При проектировании объекта, предназначенного для постоянного или временного пребывания большого количества людей, проектными решениями должны быть предусмотрены технические средства защиты персонала и посетителей объекта от последствий наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими проявлениями.

Для обеспечения защиты людей и предотвращения катастрофического ущерба, как правило, создается система комплексного обеспечения безопасности объекта. В соответствии с определением террористического акта (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») против людей, находящихся в зданиях и сооружениях, возможно применение следующих вариантов террористического воздействия на защищаемый объект:

·        осуществление взрыва здания или его части;

·        осуществление поджога здания или его части;

·        применение отравляющих, ядовитых, токсичных веществ в концентрациях, создающих опасность гибели персонала и посетителей объекта;

·        применение средств (источников) радиационного заражения персонала и посетителей объекта;

·        применение средств электромагнитного, ионизирующего и других типов облучения с уровнями, создающими опасность гибели человека;

·        применение огнестрельного оружия для поражения людей или захвата заложников;

·        искусственное создание условий для возникновения аварий техногенного характера, создающих опасность гибели персонала и посетителей объекта, либо причинения значительного имущественного ущерба.

При реализации перечисленных угроз возможны различные способы применения средств осуществления террористического воздействия. 

 

Формирование требований к проектируемой системе антитеррористической защиты затруднено отсутствием детализации общепринятого термина «средства антитеррористической защиты».

Действующими нормативными документами перечень и функциональность технических средств антитеррористической защиты не определены. В силу этого при проектировании комплексных систем безопасности в случае отсутствия детально проработанного технического задания к средствам антитеррористической защиты относят в основном только средства досмотра людей, отдельных предметов (вещей) и транспорта, позволяющие определить наличие взрывчатых веществ и огнестрельного оружия,

Представляется целесообразным определить примерный перечень технических средств антитеррористической защиты, на основе которых разрабатываются проектные решения по предотвращению террористических проявлений или минимизации ущерба от их совершения.

В соответствии с определением террористического акта и ранее рассмотренными возможными способами реализации террористического воздействия на защищаемый объект можно определить примерный перечень используемых технических средств защиты. Для перекрытия каналов доставки на территорию объекта взрывчатых веществ и предотвращения их применения на объекте, как правило, используются следующие средства антитеррористической защиты:

 

  • оборудование по предотвращению проноса взрывчатых веществ и огнестрельного оружия на охраняемый объект (средства контроля персонала, посетителей и их ручной клади);
  • оборудование для контроля почтовой корреспонденции;
  • оборудование для выявления безнадзорных (оставленных) предметов;
  • оборудование для локализации и подавления энергии взрыва;
  • оборудование для предотвращения срабатывания радиовзрывателей взрывных устройств;
  • оборудование для предотвращения проезда заминированного транспорта (средства ограничения скорости движения автотранспорта);
  • средства досмотра автотранспорта.

 

Требования к техническим средствам защиты от пожара в здании в настоящее время наиболее полно определены нормативной документацией, и технические решения по их применению не вызывают сложностей при проектировании. Для защиты от применения отравляющих, ядовитых, опасных веществ путем подбрасывания их носителей в системы вентиляции и кондиционирования объекта необходимо использовать типовые инженерные средства защиты, технические средства контроля проникновения на объект и средства мониторинга поступающего в приточную вентиляцию объекта воздуха.

 Средства мониторинга состояния инженерных сетей и обнаружения аварий техногенного характера достаточно известны и предусматриваются при разработке автоматизированной системы диспетчеризации и управления инженерными сетями объекта.

Технические решения по применению перечисленных технических средств для предотвращения террористических актов и минимизации их последствий должны быть предусмотрены при разработке проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта.

В настоящее время вопросы построения систем безопасности или их элементов обычно разрабатываются в рамках подраздела «Сети связи» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» - при построении слаботочных сетей здания (сооружения).

 Рассмотрим существующие требования нормативных документов к составу и содержанию разделов проектной документации в части построения систем безопасности в целом и применению средств антитеррористической защиты в частности.

К основным нормативным документам, регламентирующим вопросы построения систем безопасности и антитеррористической защиты, следует отнести: 

  • Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О

противодействии терроризму»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Постановление правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  • ГОСТ Р 22.0.02-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий»;
  • ГОСТ Р 22.0.08-96. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 22.1.01-95. «Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения»;
  • ГОСТ Р 22.1.12-2005. «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования»;
  • «Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». Утверждены приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105;
  • СП 11-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований»;
  • ведомственные нормативные документы;
  • региональные нормативные документы.

