. Их совместная система распознавания автомобильных номеров эффективно применяется для управления транспортными потоками.

Пользователи VisioWave, применяющие систему для нужд полиции, а также автобусного, трамвайного и пассажирского легкового автотранспорта, могут различать транспортные средства по номерным знакам в целях управления и контроля доступа на автостоянки. Также система в состоянии опознать краденые автомобили и автоматически регистрировать тарифное время на автостоянках для легковых и грузовых автомобилей и трейлеров.

В 2005г. министерством внутренних дел Великобритании опубликованы результаты успешного осуществления экспериментальной программы по применению систем автоматического распознавания номерных знаков автомобилей CitySync ANPR, для внедрения таких систем было инвестировано 15 миллионов фунтов стерлингов. Технология автоматического распознавания автомобильных знаков CitySync A широко применяется не только в городских системах видеонаблюдения, но и в патрульных полицейских машинах.

Системы CitySync ANPR в 2005 г. были установлены в таких британских городах, как Эйлсбери, Кентербери, Ливерпуле, Портсмуте и Виндзоре. Эта система способна работать в широком диапазоне скоростей, даже превышающих 100 миль в час. Инфракрасные видеокамеры захватывают изображения при плохом освещении, в условиях дождя, отражений и слепящего действия фар. Программное обеспечение считывает номерные знаки и сопоставляет их с базами данных, оповещая полицейских в течение нескольких секунд в случае обнаружения похищенных, незарегистрированных, незастрахованных автомобилей, или машин, за пользование которыми не уплачен налог. Данные о номерных знаках извлекаются и сопоставляются с 60 базами данных полиции в реальном режиме времени. Когда параметры поиска и информация из базы данных совпадают, тревожный сигнал приводит в действие системные контроллеры, которые инициируют соответствующие действия.

Эта же компания CitySync в 2005г. установила свою систему распознавания автомобильных номеров на одной из самых современных в Великобритании электростанций Котам (Cottam). Тепловая электростанция мощностью 2ГВт расположена в 13 км от населенного пункта Ретфорт (Retford) в графстве Ноттингемшир. Встроенное в эту систему программное обеспечение Eclipse Digital Software позволяет интегрировать в него дополнительные программные модули, как собственной разработки, так и от сторонних разработчиков. При этом последнее обстоятельство имело особое значение, так как до этого на станции уже успешно работала система Geutebruck Multiscope System. Видеокамеры были установлены так, чтобы можно было идентифицировать номерные знаки автомобилей, останавливающихся перед КПП. В базу данных, подключенную к системе, были внесены все лица, имеющие право на проход и проезд на территорию станции. При обнаружении неизвестного транспортного средства тревожный сигнал передавался через систему Geutebruck Multiscope System на центральную систему контроля.

В 2006г. видеосистемы распознавания номерных знаков на патрульные автомобили установила английская компания Appian Technology, выиграв крупный заказ на 300 тысяч фунтов стерлингов. Это был дополнительный заказ от Управления полиции Великобритании, так как ранее несколько полицейских автомобилей уже были оборудованы этой системой. По оценкам специалистов такие системы, установленные на автомобили высоко эффективны при проведении операций по захвату опасных преступников, замешанных в нелегальной торговле оружием и наркотиками.

Техническое совершенствование системы определения автомобильных номеров

За прошедшие годы использования за рубежом систем распознавания автомобильных номеров накоплена значительная статистика причин неправильного распознавания автомобильных номеров и разработаны алгоритмы борьбы с этими трудностями.

Для «машинного зрения» трудности представляют объекты, содержащие такие дефекты, как шум, засветку, сдвиги, повороты, нарушения пропорций и т.д.

Кроме того, как уже упоминалось, к видеокамерам, работающим в системах распознавания автомобильных номеров, предъявляются достаточно высокие требования относительно разрешающей способности, размера фоточувствительных матриц, наличия корректирующих функций в камере, чувствительности и быстродействия. В 2009 г. испанская компания Cell2solutions объединила три известных алгоритма распознавания символов — корректирующий, структурный и нейронный. В предлагаемой этой компанией системе Autofocus применяются все три указанные алгоритма. Их комбинирование позволяет максимально использовать плюсы каждого из алгоритмов, избегая его слабых мест.

Как уже упоминалось, еще в 2006г. компания Virage, принадлежащая Autonomy Corporation Neurodynamics, заявила о создании системы автоматического определения автомобильных номеров, использующей структуру и технологию нейронной сети и оптического распознавания образа, способную провести автоопределение номера даже в случае плохой видимости из-за погодных условий или слабого ночного освещения, распознающую автомобильный номер на скорости, превышающей 160 км/ч, в любом, даже очень плотном, транспортном потоке и позволяющую записать этот номер.

В конце 2008 г. британская компания Premier Electronics выступила с заявлением о том, что ею была разработана система автоматического распознавания автомобильных номеров, стабильно получающая высокие результаты без применения дорогостоящих специализированных камер.

Некоторые компании идут по другому пути совершенствования системы распознавания автомобильных номеров. В начале 2009г. компании Acumen Intercontinental Corp. и Video Internet Technologies (VIT) заявили о выпуске на рынок своего совместного продукта — системы видеонаблюдения Ai-Parking с функцией распознавания автомобильных номеров. В системе Ai-Parking используются камеры видеонаблюдения Acumen высокого разрешения (разрешение изображения в обеих моделей - 600 твл.), специально предназначенные для систем распознавания номерных знаков: Ai-CC91 и Ai-СС93. Это достигается за счет повышенной скорости срабатывания электронного затвора камеры. Установки электронного затвора выставляются вручную в зависимости от поставленной задачи регистрации: до 1/560 с - для Ai-CC91 и до 1/4000 с для Ai-CC93. Ai-CC91 предназначена для дорожного наблюдения. Она фиксирует с высокой точностью номерные знаки автомобиля на скорости до 120 км/ч днем и до 70 км/ч ночью. Ai-CC93 оснащена встроенным ИК-фильтром и позволяет получать тот же результат на скорости до 150 км/ч в круглосуточном режиме.

