Рынок защиты автомобильных номеров от распознавания отреагировал, как всегда, чутко и оперативно, предложив потребителю большой ассортимент чудодейственных средств.

О видеоаналитических системах, предназначенных для распознавания автомобильных номеров, сказано очень много. Колоссальное общественное внимание в России было привлечено к недавно введенной практике применения в Москве системы распознавания автомобильных номеров и выставлению на основе данных этой системы штрафов за то или иное нарушение правил дорожного движения. Рынок защиты автомобильных номеров от распознавания отреагировал, как всегда, чутко и оперативно, предложив потребителю большой ассортимент чудодейственных средств. Как обычно бывает при внедрении новых систем и практик, вопросов относительно юридической легитимности, технической достоверности и способах борьбы с этой системой больше, чем ответов.

Для того, чтобы попытаться дать объективные ответы на такие вопросы, проанализируем ситуацию зарубежного опыта разработок и применения систем видеонаблюдения, позволяющих распознавать автомобильные номера (ANPR). Обычно, российский рынок систем видеонаблюдения повторяет с некоторыми видоизменениями основные этапы, пройденные зарубежными коллегами. Поэтому сначала рассмотрим, как за последние несколько лет использовались системы распознавания автомобильных номеров за рубежом.

Компания IMS Research, проанализировала ситуацию за 2010г. в США и установила, что общий объем сегодняшнего рынка распознавания номерных знаков оценен исследователями как $68 млн. По сделанному компанией прогнозу в ближайшие пять лет эта сумма вырастет приблизительно в два раза. Такие высокие объемы этого сегмента рынка обусловлены тем, что системы распознавания автомобильных номеров зарекомендовали себя как работоспособные системы, которые находят применение во многих областях. В этом же исследовании сообщается об ожидании увеличения, кроме того, и международного рынка таких решений. Во многих странах системы распознавания номеров еще не внедрены из-за нехватки средств. Однако в будущем на закупку подобных продуктов будут выделяться, как ожидается, значительные средства.

Так, в 2011г. инсталляция современной и высокотехнологичной системы видеонаблюдения была произведена в Индии, в полицейской академии штата Махараштра после того, как был задержан агент пакистанской террористической организации с фотографиями этой академии. Установленная интеллектуальная система видеонаблюдения — камеры программного обеспечения для видеоменеджмента (VMS) и прикладного ПО. Проектировщиком и инсталлятором решения выступила местная компания Revmax. Система построена на аппаратной базе от индийско-американской компании Cradle Technologies. Камеры «закрывают» свыше ста гектаров площадей. Эта система видеонаблюдения наряду с функциями идентификацией лиц, в том числе, и в гриме, передает акустическую информацию в двух направлениях, в том числе адресные и массовые сообщения. Кроме того, эта система считывает и регистрирует автомобильные номера.

Об эффективности работы систем видеонаблюдения, распознающих автомобильные номера, свидетельствуют способы борьбы с этими системами опытных китайских нарушителей. В 2008 г. китайские «мастера» наладили производство устройств, способных в считанные секунды переставить номерные знаки на автомобиле. Например, полиция провинции Гуаньдонг констатирует, что на многих снимках, сделанных камерами наблюдения, номерные знаки прикрыты либо непрозрачным материалом, либо фальшивыми номерными знаками. Стоимость самой дешевой модели приборчика составляет примерно 800 юаней (менее 3000 рублей). Более продвинутая разновидность, стоящая вдвое дороже, способна «сменить номер» менее чем за три секунды. То есть, попытки обмануть современные системы видеонаблюдения, распознающие автомобильные номера, путем значительного превышения скорости, создания дополнительных помех путем нанесения на номер лаков, сеток, дополнительных подсветок и пр. не увенчались успехом. Иначе не нашли бы такого широкого применения чисто механические средства монтажа нового номера.

Цели и задачи системы определения автомобильных номеров

Еще в 2005–2006 гг. при построении систем видеонаблюдения за рубежом, большое внимание уделялось распознаванию номерных знаков автомобилей.

Также в 2005 г. требования к видеокамерам делать снимки номерных знаков автомобилей, находящихся в полутора кварталах вокруг школ Филадельфии выдвинуло руководство школьного округа. Было разработано техническое решение согласно которому, эти камеры установлены на поворотных устройствах с дистанционным управлением. Каждая из таких камер стоит примерно 1000 долларов.

По заказу муниципалитета Стокгольма для считывания номерных знаков в 2006 году в центре города установлено 150 видеокамер. С их помощью контролируются транспортные потоки, и измеряется их плотность, осуществляется слежение за пробками. Эта система включает в себя видеокамеры, способные считывать номерные знаки. Они интегрируются со стандартными цифровыми видеорегистраторами и способны выполнять свои функции, как днем, так и ночью, в полной темноте, при высокой скорости движения автомобилей, а также при ослепляющем свете передних фар. Все продукты применяемой линейки интегрируются с программным обеспечением для автоматического считывания номерных знаков. Эта интеграция позволяет проводить с их помощью быстрый поиск номеров в базах данных.