 

Состав проектной документации и требования к содержанию отдельных документов определены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 48 «Архитектурно-строительное проектирование», п. 12) и постановлением правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В соответствии с требованиями этих документов отдельный раздел по проектированию системы антитеррористической защиты не предусмотрен.

Отдельные требования к реализации функций защиты от террористических проявлений определены в требованиях к составу и содержанию

- раздела 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (пп. л, н, о),

- раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (пп. 19, 20, 21, 26),

- раздела 9 «Мероприятия по обеспечению пожар безопасности» проектной документации.

Дополнительные требования по антитеррористической защите объекта могут быть проработаны при разработке раздела 12 «Иная документация».

 

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Ро ской Федерации (статья 48 «Архитектурно-строительное проект» рование», п. 14.) проектная документация объектов использованй атомной энергии, опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При разработке инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежит разработке структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Требования к составу и функциональности СМИС прописаны в ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Данные требования определяют и некоторые функции СМИС по мониторингу опасности террористических проявлений, в частности по контролю повышенного уровня радиации, превышению концентраций опасных и ядовитых веществ, взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и контролю заданных технологических параметров инженерных сетей. Однако подраздел СМИС разрабатывается в составе раздела «ИТМ ГО ЧС» только при проектировании потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Проектные решения по защите от поджога здания разрабатываются в рамках раздела 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации.

Проектные решения по защите от применения отравляющих, ядовитых, опасных веществ в части применения инженерных средств защиты и технических средств контроля проникновения на объект разрабатываются в рамках раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

Проектные решения по контролю поступающего в приточную вентиляцию объекта воздуха, защите от применения средств (источников) радиационного заражения персонала объекта, средств электромагнитного, ионизирующего и других типов облучения с уровнями, создающими опасность гибели человека, должны быть разработаны в рамках подраздела СМИС раздела «ИТМ ГО и ЧС» раздела 12 «Иная документация».

 Средства контроля аварий техногенного характера предусматриваются при разработке автоматизированной системы диспетчеризации и управления инженерными сетями объекта в рамках раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», а также в рамках подраздела СМИС, при его разработке в составе проектной документации.

Технические мероприятия по оповещению персонала и посетителей объекта и обеспечению их эвакуации, как правило, разрабатываются в рамках раздела 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» при разработке подраздела СОУЭ.

Проектные решения по применению технических средств для перекрытия каналов доставки на территорию объекта взрывчатых веществ и предотвращения их применения на объекте могут быть разработаны в рамках раздела 12 «Иная документация», так как другими разделами проектной документации их применение не предусмотрено.

 Отдельные требования по разработке специальных разделов проектной документации разработаны на региональном уровне.

Например, территориальные строительные нормы г. Санкт-Петербурга «ТСН 31-332-2006. Жилые и общественные высотные здания» в пп. 18.4 определяют необходимость разработки раздела «Комплексное обеспечение безопасности». При этом определено, что требования к защищенности объекта устанавливаются заданием на проектирование на основании анализа уязвимости.

Региональный нормативный документ градостроительного проектирования г. Москвы «Временные нормы и правила проектирования локальных систем безопасности и магистральных сетей при подключении объектов-новостроек к системе обеспечения безопасности города (СОБГ)» определяет отдельные требования к построению комплексных систем безопасности объектов. Существует ряд ведомственных документов, определяющих нормы проектирования средств антитеррористической защиты при проектировании ведомственных зданий и сооружений. Например, стандарт ОАО «Газпром» СТО Газпром 2-1.4-186-2008 «Унифицированные проектные решения по комплексам ИТСО и САЗ объектов ОАО «Газпром».

Таким образом, разработка раздела проектной документации, предусматривающего проработку проектных решений по антитеррористической защите объекта, нормативными документами не предусмотрена. Отдельные вопросы разработки таких проектных решений определены только для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Требования к содержанию такого раздела прописаны частично в региональных градостроительных нормативных документах и, очевидно, в полной мере могут быть определены только заданием на проектирование.

В настоящее время отдельные проектные решения по применению средств антитеррористической защиты разрабатываются в разных разделах проектной документации и зачастую разными проектными организациями.

Представляется целесообразным предусмотреть разработку подраздела «Система комплексного обеспечения безопасности объекта» в рамках раздела 12 «Иная документация». При этом требования к содержанию такого подраздела не определены действующими нормативными документами и должны быть подробно определены заказчиком при разработке задания на проектирование.

 

Автор – заместитель генерального директора ООО «Интел Тектум», к.т.н.

Журнал «Технологии защиты», №2, 2011