Кроме того, в камерах реализована программа автоматического снижения уровня шума и повышения чувствительности DNR & Sense Up. Камеры работают в диапазоне температур от –30 до +50°C, при допустимой влажности 80%, потребляемая мощность — 3 Вт. Вместе с тем, специалисты компании Acumen подчеркивают, что модели Ai-CC91 и Ai-СС93 относятся к линейке стандартных камер, и потому для каждого проекта требуется индивидуальная проработка, например, комплектация специализированными кожухами при реализации проектов внешнего наблюдения или подбор объектива. Действительно, если ориентироваться по характеристикам, то это весьма стандартные видеокамеры. Однако, здесь важен оптимальный подбор скорости переключения затвора и чувствительности видеокамер, которые, как известно, являются двумя сторонами одной медали. Чем выше скорость переключения затвора, тем ниже чувствительность и наоборот. При этом говорить о какой-либо величине чувствительности, не указав уровень шума, не имеет смысла. Видимо, в указанных видеокамерах действительно функционирует эффективная программа повышения чувствительности и снижения шумов. Безусловно актуальным решением является применение ИК-подсветки для распознавания автомобильных номеров в темное время суток.

Эти видеокамеры были представлены в Москве на выставке MIPS-2009.

Система Ai-Parking снабжена также такими функциями управления, как удаленный доступ к видеоархиву, удаленное администрирование системы и многоуровневое разделение прав доступа к системе. При этом в базу данных заносится номер в формате текста, время распознавания, направление движения, кадр, с которого было произведено распознавание с помощью просмотра видеоролика. Коэффициент распознавания автомобильных номеров составляет 96%. К числу интересных возможностей системы Ai-Parking относятся: до 8 каналов распознавания и до 16 каналов наблюдения на одном компьютере, создание и запись сетевых видеоархивов, возможность одновременно распознавать до 10 номеров в кадре.

Интересный и полезный пример наблюдения за дорогами был реализован в 2010 г. в Великобритании, недалеко от Бирмингема. На автотрассе А83, пролегающей по местности, подверженной оползням, видеокамеры, работающие вместе с ИК-прожекторами, каждые 10 минут круглосуточно транслируют изображение трассы на сервер компании Vaisala в Бирмингеме. Туда же направляются показания различных метеорологических датчиков. Клиенты компании могут ознакомиться с этими данными удаленно, через веб-интерфейс. Обращает на себя внимание работа инфракрасных прожекторов. Они работают в импульсном режиме, включаясь только в моменты съемки, и позволяют двум инфракрасным камерам получать четкие изображения окружающей территории в радиусе 150 метров. Аккумуляторы этих прожекторов заряжаются в дневные часы от солнечных батарей, встроенных непосредственно в их корпус, и ветрового генератора. В ночное время их заряд поддерживается только энергией ветра. Этого достаточно, чтобы обеспечивать регулярные включения прожекторов в темноте. Такие инновационные решения, направленные на повышение информированности водителей о состоянии труднодоступных участков дорог, находят все большее распространение за рубежом. Обращает на себя внимание то, как серьезно следят за рубежом именно за безопасным состоянием трассы и информированием водителей о трудной дорожной ситуации.

Правовая оценка системы определения автомобильных номеров

За годы использования за рубежом системы определения автомобильных номеров претерпела существенные изменения правовая оценка использования этой системы.

Во-первых, развивается дискуссия о целесообразности применения штрафных санкций на основе данных системы определения автомобильных номеров. Наряду с мнением, что водители, зная о видеокамерах, меньше нарушают ПДД, увеличивается статистика, свидетельствующая о повышении числа аварий. Часто водитель, увидев камеру, резко сбрасывает скорость и создает опасную ситуацию.

Во-вторых, набирает силу движение, направленное на защиту граждан от обогащения властей за их счет и улучшения инфраструктуры дорог, за которыми ведется видеонаблюдение. Видеокамеры, которые ведут на дорогах штата Луизиана мониторинг нарушений скоростного режима и сигналов светофора, могут быть отключены и демонтированы. По мнению членов Палаты, камеры служат для властей источником дополнительного дохода, и не более того. В бюджет округа Джефферсон, например, с момента установки камер и до конца 2008 г. поступило 11 млн. долларов за счет того, что было выписано 144 тысячи квитанций на штраф. Выдвигается предложение, чтобы власти округов и городов, установившие камеры, отдавали 50% поступлений от этих штрафов выше, в бюджет штата. А штат должен тратить эти средства на строительство, ремонт и оснащение автодорог. То есть, если камеры поставлены во имя безопасности, то и доходы, получаемые с их помощью, должны тратиться на то, чтобы дороги делались безопаснее и комфортнее.

Счета, на которые поступали со всего округа эти деньги, теперь заблокированы из-за того, что конституционность данной процедуры была поставлена под сомнение. Таким образом, запрет на дорожные камеры уже ввели четыре штата — Висконсин, Западная Вирджиния, Невада и Нью-Гэмпшир.

Журнал «Мир и Безопасность», декабрь 2011 г.