Над магистралью М42, соединяющей Бирмингем и Восточный Мидлендс, установлены видеокамеры с объективами с фокусным расстоянием 7,5; 16; 50; 75 мм, обеспечивающие высокое качество изображения. Изображение передается в региональный центр управления агентства Highways Agency в Квинтоне и записывается в цифровом формате. Предусмотрено, что в моменты наибольшей загруженности М42 при возникновении дорожных пробок, будут открываться для проезда 2 дополнительные полосы на твердых обочинах шоссе. Каждый раз, перед открытием движения по дополнительным полосам, их будет осматривать оператор системы при помощи камер видеонаблюдения для обнаружения возможных препятствий движению, таких, как брошенные автомобили или мусор.

Обращает на себя внимание тот факт, что системы определения автомобильных номеров за рубежом используются не только и не столько для выписки штрафов нарушителям правил дорожного движения, но и для поиска лиц, совершающих любые преступления и находящихся около социально значимых объектов. Благодаря возможности быстрого поиска в базах данных распознанных номеров, эти системы справляются с анализом оперативной информации, получаемой при патрулировании. То есть, системы распознавания автомобильных номеров благодаря широчайшей интеграции с различными базами данных и программному обеспечению, позволяющему анализировать результаты обработки этих данных, могут предлагать различные оптимальные алгоритмы поведения структур безопасности в связи с той или иной ситуацией. Кроме того, эти системы успешно используются для борьбы с пробками путем анализа ситуации на дорогах и возможности открытия дополнительных маршрутов.

Например, согласно отчету МВД Великобритании в этой стране системы распознавания автомобильных номеров используются самыми разными пользователями, включая:

- полицейские силы — для осуществления перехвата и расследования дорожных происшествий;

- налоговое ведомство и агентство по организованной преступности — для осуществления расследований;

- местные власти (обычно в лице местной полиции) — для охраны правопорядка и мониторинга обстановки;

- служба лицензирования и регистрации автомобилей и управление шоссейных дорог — для мониторинга автомобилей и автострад;

- частные структуры — для обеспечения безопасности, сбора платежей и контроля доступа в автомастерские, зоны парковки и т.п.

Системы распознавания автомобильных номеров в Великобритании используются местными органами власти и управлением шоссейных дорог для своевременного обнаружения пробок и в целях управления транспортными потоками. Все большее применение распознавание автомобильных номеров находит и в частном бизнесе: на АЗС, в торговых центрах и на платных парковках они обеспечивают безопасность и снижение показателей преступности.

В отчете британского МВД фактически не упоминается использование систем распознавания автомобильных номеров для выписки штрафов за нарушения правил дорожного движения. Полиция Великобритании, согласно этому отчету, использует системы распознавания автомобильных номеров для защиты законопослушных граждан от опасностей, связанных с нахождением на дорогах водителей, которым запрещено нахождение за рулем, а также незастрахованных и незарегистрированных транспортных средств. Применяются системы автоматического распознавания номерных знаков, согласно отчету британского МВД, и для расследования преступлений. Так, к примеру, распознавание номеров сыграло решающую роль в поимке убийц констебля Шарона Бешенивски.

В отчете британского МВД указано, что существенное отличие распознавания номеров автомобилей от видеонаблюдения в том, что поиск по базам производится намного быстрее и удобнее. Хранение данных распознавания в течение длительного срока оказывает содействие полицейским расследованиям.

При использовании британской полицией систем автоматического распознавания автомобильных знаков, в отличие от систем видеонаблюдения, источником исходных данных становятся камеры, находящиеся в ведении соответствующего подразделения. Каждое из подразделений располагает собственными камерами, данные с которых поступают в местный центр управления системой и записываются на носитель. Затем эти данные пересылаются в Национальный центр данных распознавания автомобильных номеров (National ANPR Data Centre - NADC). Записываются регистрационный номер автомобиля, время и местоположение в момент фиксации номера, изображение номерного знака (для обеспечения возможности проверки), а также изображение транспортного средства (последнее не подлежит пересылке в NADC). Основными базами данных, по которым проводится проверка совпадений регистрационного номера, являются:

- общенациональная полицейская база, в которой содержатся данные об автомобилях, которые были украдены либо связаны с преступлениями;

- БД местных подразделений полиции;

- БД застрахованных автомобилей;

- БД службы лицензирования и регистрации автомобилей;

иные национальные базы данных (например, по оперативным мероприятиям, контртеррористическая и т.д.).

При обнаружении совпадений уполномоченные сотрудники получают уведомление и могут предпринимать необходимые действия, например, выслать в определенное место патрули для перехвата транспортного средства.

(Продолжение следует)

Журнал «Мир и Безопасность», декабрь 2011г.