В настоящее время на рынке имеется большое разнообразие систем аварийного оповещения и информирования, различных по своим размерам и возможностям. Объединение их на объекте в единую систему позволит сократить затраты и облегчить работу персонала.  

Зародившись как отдельный вид информационного оборудования в первой половине XX века (простейшие средства оповещения - колокола и рельсы на веревке в расчет не берем), эти системы прошли длинный путь: от простых репродукторов, предназначенных для трансляции объявлений и сигналов, до мощных многофункциональных комплексов трансляции звуковых программ. И в наши дни они используются не только по своему основному назначению, но и как средство массовой информации (системы типа "пешеходное радио") и рекламная среда. 

Современные системы оповещения являются, как правило, многоканальными и способны обслуживать весьма большие территории (размером до небольшого города). Разумеется, подобное оборудование не может существовать отдельно от других систем, обеспечивающих безопасность и информирование людей. До последнего времени системы оповещения часто рассматривались как дополнение к пожарной и охранной сигнализациям, интегрируясь с последними, как правило, посредством «сухих контактов». 

При таком подходе системе оповещения отводилась роль только средства информирования, и не более. Учитывая повсеместное развитие цифровых технологий передачи данных, сегодня возможен и другой подход - построение одной системы обеспечения безопасности, оповещения и управления объектом на основе единого коммуникационного сервера. Иначе говоря, сервер оповещения в этом случае является централью для смежных систем, обрабатывая потоки данных от датчиков и посылая сигналы управления с главного диспетчерского пульта исполнительным механизмам. 

Структура системы громкого оповещения 

По своей сути, любая система безопасности или сигнализации является системой связи, поскольку сигналы от датчиков (абонентов) передаются в некий центральный орган, принимающий решение, а далее сигналы о нем рассылаются на оповещатели, информационные табло или исполнительные механизмы, тоже являющиеся абонентами системы. Системы громкого оповещения - не исключение. Тогда возникает вопрос - возможно ли при увеличении мощности центрального контроллера обеспечить обработку не только звуковых, но и иных типов данных? Ответ таков - на сегодняшний день это возможно и, более того, такие системы уже существуют. 

Как было сказано выше, ядром системы является коммуникационный сервер, имеющий модульную архитектуру, то есть наполняемый различными типами абонентских плат, предназначенных для разных абонентов - вызывных станций, линейных выходов для подключения усилителей мощности и линий громкоговорителей, переговорных устройств, диспетчерских пультов, точек экстренного вызова, информационных графических терминалов, исполнительных механизмов и т.д. 

Доступные сервисы 

Подобный широкий спектр устройств позволяет обеспечить, помимо обычной трансляции сообщений и музыкальных программ, следующие сервисы: 

1. Ответ оператору на запрос с ближайшего терминала (поиск людей). Например, на вокзале при поиске пассажира (которого просто не встретили) оператор с диспетчерского пульта производит запрос, сопровождаемый просьбой не подойти, скажем, к первой кассе, стойке регистрации и т.п., а ответить ему с ближайшей точки экстренного вызова. Естественно, дальше разговор производится в режиме "точка-точка" без участия линий громкоговорителей. Затем разговор может быть переключен на ищущего этого пассажира абонента, который, в свою очередь, также обратился к оператору с просьбой о поиске с помощью того же переговорного устройства. 

2. Трансляция сообщений (в том числе по заранее запрограммированному расписанию или сценарию) и фоновой музыки через линии громкоговорителей - обычная и обязательная для системы оповещения функция, поэтому подробно останавливаться не будем. 

3. Запуск сценариев демонстрации экспонатов или звукового сопровождения по запросу пользователя. Данная возможность более актуальна для общественных мест и музеев. Наиболее подходящим устройством для осуществления подобных задач, на взгляд автора, является графический терминал, оснащенный динамиком. При помощи такого устройства можно получить графическую информацию, прослушать звуковое сообщение, активировать какие-либо инсталляции вроде интерактивных подсвечиваемых планов, или запустить сценарий, например демонстрационный макет или стенд. 

4. Управление исполнительными механизмами, например дверями и воротами, шлагбаумами. Поскольку архитектура сервера позволяет оперировать и исполнительными сигналами, которые не в пример проще по своей структуре, чем звук, оператор может управлять при помощи нажатия клавиш на вызывной станции или диспетчерском пульте любыми исполнительными механизмами. Помимо оператора, управление может происходить и автоматически, например при генерации подтвержденной тревоги. 

5. При необходимости подобную систему, в которой помимо сообщений присутствуют и разговоры с оператором, целесообразно дополнить средством аудиопротоколирования для исключения неясностей в разрешении конфликтных ситуаций и оценке действий персонала объекта в чрезвычайных ситуациях при последующем разборе. Такое дополнение также возможно, поскольку современный мощный сервер без особого труда в состоянии генерировать сигналы "старт/стоп" записи и параллельное подключение протоколирующих устройств.  

Формирование рабочего места 

Несмотря на разнообразие сервисов, все действия благодаря использованию единого сервера возможно производить с одного рабочего места (диспетчерского пульта), что позволяет существенно сократить количество органов управления, сэкономить место, занимаемое оборудованием, уменьшить нагрузку на оператора, который (о чем часто забывают при проектировании и эксплуатации) - все же живой человек и способен решать в данный момент всего одну задачу. 

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что на сегодняшний день широкий ассортимент переговорных устройств и громкоговорителей, от офисных до всепогодных и антивандальных, а также применение в качестве среды передачи высокоскоростной мультисервисной IP-сети и системы визуализации процессов и событий позволяют построить единую систему, осуществляющую функции обеспечения безопасности, информационного обслуживания и оперативного управления объектом. Она предлагает более широкие возможности, чем обычные системы Public Address. Несомненно, в будущем подобные системы найдут широкое применение в самых разных сферах жизнедеятельности технически сложного сегодня мира.  

 

Специализированный каталог «Пожарная безопасность», 2011